Заказать звонок
Эриксон, Эрик Хомбергер

ЭРИКСОН, ЭРИК ХОМБЕРГЕР (Erikson, Erik Homburger) (1902–1994), американский психолог, представитель эго-психологии.

Родился во Франкфурте-на-Майне (Германия) 15 июня 1902, вырос в Карлсруэ, учился в классической гимназии. В 1928 учился в Венском психоаналитическом институте. Вскоре после его окончания в 1933 переехал в Соединенные Штаты, где работал в Бостоне и в Гарвардском университете; позже переехал в Йель, а затем в Беркли, где проработал более десяти лет. В 1960 стал профессором Гарвардского университета, в 1968 вышел в отставку. Умер Эриксон в Харвиче (шт. Массачусетс) 12 мая 1994.
В противоположность тезису психоанализа об антагонизме личности и общества подчеркивал биосоциальную природу и адаптивный характер поведения личности, центральным, интегративным качеством которой выступает психосоциальная идентичность. Субъективно переживаемая как “чувство непрерывной самотождественности”, психосоциальная идентичность базируется на принятии личностью целостного образа себя в единстве с ее многообразными социальными связями. Изменение социокультурных условий существования личности ведет к утрате прежней и необходимости формирования новой идентичности. Возникающие на этом пути личностные затруднения могут привести к тяжелому неврозу (“потеря себя”). На основании этого Эриксон делал вывод об обусловленности массовых неврозов глубокими потрясениями в жизни общества на поворотах истории (войны, революции и т. д.). Смысл терапевтической работы усматривался в возвращении пациенту утраченного чувства идентичности.
Эриксон подчеркивал большое значение юности и других периодов в жизни человека. С его точки зрения, жизненный цикл определяется последовательностью кризисов, которые разрешаются и уступают место новым, благодаря чему индивид реализует свои возможности. Человек в любом возрасте может либо находиться в согласии с самим собой, либо его могут раздирать внутренние противоречия. Отвергая психологический детерминизм, Эриксон подчеркивал роль широкого спектра воздействий, которые определяют развитие не только в детстве, но и в юности, зрелости и старости.
Публикации
Детство и общество, 1950
Молодой Лютер, 1958
Понимание и ответственность, 1964
Идентичность: юность и кризис, 1968
Истина Ганди, 1969
Жизнь и исторический момент, 1975
Завершенный жизненный цикл: обзор, 1982
Способ рассмотрения, 1987

Ближайшие тренинги
Запись вебинара
«Продажа: работа с сомнениями покупателя»
Тренинги
Видео «Как мотивировать людей с учетом психотипа личности»
Тренинги
Запись вебинара
«Уверенность и любовь»
Тренинги
Видео «5 речевых техник уверенного поведения в конфликте»
Тренинги
Запись вебинара
«Ключи общения: как подобрать свой
к любому человеку»
Тренинги
Запись вебинара
«Эмоции. Мифы и реальность.
Подавлять или проявлять?
Контролировать или управлять?»
Тренинги
Запись вебинара для мужчин
«Яркие отношения с женщиной. Как их создать и поддерживать.»
Тренинги
Видео «МАСТЕР СЛОЖНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ: лучшие техники убеждения сообщества переговорщиков»
Тренинги
Видео «Мужская уверенность. Как отстаивать свои интересы.»
Тренинги
Спасибо за покупку!
Тренинги
Запись вебинара
«Осторожно: конфликт!»
Тренинги
Видеозапись вебинара Алексея Таролла (28.03.2019 г.)
Тренинги