info@syntone.ru   +7 (495) 507-8793

Тренинг-Центр Синтон

Лучшие тренинги России

Archive

  1. Трансперсональная Психология

    Комментарии к записи Трансперсональная Психология отключены

    Представители трансперсональной психологии : Станислав Гроф, Кен Кизи, Тимоти Лири, Теренс Маккена.

    Трансперсональная психология — выходящая за рамки отдельной персоны, конкретного человека или индивидуальной души. Психология вне меня, вне тебя и вне разумного опыта.

    Трансперсональная психология описывает опыт измененных состояний сознания, когда оно выходит за пределы привычного «Я», за границы времени и/или пространства.

    Источники теоретических представлений трансперсональной психологии

    Большая часть материалов трансперсональной психологии взята из толкования сновидений, переживаний после приема легких наркотиков, опыта медитаций и измененных состояний сознания в процессе ребефинга и других процессов, создающих кратковременное отравление мозга.

    Направленность трансперсональной психологии

    Представители трансперсональной психологии — как правило, допускают существование Высших сил, но избегают прикрепления к определенной религии.

    Трансперсональная психология охватывает эмпирические исследования, разработки прикладных аспектов и теоретический анализ огромного количества тем, включая ценности, объединяющее сознание, мистицизм, священность повседневной жизни, космическое сознание, космическую игру, синергию индивида и биологического вида, духовные пути, теории и техники медитации, сострадание и трансперсональную кооперацию.

    Как философское направление, в трансперсональной психологии традиционно тяготение к позиции свободы, любви и всеобщего братства. Трансперсональная психология ставит задачу преодоления ощущения личной изоляции, центрированности и самодостаточности.

    Стиль трансперсональной психологии

    Трансперсональная психология считает, что существует как несколько способов приобретения и доказательства истинности знания, так и множество состояний сознания, и все они должны быть важны для психологии. Измененные состояния сознания могут подчиняться особым законам, отличным от тех, по которым функционирует нормальное сознание. Научное знание передается линейно, в словах и в числах, а то, что описывает трансперсональная психология, скорее может быть связано с работой правого полушария, работающего образно, а не логично.

    Для объяснений трансперсональной психологии пользуется понятиями «формационная каузальность» и «синхронистичность» (имеющее смысл, многозначительное, но акаузальное стечение событий).

    Практика трансперсональной психологии

    Представители трансперсональной психологии большей частью ориентируеются на восточные практики, организуют семинары по освоению и использованию медитаций и дыхательных техник: ребефинг, холотропное дыхание, освобождающее дыхание.

    История вопроса трансперсональной психологии

    В качестве самостоятельного раздела психологической науки трансперсональная психология оформилась конце 1960-х гг. как одно из направлений гуманистической психологии.
    Уильям Джемс писал о трансперсональной психологии еще в 1902 г. Первым, кто заговорил о «трансперсональном бессознательном», был, судя по всему, К. Юнг, использовавший этот термин в качестве синонима термина «коллективное бессознательное».

  2. Толерантность

    Комментарии к записи Толерантность отключены

    Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Толерантность — это моральное качество личности или состояние общественных нравов, характеризующееся сдержанностью моральных оценок, неагрессивным способом восприятия морального и социального зла, стремлением учитывать интересы других людей и народов.

    В состав толерантности входят:

    естественная (натуральная) толерантность — открытость, любознательность, доверчивость, — свойственная маленькому ребенку и еще не ассоциирующаяся с качествами его «Я» (толерантность типа «А»);

    моральная толерантность — терпение, терпимость, ассоциируемая с личностью («внешним Я» человека) (толерантность типа «Б»);

    нравственная толерантность — принятие, доверие, ассоциируемая с сущностью или «внутренним Я» человека (толерантность типа «В»).

    Толерантность типа «А» — это естественное и безусловное принятие другого человека, отношение к нему как к самодостаточному и самоценному существу. Такая толерантность имеет место в жизни маленького ребенка, у которого процесс становления личности еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к формированию «персоны», к возникновению «двойного стандарта», к существованию обособленных планов поведения и переживания и т. д. Младенец абсолютно нетерпим к своим нуждам — он не терпит голода, холода, эмоциональной заброшенности. Он готов требовать удовлетворения своих базовых потребностей плачем — тем инструментом, что ему доступен. Если бы ему были доступны другие средства, он бы ими воспользовался. В этом смысле, действительно — родители учат ребенка терпению, а многие взрослые остаются «младенцами» в желании получить мгновенное удовлетворение своим нуждам.

    Именно этот тип толерантности ответственен за парадоксальное принятие маленькими детьми своих родителей даже в случаях крайне жестокого обращения, психологического, физического и сексуального насилия. С одной стороны, наличие у детей толерантности типа «А» обеспечивает им субъективную, психологическую защищенность от проявлений жестокости и позволяет сохранить позитивные отношения с родителями, а с другой стороны, расщепляет и невротизирует их формирующуюся личность, поскольку не может обеспечить достаточного уровня самопринятия, принятия собственного опыта, собственных чувств и переживаний.

    Толерантность типа «Б» — это по сути дела скрытая, отсроченная внутренняя агрессия (здесь можно в качестве примера привести родителя, который одобрительно кивает в ответ на бесчинства детей, но внутренне напряжен и негативен по отношению к такому поведению). Хотя такая «терпимость» выглядит на первый взгляд лучше, чем «нетерпимость», и то, и другое являются, тем не менее, однопорядковыми и одноприродными явлениями. Различия между ними — лишь количественные, а не качественные, поскольку их психологическая основа идентична. В этом смысле можно сказать, что толерантность типа «Б» — это обратная сторона нетерпимости, различных форм насилия и манипулирования человеком, игнорирования его субъектных характеристик, всего того, что так деструктивно действует на отношения между людьми.

    Толерантность типа «В» построена на принятии человеком как окружающих, так и самого себя, на взаимодействии с внешним и внутренним миром в принимающей, диалогической манере. В противоположность насилию и манипулированию такое взаимодействие предполагает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Для человека, обладающего толерантностью типа «В», напряжения и конфликты вовсе не исключены, можно сказать, он постоянно живет в ситуации напряженного существования, не боится быть лицом к лицу с этим напряжением, достойно выдерживать и принимать его.

  3. Тренинг Уверенности В Себе

    Комментарии к записи Тренинг Уверенности В Себе отключены

    Тренинг уверенности в себе — индивидуальное или групповое обучение уверенным способам поведения в официальных, формальных и межличностных отношениях. Исторически первой программой тренинга уверенности в себе принято считать условно-рефлекторную терапию Андре Сальтера (1949) предполагавшего, что причиной неуверенности является преобладание процессов торможения в организме, и строившего свою работу на основе формирования так называемых «эксцитаторных» рефлексов. Признаки «эксцитаторной личности» во многом до сих пор составляют основу большинства программ тренинга уверенности в себе.

    Позже Джозеф Вольпе (1958) предположил, что помимо процессов торможения за неуверенность в себе могут быть ответственны множественные социальные страхи, такие, как страх критики, ошибки, контакта, публичного присутствия, страх попросить, потребовать, отказать или получить отказ. Для терапии социальных страхов Вольпе использовал метод систематической десенсибилизации, основанный на принципе контр-обусловливания. Разработанная им программа «тренинга самоутверждения» получила широкое распространение в Америке и послужила базой для многочисленных программ тренинга уверености.

    Арнольд Лазарус (1973) обратил внимание на существование у многих неуверенных в себе клиентов поведенческого дефицита, проявляющегося в полном или частичном отсутствии у них навыков социального контакта, предъявления требований, открытого выражения желаний и чувств, умения сказать «нет».

    В современном тренинге уверенности в себе комбинацию заторможенности, страхов и поведенческого дефицита как причин неуверенности в себе обычно дополняют когнитивным дефицитом. Этот дефицит выражается в том, что неуверенные клиенты недооценивают свои успехи и переоценивают неудачи, концентрируют свое внимание преимущественно на негативных событиях, часто строят несбыточные планы, от реализации которых сами же и отказываются.

    Помимо уже названных, в Западной Европе широкое распространение получили программы тренинга уверенности Р. Ульрих и Р. Ульрих де Минк (1973) и Ф. Фельдхеге и Г. Краутана (1979), в Америке — программа тренинга уверенности Р. Альберти и М. Эммонс (1970, 1974).

    В современных программах тренинга уверенности в себе принято различать универсальные навыки уверенности, такие как инициатива в осуществлении собственных планов, позитивное самовосприятие и оптимизм, социальная смелость, саморегуляция и самоподкрепление, умение вызвать симпатию и специальные навыки уверенности, имеющие ограниченное значение в разных сферах современной жизни (умение сказать «нет», потребовать, попросить, открытое выражение желаний и чувств и другие).

    Тематически в сфере межличностных отношений ключевыми признаются навыки открытого выражения желаний и чувств, установления контакта и подкрепления. В сфере формальных отношений обычно требуется коррекция навыков предъявления требований и отказа. В сфере функциональных отношений преимущественно тренируют навыки позитивной самопрезентации, переговоров и умение сказать «нет».

    Особой формой тренинга уверенности в себе является тренинг уверенности с детьми. Особенность этой формы тренинга состоит в том, что занятия с детьми дополняются специальным педагогическим тренингом с родителями.

  4. Тренинг

    Комментарии к записи Тренинг отключены

    Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — краткосрочное мероприятие или несколько мероприятий, направленное на получение знаний, приобретение навыков, а также воспитание участников такого мероприятия.

    Тренинг, направленный только на получение знаний, называется часто семинаром. На семинаре слушатели получают информацию и знания в определённой области или по определённому вопросу.

    Тренинг, направленный, в основном, только на получение навыков, называется навыковым тренингом или просто тренингом (навыковый тренинг невозможно представить без приобретения знаний). На навыковом тренинге участники развивают умения, приобретают навыки и получают знания о том, как лучше и эффективно разбираться в вопросе, которому посвящён тренинг.

    Тренинг, направленный на воспитание, часто называется вводным. Такие тренинги проводятся, например, для вновь прибывших членов трудового коллектива в компаниях. В течение таких мероприятий, участникам прививается культура общения, принятая внутри коллектива, рассказывается о правилах поведения, история компании, её структура.

    Виды тренингов
    По заказчику тренинга, различаются
    персональный тренинг, когда заказчиком является физическое лицо;
    институциональный тренинг, когда заказчиком является некий институт (государство, компания, группа людей);
    смешанный тренинг, когда заказчиком выступают одновременно физическое лицо и институт.

    По продолжительности различаются кратковременный тренинг (несколько часов), однодневный тренинг и многодневный тренинги.
    По основному навыку, который является целью тренинга, различаются множество различных тренингов, например: тренинг продаж, коммуникативный тренинг, тренинг переговоров, т. п.

  5. Тревожность

    Комментарии к записи Тревожность отключены

    Тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях связанных или с экзаменационными испытаниями, или c повышенной эмоциональной или физической нагруженностью, порожденной причинами иного характера. Тренинг тревожности помогает справиться с нежелательными переживаниями, но задача, обычно, в том, чтобы эту тревожность распознать, так как на сегодняшний день она присутствует в жизни многих людей в фоновом режиме. Тренинг «Как избавиться от волнения, или все проблемы от головы», например, для начала учит понимать механизм возникновения состояния волнения и отличать его от нормальной реакции на опасность, а уже как следствие понимания причин возникновения тревоги, помогает управлять этим состоянием или убирать его навсегда.

    Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся поведением. Тренинг тревожности предназначен для здоровых людей, которые хотят освободиться от этого гнетущего и мучительного чувства.

    Ч. Д. Спилбергер исследуя тревожность как личностное свойство и тревогу как состояние, разделил эти два определения на «реактивную» и «активную», «ситуативную» и «личностную» тревожность.

    По Ю. Л. Ханину, состояния тревоги или ситуативная тревожность, возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожностькак черта, свойство дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему „Я“ в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением ситуативной тревожности. Величина личностной тревожности характеризует прошлый опыт индивида, то есть насколько часто ему приходилось испытывать ситуативную тревожность».

    Особенно острой проблема тревожности является для детей подросткового возраста. В силу ряда возрастных особенностей подростничество часто называют «возрастом тревог». Среди возможных причин возникновениятревожности могут выступать: физиологические особенности (особенности нервной системы — повышенная чувствительность или сензитивность), индивидуальные особенности, взаимоотношения со сверстниками и с родителями, проблемы в школе. Но первое место в этом списке занимает неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями.

    Формированию неблагоприятного усиления тревожности способствует повышенная родительская требовательность при недостаточном учете возможностей ребенка. Тревожный ребенок постоянно находится в состоянии повышенной тревожности, он ощущает, что «не дотягивает» до требований родителей, не совсем такой, каким его хотели бы видеть. Тревожность может формироваться еще и потому, что наряду с завышенными требованиями к ребенку он может оказаться в ситуации повышенного оберегания, чрезмерной заботы, предосторожностей.

    Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств.

    Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Есть категория людей, тревожность которых очень высокая, которая представляет реальную угрозу для самооценки и даже жизнедеятельности.

    Вот что ощущает человек во время тревожности физиологически:

    усиление сердцебиения;
    учащение дыхания;
    увеличение минутного объема циркуляции крови;
    возрастание общей возбудимости;
    снижение порога чувствительности.
    На психологическом уровне тревожность ощущается как:

    напряжение;
    озабоченность;
    нервозность;
    чувство неопределенности;
    чувство грозящей опасности, неудачи;
    невозможность принять решения и др.
    Тревожность проявляется:

    В беспомощности
    В неуверенности в себе
    В преувеличении значимости ситуаций и ощущение бессилия перед ними.
    В целом тревожность является проявлением неблагополучия личности.
    Справится с тревожностью самому сложно, нужна помощь и поддержка.

    Если прийти с этой проблемой на тренинг тревожности, то тренер поможет разобраться со своей самооценкой, поработать над преодолением внутренних конфликтов. Есть специальные методы, которые человек может освоить самостоятельно и применять их довольно успешно. Очень важный момент в работе над тревожностью — научиться ставить цели и уметь прислушиваться и оценивать свои чувства.

    Рекомендуем пройти тренинг «Как избавиться от волнения, или все проблемы от головы»

  6. Типы Темперамента Э. Кречмера

    Комментарии к записи Типы Темперамента Э. Кречмера отключены

    Типы темперамента Э. Кречмера — классификация темпераментов на основе особенностей телосложения. Кречмер организовал собственную лабораторию конституциональной и трудовой психологи, которой руководил до своей смерти.

    Среди его публикаций (их более 150) особое место занимают работы по соотношению конституции тела и характера. В начале 20-х годов он пережил особый творческий подъём, и в это время появилась основная его работа, принесшая ему всемирную известность — «Строение тела и характер». Здесь было описано обследование около 200 больных — на основании множества вычислений соотношения частей тела Кречмер выделил основные типы строения тела (чётко выраженные — лептосомный, или психосоматический, пикнический, атлетический, и менее определённый — диспластический). Эти типы конституций он соотнес с описанными Крепелином психическими заболеваниями — маниакально-депрессивным психозом и шизофренией, и оказалось, что существует определённая связь: к маниакально-депрессивным психозам более склонны люди с пикническим типом конституции, а к шизофрении — с лептосомным.

    Далее он сделал предположение, что те же особенности темперамента, которые являются ведущими при душевных заболеваниях, могут быть обнаружены, лишь при меньшей их выраженности, и у здоровых индивидов. Различие между болезнью и здоровьем, по Кречмеру, лишь количественное: любому типу темперамента свойственны психотический, психопатический и здоровый варианты психического склада. Каждому из основных психических (психотических) заболеваний соответствует определённая форма психопатии (циклоидная, шизоидная), а также определённый «характер» (точнее, темперамент) здорового человека (циклотимический, шизотимический).

    Наиболее предрасположены к психическим заболеваниям пикник и психосоматик. Циклотимический характер, при чрезмерной выраженности может доходить, через уже анормальную циклоидную вариацию характера, до маниакально-депрессивного психоза. При шизотимической форме темперамента, в случае отклонения от нормы, возникает шизоидия, которая трансформируется, при форсировании болезненных признаков, в шизофрению.

    В дальнейшем Кречмер выделил семь темпераментов, соотнесенных с тремя основными группами:

    1. Циклотимический, на основе пикнического телосложения (а: гипоманический, б: синтонный, в: флегматичный);
    2. Шизотимический, на основе лептомсомной конституции (а: гиперестетический, б: собственно шизотимический, в: анестетический);
    3. Вязкий темперамент, на основе атлетического телосложения, как особый вид темперамента, характеризующийся вязкостью, трудностью переключения и склонностью к аффективным вспышкам, наиболее предрасположенный к эпилептическим заболеваниям.

    В качестве основных свойств темперамента Кречмер рассматривал чувствительность к раздражителям, настроение, темп психической деятельности, психомоторику, индивидуальные особенности которых в конечном счете обусловлены химизмом крови.

  7. Типы Темперамента И. П. Павлова

    Комментарии к записи Типы Темперамента И. П. Павлова отключены

    Типы темперамента И. П. Павлова — классификация темпераментов на основе типов нервной системы.

    И. П. Павлов показал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента: сила (индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде, быстро восстанавливается, не реагирует на слабые раздражители), уравновешенность (индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке, легко подавляет свои неадекватные желания) и подвижность (индивид быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки). И. П. Павлов соотнёс выделенные им типы нервных систем с психологическими типами темпераментов и обнаружил их полное сходство. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведения человека. В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит следующим образом:

    1) сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой», по И. П. Павлову — сангвинический темперамент;

    2) сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный», по И. П. Павлову — флегматический темперамент;

    3) сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный» тип, по И. П. Павлову — холерический темперамент);

    4) слабый тип («слабый», по И. П. Павлову — меланхолический темперамент).

    Слабый тип никоим образом нельзя считать инвалидным или не совсем полноценным типом. Несмотря на слабость нервных процессов, представитель слабого типа, вырабатывая свой индивидуальный стиль, могут добиться больших достижений в учении, труде и творческой деятельности, тем более что слабая нервная система высокочувствительная нервная система.

    Сангвинистический темперамент. Представитель этого типа — живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) человек. Как правило, весел и жизнерадостен. Эмоционально неустойчив, легко поддаётся чувствам, но они у него обычно не сильны и не глубоки. Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи. Очень склонен к коллективу, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелательный, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения.

    Флегматический темперамент. Представитель этого типа медлителен, спокоен, нетороплив. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чем бы то ни было. Как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают замедленно. Эта медлительность может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро сделать. В подобных случаях флегматик может проявить беспомощность, но зато запоминает он обычно на долго, основательно и прочно.

    В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни: флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально, он уклоняется от ссор, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи.

    Холерический темперамент. Представители этого типа отличаются быстротой (иногда лихорадочной быстротой) движений и действий, порывистостью, возбудимостью. Психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко сказывается в его деятельности : он с увлечением и даже страстью берётся за дело, проявляет инициативу, работает с подъёмом. Но запас нервной энергии у него может быстро истощиться в процессе работы, особенно когда работа однообразна и требует усидчивости и терпения, и тогда может наступить охлаждение, подъём и воодушевление исчезают, настроение резко падает. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому темпераменту, ярко проявляется в общении с людьми, с которыми холерик допускает резкость, вспыльчивость, раздражимость, эмоциональную сдержанность (что часто не даёт ему возможности объективно оценивать поступки людей) и на этой почве порой создает конфликтные ситуации в коллективе.

    Меланхолический темперамент. У представителей этого темперамента психические процессы протекают замедленно, люди с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а за тем и прекращение её. Они быстро утомляются. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают продуктивно. Эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легкоуязвимые, тяжело переносят обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются в них слабо.

    Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Меланхолики часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью: кто сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую сам причиняет другим людям.

  8. Темперамент

    Комментарии к записи Темперамент отключены

    Темперамент (от лат temperamentum — надлежащее соотношение частей, соразмерность) — характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

    Темперамент составляет основу развития характера человека.

    Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями высшей нервной деятельности. Два компонента темперамента — активность и эмоциональность присутствуют в большинстве классификаций и теорий темперамента.

    Различают собственно Темперамент как определенное устойчивое сочетание психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности и поведении, и его органическую основу. Известны три основные системы объяснений ее сущности, из которых две первые имеют лишь исторический интерес. Первая (гуморальная) связывала состояние организма с соотношением различных соков (жидкостей), в связи с чем выделялись четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический, флегматический (Гиппократ, Гален и др.);

    Преобладание жёлтой желчи (греч. χολή, холе, «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком.

    Преобладание лимфы (греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком.

    Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником.

    Преобладание чёрной желчи (греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом.

    Эта терминология стала широко употребительной; вторая (конституциональная) исходит из различий в конституции организма — его физического строения, соотношения его отдельных частей, различных тканей (Кречмер, Шелдон и др.); третья связывает типы темперамента с деятельностью центральной нервной системы. Учение И. П. Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяет три основных свойства нервной системы — силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов — и четыре основных типичных их сочетания в виде четырех типов высшей нервной деятельности:

    1) сильный, уравновешенный, подвижный;
    2) сильный, уравновешенный, инертный;
    3) сильный, неуравновешенный;
    4) слабый.

    Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания. Темперамент не характеризует содержательную сторону личности (ценностные ориентации, мировоззрение) и не определяет непосредственно содержательные черты личности. Однако свойства темперамента могут как благоприятствовать, так и противодействовать формированию определенных черт личности, поскольку Темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий, от которых в решающей степени зависит формирование личности.

  9. Теории Личности

    Комментарии к записи Теории Личности отключены

    Теория личности — это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека.

    Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем:

    1. Каков характер главных источников развития личности — врожденный или приобретенный?
    2. Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?
    3. Какие процессы являются доминирующими в структуре личности — сознательные (рациональные) или бессознательные (иррациональные)?
    4. Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?
    5. Является ли личный (внутренний) мир человека субъективным, или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов?

    Каждый психолог придерживается определенных ответов на поставленные выше вопросы. В науке о личности сложилось семь довольно устойчивых комбинаций таких ответов, или теорий личности. Выделяют психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозитивную теории личности.

    Основоположником психодинамической теории личности, также известной под названием «классический психоанализ», является австрийский ученный З. Фрейд. В рамках психодинамической теории личность — это система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов — с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.

    Аналитическая теория личности близка к теории классического психоанализа, так как имеет с ней много общих корней. Наиболее ярким представителем этого подхода является швейцарский исследователь К. Юнг. Согласно аналитической теории, личность — это совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной или интровертированной установок личности.

    Сторонники гуманистической теории личности в психологии (К. Роджерс и А. Маслоу) главным источником развития личности считают врожденные тенденции к самоактуализации. В рамках гуманистической теории, личность — это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности — это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.

    Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли. По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, — это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем. Согласно когнитивной теории, личность — это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.

    Поведенческая теория личности имеет еще и другое название — «наученческая», поскольку главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения. В рамках данного подхода, личность — это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности — с другой. Согласно поведенческой теории личности, структура личности — это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.

    Деятельностная теория личности получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать, прежде всего, С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульханову-Славскую, А. В. Брушлинского. В рамках деятельностной теории, личность — это сознательный субъект, занимающийся определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности — это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистеционально-бытийных свойств личности.

    Сторонники диспозициональной теории личности считают главным источником развития личности факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преимущественно влияния со стороны генетики, другие — со стороны среды. В рамках диспозициональной теории, личность — это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально обусловленных свойств. Структура личности — это организованная иерархия отдельных биологически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств.

  10. Толмен Эдвард Чейс

    Комментарии к записи Толмен Эдвард Чейс отключены

    Эдвард Чейс Толмен родился 14 апреля 1886 г. в Вест-Ньютоне (США). В 1906 г. Окончил местную Высшую школу. В 1911 г. получил степень бакалавра физико-математических наук в Массачусетсском технологическом институте. Заинтересовался психологией, переехал в Гарвард и здесь, в Гарвардском университете, получил сначала степень магистра (1912 г.), а в 1915 г. докторскую степень по психологии и философии. В 1915-1918 гг. преподавал в Северо-Западном университете (Иллинойс). С 1918 г. он перешел в Калифорнийский университет (Беркли), где оставался до своей отставки (1954 г.). С 1954 г.

    Эдвард Толмен — заслуженный профессор в отставке. Он занимал руководящие посты в ряде научных обществ в США, был членом Национальной академии наук.

    Психологическая система Толмена основывается на признании совместимости бихевиоризма с гештальтпсихалогией, глубинной психологией и другими направлениями. Утверждал, что психология должна быть бихевиористской, но бихевиоризм Уотсона считал ограниченным. Схема Уотсона «стимул — реакция» является, по мнению Толмена, наивной и недостаточной для описания поведения, так как сводит акт поведения к совокупности элементарных ответов на стимулы. При этом поведение как таковое теряет свое своеобразие. «Молекулярному» понятию поведения Уотсона противопоставил свое понимание, которое назвал «молярным». Единицей поведения является целенаправленный акт, использующий мускульные движения, организованные вокруг цели и обслуживаемые и направляемые когнитивными моментами.

    На основе многочисленных экспериментальных исследований (использовались разнообразные лабиринты) Толмен выдвинул представление о системе внутренних процессов (intervening variables), вклинивающихся между стимулом и ответными реакциями и детерминирующих поведение. Сами эти процессы должны быть исследованы строго объективно по их функциональному проявлению в поведении. Свою концепцию поведения Толмен изложил в капитальном труде «Целевое поведение у животных и у человека» (Purposive behavior in animals and men. New York-London, 1932) в который также вошли материалы ряда его более ранних исследований. Эта книга осталась лучшей и важнейшей из всех работ Толмена.

    Важное место в системе Толмена занимает проблема научения, разрабатываемая им экспериментально на животных (крысах). Толмен выдвинул представление о том, что организм учится устанавливать смысловые связи между стимулами — «что ведет к чему», — причем то, что выучено, обнаруживается в исполнительной деятельности только частично. В конечном счете в результате научения организм образует «когнитивную карту» всех знаков в ситуации лабиринта и затем ориентирует свое поведение в нем с помощью этой «карты». Для объяснения экспериментальных фактов Толмен выдвинул такие теоретические конструкты, как «expectation» (ожидание), «hypotheses» (гипотезы), «sign-gestalt» (знак- гештальт), «cognitive maps» (познавательные, или когнитивные, карты) и др.

    Работы Толмена получили широкое распространение и вызвали большой интерес (и не только американской психологии). В 1957 г. они были отмечены специальной премией Американской психологической ассоциации.

remove adware from browser