info@syntone.ru   +7 (495) 507-8793

  • Главная
  • Книга
  • МАСТЕРОВ Б. «КАК ОРГАНИЗОВАТЬ И УСПЕШНО ПРОВЕСТИ ДИСКУССИЮ»

МАСТЕРОВ Б. «КАК ОРГАНИЗОВАТЬ И УСПЕШНО ПРОВЕСТИ ДИСКУССИЮ»

АВТОР: МАСТЕРОВ Б.

Принятию группового решения предшествует групповая дискуссия. Она можетвозникать спонтанно, развиваться стихийно или быть организованной. Инициаторомобсуждения может стать руководитель, который осуществляет, координирует инаправляет процесс.

Дискуссия предполагает:

  • активный обмен мнениями между участниками;
  • рассмотрение проблемы с разных позиций;
  • многосторонняя коммуникация;
  • поиск нового решения, мнения, способа действий и т.д.

Как организовать и провести групповую дискуссию?

Если вы решили организовать дискуссию, обратите свое внимание на следующиерекомендации.

На подготовительном этапе:

1. Позаботьтесь о пространстве, в котором будет проходить дискуссия. Этодолжно быть достаточно просторное помещение, позволяющее участникамрасположиться так, чтобы видеть друг друга. Наиболее подходящими дляорганизации дискуссии формами расстановки мебели являются «буква П»,«прямоугольник», «круг», «дискуссионный клуб». В первых двух формах несколькозатруднен контакт между участниками, сидящими на одной линии. Последняя формаможет использоваться, если руководитель планирует организовать работу вподгруппах. Если количество участников будет больше 15, рекомендуетсяиспользовать именно этот вариант работы.

  • «Прием аквариума» предполагает образование участниками внутреннего и внешнего кругов. Если кто-то не хочет участвовать в обсуждении, не готов, плохо себя чувствует и т.д., ему предлагается занять место во внешнем круге и просто понаблюдать за процессом. Активная работа ведется во внутреннем круге — в аквариуме. Отсюда и название данного приема размещение участников.
  • Хорошо, если в помещении есть демонстрационная доска, на которой можно вывесить плакаты, графики, а также фиксировать промежуточные результаты обсуждения и выдвигаемые предложения. Для этого можно использовать большие листы бумаги и маркеры. Поручите одному из сотрудников роль регистратора.
  • Обдумайте необходимость ведения аудио- или видеозаписи дискуссии. Если вы решили воспользоваться видеокамерой или диктофоном, поставьте участников дискуссии в известность, получите их согласие. В случае категорических возражений, уточните, с чем они связаны, попытайтесь развеять опасения аудитории. Если это не удалось, не стоит настаивать на ведении видеозаписи без особой на то необходимости. Учтите также, что на первых этапах участникам необходимо будет «привыкнуть» к камере.
  • Если сотрудникам в процессе обсуждения предстоит делать записи, предложите им расположиться за столами. Но помните, что мебель может создавать ощущение барьеров между участниками дискуссии. Отсутствие же столов может вызвать обратный эффект и стать источником чувства незащищенности, открытости, дискомфорта.
  • Желательно, чтобы мебель была удобной, а общий интерьер достаточно гармоничным. Участники обсуждения должны чувствовать себя в нем комфортно и физически и психологически.
  • Планируя размещение участников, постарайтесь учесть степень их активности, структуру неформальных отношений в группе и т.д.

2. Определите временные рамки дискуссии. Время проведения должно бытьмаксимально удобным для всех. Дискуссия не должна отвлекать сотрудников отнеотложных дел и лишать их возможности отдыха. Если обсуждение ожидаетсядлительным, запланируйте перерывы, во время которых участникам можно предложитьпрохладительные напитки, кофе, чай, печенье, бутерброды и т.д. Тщательнопродумайте хронометраж дискуссии.

3. Определите тему дискуссии, сформулируйте цели, подготовьте вопросы илиутверждения для совместного обсуждения.Тема должна быть интересной иактуальной для участников дискуссии. Если вы хотите собрать информацию, узнатьмнения сотрудников, их аргументы, определите ее достаточно широко. Узкаяформулировка темы требуется в том случае, если итогом дискуссии должно статьпринятие решения по конкретному вопросу.

Целью дискуссии может быть:

  • выяснение мнений по поводу того или иного вопроса;
  • анализ проблемной ситуации;
  • поиск нового варианта решения;
  • оценка предложения.

4. Определите стратегию ведения дискуссии. Самой сложной в реализацииявляется стратегия свободного ведения дискуссии, когда ведущий не имеет четкогоплана работы и проявляет пассивность в управлении процессом обсуждения. Егоглавная задача — определить тему дискуссии и стимулировать коммуникацию.

Стратегия программированного ведения дискуссии требует тщательной проработкиплана работы, подготовки перечня вопросов, жесткости и директивности ведущего вуправлении процессом обсуждения.

Компромиссный вариант требует гибкости в управлении группой, совмещениядирективного и пассивного стилей ведения обсуждения. Здесь важное значениеприобретает умение ведущего понимать динамику групповой работы, чуткореагировать на изменения и быть готовым на время отдать право ведения дискуссиидругим участникам.

На этапе проведения дискуссии:

1. Сообщите членам группы тему и цель дискуссии. Раскройте актуальностьзаявленных вопросов, постарайтесь заинтересовать всех участников. Убедитесь,что тема и цель понимается всеми одинаково.

2. При необходимости распределите роли между участниками: регистратор,координатор, наблюдатель, эксперт, критик и др.

3. Определите нормы работы в группе. Получите согласие от членов группыотносительно их соблюдения.

Нормами работы в группе могут стать следующие правила:

  • не перебивать и выслушивать выступающих до конца;
  • контролировать эмоции;
  • четко аргументировать свою позицию;
  • не переходить в обсуждении на личности;
  • активно участвовать в обсуждении каждого члена группы;
  • конфиденциальность;
  • доверие и открытость; и прочие.

4. Дискуссии может предшествовать выступление докладчика, демонстрациявидеосюжета, описание конкретного случая, ознакомление с мнением экспертов ит.д. Это активизирует внимание участников обсуждения.

5. Поставьте перед участниками вопросы для обсуждения. Это основное средствоорганизации содержательного этапа работы. Вопросы должны быть дискуссионными,играть роль «искры», разжигающей дискуссию и провоцирующей сотрудниковвысказываться.

6. Следите за строгим соблюдением принятых группой норм, регламента, иначеобсуждение может затянуться, перейти в пустую болтовню по поводу и без оного:

  • Особое внимание уделите застенчивым и пассивным участникам дискуссии. Попросите высказаться всех, например, по кругу. Настаивайте на том, что для вас важно мнение каждого.
  • Избегайте категоричных суждений, поучающего тона, снисходительных интонаций, демонстрации собственного превосходства.
  • Тактично прерывайте участников, отклоняющихся от темы. Используя вопросы, направляйте их на обсуждение проблемы.
  • Если выступление затягивается, обратите внимание человека на регламент, попросите остановиться только на ключевых идеях, подвести итог и завершить свое выступление.
  • Задавайте уточняющие, провоцирующие, наводящие и прочие вопросы.
  • Если в процессе обсуждения возникла пауза, постарайтесь терпеливо переждать некоторое время. Такие перерывы в обсуждении стимулируют активность участников и зачастую гораздо более полезны, чем постоянные призывы ведущего быть активными.
  • Следите за тем, чтобы несовпадение точек зрения не превратилось в конфликт между участниками, не перешло на личности.

7. Подведите промежуточные итоги обсуждения.

8. Проведите «завершающий раунд», в котором каждый из участников по очередиимел бы возможность кратко выразить свои впечатления от обсуждения, датькомментарии, высказать актуальные для себя замечания и предложения.

На заключительном этапе:

1. Подведите итоги дискуссии. Предложите выступить участникам, наблюдателям,экспертам.

2. Поблагодарите сотрудников за участие в дискуссии.

Методы организации дискуссии разнообразны. В зависимости от целей и задач, атакже пространственно-временных и денежных ресурсов руководитель выбираетспособ проведения обсуждения.

Борис Михайлович Мастеров

Расскажите друзьям:

Похожие материалы
remove adware from browser