info@syntone.ru   +7 (495) 507-8793

ИСАЕВ A. «ИНСТРУМЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ»

АВТОР: ИСАЕВ A.
Почти каждый человек,занимающийся интеллектуальным трудом, понимает необходимость саморазвития. Ноочень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.Чаще всего либо из-за того, что не понятно, с чего начать, либо выбираемыеспособы самосовершенствования оказываются трудными, неинтересными и не даютбыстрых результатов. Знание методов саморазвития позволяет начать иподдерживать данную активность менеджера даже при наличии умеренной по силемотивации к профессиональному росту. Основной принцип этой работы заключается втом, чтобы рассматривать все имеющиеся возможности как определенный ресурспрофессионального развития, затем искать возможности для использования этихресурсов в развитии своих способностей и компетенций. В целом это и будетосновой саморазвития.

Для активизации профессионального саморазвития менеджеру не обойтись безспециальных приемов, методик, технологий. Рассмотрим некоторых из них, наиболеедоступных для каждого.

1. Самоконтроль компетентности:

  • Оценка знаний современной экономики, менеджмента, отраслевых технологий, а также новаций, используемых в управлении, в том числе при проведении организационных преобразований. Для получения таких оценок можно использовать тесты знаний, практические задачи и анализ конкретных ситуаций. На основе полученных оценок важно сделать правильный вывод о характере изменения своей профессиональной компетентности за последний период времени.
  • Оценка своих личностных профессионально важных качеств, например, таких, как критичность—самокритичность, уверенность—самоуверенность, зависимость—самостоятельность. Эти качества можно оценить у себя также с помощью специальных личностных тестов, анкет, самоанализа собственного поведения в значимых профессиональных ситуациях. Здесь также важно не просто измерить какие-то качества, а определить, в чем наблюдается прогресс (положительная динамика), а в чем он отсутствует.
  • Определение причин как положительной динамики компетентности, так и ее отсутствия: это позволит уточнить и конкретизировать планы работы над собой на следующий этап карьерного роста.

Самоконтроль компетентности — процедура, которую желательно проводить еслине постоянно, то, как минимум периодически, не только с помощью самонаблюдения,но и посредством качественного инструментария.

2. Инвентаризация перемен в работе и в себе. Процедура, которуюнеобходимо проводить раз в квартал или как минимум раз в полгода. Суть ее вучете, анализе и систематизации всех изменений в задачах, содержании, требованияхвыполняемой работы, с одной стороны, и тех изменений, которые за этот периодпроизошли в собственной личности и профессиональной компетентности — с другой.Подобные оценки позволяют определить, насколько они соответствуют друг другу.Смысл этой процедуры состоит в том, чтобы своей профессиональной готовностьюпостоянно опережать уровень изменяющихся требований к решаемым задачам.

3. Умение учиться у других. Создание у себя установки на поиск иосвоение нового в различных ситуациях, где могут быть интересная информация,полезные знания, новый опыт. Управление своими мотивационными установкамиобеспечивает высокий эффект развития даже в работе на традиционных совещаниях,семинарах и тем более в специально организованных формах обучения и развития. Примеромтакой установки на саморазвитие с помощью других является следующее положениеодного из древних учений индийской философии: «Каждый другой человек — гуру(учитель), у которого можно научиться чему-нибудь полезному».

4. Таблица жизненных и профессиональных целей. Составление ипериодическая коррекция содержания таблицы жизненных и профессиональных целей.Основные задачи методики состоят в том, чтобы:

  • осознать как можно больше реальных мотивов и соответствующих целей поведения;
  • дифференцировать свои мотивы и цели на личностные (относящиеся в целом к жизни) и профессиональные;
  • определить степень соответствия у себя жизненных и профессиональных мотивов, а затем уже провести осознанную их коррекцию.

5. Дневник достижений и неудач. Подробное или обобщенное описаниеситуаций с анализом причин и факторов положительных и отрицательных результатовсобственной деятельности. Помогает избегать ситуаций, когда повторно «наступаютна одни и те же грабли», позволяет лучше осознавать, а также критично оцениватьи систематизировать собственный опыт, делая практичные и правильные выводы.

6. Моделирование своего профессионального портрета. Процедурасоставления своей профессионально-психологической характеристики в виденаиболее ярких черт, как положительных, так и отрицательных, которые былипродемонстрированы за какой-то период (например, последнюю неделю) или прирешении какой-то ответственной задачи. Лучше всего использовать графическиесредства моделирования. В этом случае профессиональный портрет будет выглядетькак схематизированный рисунок с краткими словесными обозначениями. Даннуюпроцедуру следует проводить периодически, при этом желательно чередоватьуспешные и неудачные этапы работы, в которых менеджер выглядит по-разному и,соответственно, его профессиональный портрет будет существенно отличаться.

После составления модели с ней необходимо работать. Полезно сравниватьполученный портрет с предыдущими, можно планировать «косметические» изменения,проводить уточнения, выделять случайные и постоянные черты. Визуализация своихпрофессиональных качеств и компетенций позволяет более четко их осознать, лучшеиспользовать и контролировать.

7. Развитие мотивации к управленческой деятельности. Здесьрекомендуются следующие методы самомотивирования:

  • стремиться к целям, в том числе и перспективным, но жить сегодняшним днем, хорошо понимая, что настоящая жизнь всегда присутствует только здесь и сейчас;
  • брать на себя основную ответственность за мотивацию к жизни. Чем в большей степени человек ощущает себя причиной своего поведения, чем больше он самостоятелен в своих действиях и чем выше его личный вклад в деятельность, тем выше мотивированность и удовлетворенность;
  • учитывать, что организации и люди развиваются с помощью кризисов. Следует вырабатывать и соответствующее отношение к этому: кризис — это не конец, а этап, необходимый атрибут карьеры; он может и должен быть преодолен, но из него обязательно следует извлекать уроки. Сам кризис — средство личностного роста;

учитывать, что мотивация к работе — лишь часть мотивации к жизни.Одна-единственная «мотивационная линия» личности, замыкающаяся исключительно напрофессиональной сфере, является рискованной установкой. Если она терпит крах,наступает «мотивационный вакуум», приводящий к тяжелым последствиям утратысмысла жизни и личностным драмам.

Учимся рефлексии

Рефлексия является одним из универсальных внутренних механизмов повышенияэффективности менеджера: принимаемых им решений, поведения в группе, работы ворганизации в целом, а также собственного развития.

Рефлексия — процесс самопознания и саморегуляции человеком своих желаний,целей, умственных действий, Я-образа, переживаний и смыслов.

Основная функция рефлексии состоит в обеспечении более полного и ясногоосознания человеком выполняемой им деятельности в ее отдельных элементах(факторы, цели, средства) и как единого целого (деятельность как целостноеобразование, составляющее функциональную часть всей жизнедеятельности).Результаты рефлексии позволяют точнее оценивать свое поведение и приниматьболее правильные решения.

Рефлексия возникает у человека как результат определенного уровня развитиямышления и самосознания. Благодаря ее появлению отдельные составляющиедеятельности и личности, включая само мышление, становятся объектомсамопознания: возникают мысли о своих желаниях, целях, о том или иномвысказывании или эмоциональной реакции, внутреннем состоянии, в результателичность развивается. То же происходит с личностью и в профессиональнойдеятельности. Чем большее содержание деятельности личности охватываетсярефлексией, тем выше эффект ее развития.

Рефлексия имеет большое значение для человека в любой деятельности. Ноособую роль она играет в сложной интеллектуальной работе и в тех ее видах,которые характеризуются сложным межличностным и групповым взаимодействием. Кним, бесспорно, относится управленческая деятельность. Поэтому менеджер долженобладать высокими способностями как интеллектуальной, так и социальнойрефлексии.

Способности менеджера к рефлексии наиболее полно проявляются в следующихвидах профессиональной деятельности:

  • в оценке производственной ситуации, в том числе поведения других людей;
  • в определении, постановке, выборе цели;
  • в анализе производственных проблем, принятии решений;
  • в определении отношений и действий в межличностном или групповом взаимодействии, а также выборе стратегии и тактики организационного поведения в целом;
  • в оценке и объяснении своего служебного положения.

Во многих случаях условия и содержание управленческой деятельности, с однойстороны, и многие внутренние качества интеллекта и личности — с другой, неспособствуют занятиям рефлексии или даже создают для них препятствия.

Что мешает рефлексии в управленческой деятельности? В первую очередьпомехами здесь являются:

  • отсутствие целей и стратегии развития предприятия;
  • стереотипы и шаблоны поведения;
  • авторитарные стиль и методы управления;
  • жесткие организационные системы и технологии;
  • страх (наказания, неуспеха, несоответствия внешним требованиям);
  • недостаток ответственности (неполная или формальная);
  • низкие профессиональные компетенции;
  • примитивные механизмы психологической защиты;
  • ограниченность интеллекта;
  • недостаточный уровень развития самосознания (неадекватная самооценка, недифференцированная самооценка).

Минимизация приведенных помех — одно из направлений создания развивающейсреды для профессионального роста менеджеров.

В качестве индивидуальной работы по развитию у себя способностей к рефлексииможно дать такие рекомендации:

  • Возьмите за правило возвращаться к анализу своих действий после важных событий, сложных ситуаций, принципиальных решений. Посмотрите на себя со стороны: как вы действовали в этих ситуациях, как выглядели в глазах других, можно ли было действовать более правильно, более эффективно, чем полезен опыт этого события, что следует учесть в дальнейшей работе?
  • Каждый рабочий день должен заканчиваться его ретроспективным анализом. После того как вы отдохнули, пробегите мысленным взором весь ваш рабочий день и остановитесь на тех эпизодах, которыми вы не вполне довольны, а также на тех, которые требуют дальнейшего обдумывания и действий. Попробуйте всем этим эпизодам рабочего дня дать оценку внешнего наблюдателя — как беспристрастный зритель.
  • Проверяйте свои представления, оценки, которые у вас сложились о других людях.Насколько они верны, в чем не точны, почему ошибочны? Это трудная задача, но в большинстве случаев решаемая, если вы умеете общаться и пользуетесь репутацией открытого человека. Если нет, то вам необходимо повысить коммуникативные компетенции. Это также один из способов развития способностей к рефлексии.
  • Проводите совещания по полученным результатам производственной деятельности, независимо от того, какие они, положительные или отрицательные.Но не с целью подвести итоги и раздать благодарности и замечания, а для того, чтобы провести детальный «разбор полетов» совместными усилиями. При этом анализируйте сами и давайте другим оценивать различные этапы и эпизоды выполненной работы, а главное — действий людей.
  • Чаще общайтесь с людьми, которые не похожи на вас, которых вам не всегда удается понять, которые часто придерживаются другой точки зрения. Любая попытка понять таких людей — это активизация своей рефлексии, а достижение успеха в понимании есть не что иное, как освоение еще одной рефлексивной позиции. Не бойтесь стараться понять другого, это не значит соглашаться с ним, но это предпосылка к тому, чтобы найти более эффективное решение или как минимум согласованное.
  • Используйте для анализа своей деятельности конкретные ситуации, в которых вы находитесь, с помощью приема «взгляд с высоты».
  • Наверное, вы согласитесь с мнением, что почти в каждой сложной или проблемной ситуации есть либо парадоксальность, либо комизм. Чтобы увидеть их, необходимо посмотреть на проблему совершенно в другом ракурсе, часто изменив внутреннюю оценочную позицию. Это высокий уровень рефлексии. Найти смешное в серьезном деле непросто, но это помогает по-новому сформулировать проблему, благодаря чему открывается путь к ее решению. Используйте этот прием. Юмор, парадоксальность или комизм есть в каждой фразе, но дополнительную остроту они приобретают в определенном контексте.

Освоив метод рефлексии, уже через полгода вы увидите, чтостали лучше разбираться в людях, вас окружающих, да и в самих себе. Вы словнобудете читать чужие мысли и предугадывать поступки. Но, что еще важнее, станетелучше понимать себя и вести себя более ровно, вы почувствуете в себе силу.Помните: рефлексия — мощное и в то же время тонкое оружие. Совершенствованиеего бесконечно. Использование его многообразно, как сама жизнь.

Александр Исаев

Расскажите друзьям:

Похожие материалы
remove adware from browser