С помощью этого теста можно определить, как вы мыслите, каким способом (типом) мышления вы чаще пользуетесь (аналитическим, интуитивным, аналитическим и интуитивным одновременно или выбираете стратегию в зависимости от ситуации).
Инструкция
«Выберите, пожалуйста, из трех одно утверждение, которое подходит вам в наибольшей степени, и зафиксируйте это в специальном бланке».
Бланк ответов:
№ вопроса | А | Б | В |
Вопросы
- А) Я обычно хорошо вспоминаю только то, что когда-то специально изучал;
Б) у меня хорошая память на детали и факты, которые я не изучал специально;
В) я не нахожу никаких различий в моих способностях в этих областях. - А) Я люблю читать фантастические рассказы;
Б) я люблю читать реалистические рассказы;
В) я не отдаю предпочтения ни первым, ни вторым. - А) Мне нравится как мечтать, так и строить реальные планы;
Б) мне больше нравится мечтать;
В) мне больше нравится строить реальные планы. - А) Во время чтения или изучения предмета я обычно слушаю радио;
Б) для чтения или занятий мне нужна полная тишина;
В) я слушаю музыку во время чтения только в том случае, если я не занимаюсь, а читаю для развлечения. - А) Я хотел бы писать художественные произведения;
Б) мне хотелось бы писать нехудожественные произведения;
В) я не могу предпочесть первое или второе. - А) Если у меня возникает сложное душевное состояние и я испытываю потребность в понимании и совете, я предпочитаю быть в группе (среди людей), чтобы поделиться своими чувствами с другими;
Б) если мне потребуется совет, я предпочту получить его конфиденциально у того, кто, на мой взгляд, компетентен его дать;
В) у меня нет предпочтения первому или второму. - А) Я люблю создавать мои собственные образы и идеи;
Б) я люблю копировать и отрабатывать детали;
В) я люблю заниматься как первым, так и вторым. - А) Я считаю, что меня можно легко загипнотизировать;
Б) я считаю, что меня можно загипнотизировать, но это будет непросто;
В) я не думаю, что меня можно загипнотизировать. - А) Я не могу сказать, что романы-тайны мне нравятся больше, чем романы-действия;
Б) мне больше нравятся романы-действия;
В) мне больше нравятся романы-тайны. - А) Я не предпочитаю алгебру геометрии;
Б) я предпочитаю алгебру;
В) я предпочитаю геометрию. - А) Я люблю организовывать вещи по порядку;
Б) я люблю организовывать вещи так, чтобы была видна связь между ними;
В) у меня нет предпочтения какому-то одному способу. - А) Я хорошо запоминаю устный материал;
Б) у меня хорошая музыкальная память;
В) у меня одинаково хорошо развиты оба эти вида памяти. - А) Я легко организовываю свою личную активность в определенных временных рамках;
Б) я трачу много времени на то, чтобы организовывать себя и свою деятельность;
В) мне трудно построить свою деятельность в определенных временных рамках. - А) У меня часто меняется настроение;
Б) у меня редко меняется настроение;
В) я стабилен, у меня нет скачков настроения. - А) У меня великолепно развиты навыки общения с животными;
Б) я достаточно хорошо умею общаться с животными;
В) я совсем не могу общаться с животными. - А) Я не могу сказать, что кошки мне нравятся больше, чем собаки, и наоборот;
Б) мне больше нравятся кошки;
В) мне больше нравятся собаки. - А) Я люблю изображать из себя клоуна;
Б) в зависимости от ситуации я могу быть клоуном или серьезным;
В) я не люблю изображать из себя клоуна. - А) Я часто бываю рассеянным;
Б) я иногда бываю рассеянным;
В) я почти никогда не бываю рассеянным. - А) Когда я смотрю на рекламу, на меня чаще всего воздействуют яркие знаки, приятные сцены и чувственные полутона;
Б) меня больше всего привлекает информация, сравнивающая несколько товаров и показывающая тот, который работает лучше;
В) реклама воздействует на меня только в том случае, если в ней сообщается о качестве товара. - А) Я не предпочитаю демонстрацию (показ) словесному объяснению;
Б) я предпочитаю демонстрацию;
В) я предпочитаю устные инструкции. - А) В равной степени важно как обсудить теорию, так и привести примеры;
Б) гораздо важнее обсудить теорию;
В) гораздо важнее привести примеры. - А) Важно как рассказать историю, так и представить ее в лицах;
Б) более важно рассказать историю;
В) более важно представить историю в лицах. - А) Я наслаждаюсь как ритмическими движениями, так и подборкой рифм;
Б) мне больше нравится двигаться ритмически;
В) мне больше нравится подбирать рифмы. - А) Я хотел бы заняться экспромтом выразительного танца;
Б) я хотел бы заняться бальными танцами;
В) я не предпочитаю одно другому. - А) Я люблю активно взаимодействовать с окружающими;
Б) я люблю интерпретировать проявления чувств других людей;
В) я в равной степени люблю заниматься как первым, так и вторым. - А) Мне лучше думается лежа;
Б) мне лучше думается сидя;
В) у меня нет предпочтения первому или второму. - А) Я хотел бы быть музыкальным критиком;
Б) Я хотел бы быть композитором;
В) Мне в равной степени нравится как музыкальная критика, так и сочинение музыки. - А) У меня развито чувство интуитивного предсказания событий;
Б) у меня развит научный, статистический подход к предсказанию событий;
В) у меня в равной степени развиты оба этих подхода. - А) Я обычно внимательно слушаю устные объяснения;
Б) во время устных объяснений мне обычно трудно усидеть на месте;
В) во время устных объяснений я могу контролировать свое внимание. - А) Я получаю удовольствие от анализа рассказов;
Б) я получаю удовольствие от творческого пересказа;
В) я получаю такое же удовольствие от анализа рассказов, как и от творческого пересказа. - А) Я конформен или неконформен, в зависимости от ситуации;
Б) я обычно конформен;
В) я обычно неконформен. - А) Я не предпочитаю жестко регламентированные задания заданиям, дающим свободу для их решения;
Б) я предпочитаю задания, которые дают свободу для их решения;
В) я предпочитаю жестко регламентированные задания. - А) Я предпочитаю обучаться по мере самостоятельного знакомства с предметом;
Б) я предпочитаю систематическое обучение согласно плану;
В) у меня нет предпочтения первому или второму. - А) Я хорошо вспоминаю устный материал (имена, даты и т. д.);
Б) я хорошо вспоминаю пространственное расположение;
В) я хорошо вспоминаю и то, и другое. - А) Я читаю, чтобы найти основные идеи;
Б) я читаю ради определенных деталей и фактов;
В) я в равной мере читаю как в поисках идей, так и деталей. - А) У меня хорошо получается расположение идей по порядку;
Б) у меня хорошо получается нахождение взаимосвязей между идеями;
В) у меня хорошо получается как первое, так и второе. - А) Я не предпочитаю конспектирование написанию резюме;
Б) я предпочитаю конспектирование написанию резюме;
В) я предпочитаю написание резюме конспектированию. - А) Мне нравится как генерировать идеи, так и делать выводы;
Б) мне больше нравится делать выводы;
В) мне больше нравится генерировать идеи. - А) Я решаю проблемы логически, рационально;
Б) при решении проблем я полагаюсь на интуицию;
В) мне одинаково доступны эти два способа. - А) Меня увлекает как улучшение уже существующего, так и изобретение нового;
Б) мне больше нравится улучшение уже существующего;
В) мне больше нравится изобретать что-то новое.
Обработка результатов
Для подсчета результатов воспользуйтесь ключом. За совпадение с ключом присваивается один балл. В приведенной ниже таблице цифра 1 означает принадлежность ответа к шкале «Логический анализ», 2 — к шкале «Интуиция», 3 — к шкале «Логика и интуиция совместно».
Ключи
№ | А | Б | В | № | А | Б | В | № | А | Б | В | № | А | Б | В |
1 | 1 | 2 | 3 | 11 | 1 | 2 | 3 | 21 | 3 | 1 | 2 | 31 | 3 | 1 | 2 |
2 | 2 | 1 | 3 | 12 | 1 | 2 | 3 | 22 | 3 | 1 | 2 | 32 | 3 | 2 | 1 |
3 | 3 | 2 | 1 | 13 | 3 | 1 | 2 | 23 | 3 | 2 | 1 | 33 | 2 | 1 | 3 |
4 | 2 | 1 | 3 | 14 | 2 | 3 | 1 | 24 | 2 | 1 | 3 | 34 | 1 | 2 | 3 |
5 | 2 | 1 | 3 | 15 | 2 | 3 | 1 | 25 | 2 | 1 | 3 | 35 | 2 | 1 | 3 |
6 | 2 | 1 | 3 | 16 | 3 | 2 | 1 | 26 | 2 | 1 | 3 | 36 | 1 | 2 | 3 |
7 | 2 | 1 | 3 | 17 | 2 | 3 | 1 | 27 | 1 | 2 | 3 | 37 | 3 | 1 | 2 |
8 | 2 | 3 | 1 | 18 | 2 | 3 | 1 | 28 | 2 | 1 | 3 | 38 | 3 | 1 | 2 |
9 | 3 | 1 | 2 | 19 | 2 | 1 | 3 | 29 | 1 | 2 | 3 | 39 | 1 | 2 | 3 |
10 | 3 | 1 | 2 | 20 | 3 | 2 | 1 | 30 | 1 | 2 | 3 | 40 | 3 | 1 | 2 |
Подсчитайте количество баллов по каждой из шкал и сделайте вывод о своем типе мышления, исходя из следующих показателей:
а) логический тип мышления — если по шкале «Логический анализ» набрано 17 баллов и выше; б) интуитивный тип мышления — если по шкале «Интуиция» набрано 17 баллов и выше;
в) совмещенный (логический и интуитивный одновременно) тип мышления — если по шкале «Логика и интуиция» совместно набрано 22 балла и выше;
г) смешанный тип мышления (выбор стратегии в зависимости от ситуации) — если по всем трем шкалам набрано менее 17 баллов.
Интерпретация результатов
- Логический тип мышления
Люди с мышлением такого типа обычно решают проблемы активно, с помощью словесно-логического подхода, а интуитивную стратегию используют только в том случае, когда это крайне необходимо. Уделяют большое внимание деталям, контролю и осознанию ответственности. Такие люди всегда знают, что делать. Выполняя какую-либо работу, они тщательно продумывают порядок действий, предпочитают точно определенные конкретные задачи. - Интуитивный тип мышления
Люди с мышлением такого типа предпочитают решать проблемы, прибегая к пространственному (вовлеченному во взаимодействие) и интуитивному подходам. «Логическую» стратегию используют только в случае крайней необходимости. Ставят перед собой идеалистические и гуманистические цели. Их привлекает широкое поле деятельности, связанное с людьми. - Совмещенный тип мышления
Люди с таким типом мышления используют одновременно правое и левое полушарие (но это процесс бессознательный), у них хорошо согласованы логика и интуиция. - Смешанный тип мышления
Люди с таким типом мышления решают проблемы, используя либо интуицию, либо логический подход, меняя стратегию в зависимости от ситуации.