Заказать звонок
Психика

В психологии психика — один из элементов, объясняющих механизм поведения человека.

В типологии жизненных миров психика — это орган, инструмент ориентировки человека в трудном внешнем мире.

От психики следует отличать сознание — орган, инструмент ориентировки в ценностях сложного внутреннего мира, и волю — то, что организует жизнь творческого человека в сложном внутреннем и трудном внешнем мире.

Пси́хика (от «дыхание, душа») — особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой; способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память ). Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами. Психика оценивается по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики — сознание. Изучением психики в основном занимаются науки психология, нейрофизиология, психиатрия.

Психика [греч. psychê — душа] —
1) по М. Г. Ярошевскому, высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека психика. приобретает качественно новый характер, в силу того что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности — сознание, а индивид становится личностью. Знание о психике менялось на протяжении столетий, отражая достижения в исследованиях функции организма (как его телесного субстрата) и в понимании зависимости человека от социальной среды его активности. Это знание, осмысливаясь в различных идейных контекстах, служило предметом острых дискуссий, поскольку затрагивало коренные философские вопросы о месте человека в мироздании, о материальных и духовных основах его бытия. В течение многих веков психика обозначалось термином «душа», трактовка которой, в свою очередь, отразила расхождения в объяснении движущих сил, внутреннего плана и смысла человеческого поведения. Наряду с восходящим к Аристотелю пониманием души как формы существования живого тела сложилось направление, представляющее ее в образе бесплотной сущности, история и судьба которой, согласно различным религиозным вероучениям, зависят от внеземных начал;

2) Психика по В. А. Петровскому, система неотторжимых от живого существа процессов и состояний взаимоперехода объективных и субъективных атрибутов его бытия.

Под «субъективным» подразумевается свойственная живому существу (и только ему) система феноменов, каждый из которых характеризуется двойственностью — с одной стороны, представляет собой переживание живого существа, нечто внутреннее, а с другой — может быть соотнесен с чем-то внешним по отношению к нему, объективным (идея двойственности содержаний психики, психического переживания впервые была сформулирована С. Л. Рубинштейном).

Категория «субъективного» включает в себя образы мира (конфигурации переживаний — «чувственной ткани», в которых воспроизводятся формы объектов), мысли («усмотрение отношений» как специфическое переживание), цели и побуждения (чувственные прообразы будущего), аффекты, эмоции, чувства, настроения и др. Неотчуждаемость «субъективного», «внутреннего» от индивида может быть осмыслена в соответствии с различением условий порождения и существования этих феноменов. Будучи произведенным однажды, «субъективное» неотделимо от производящих его условий (локус существования того, что возникло, совпадает здесь с локусом возникновения его). По этой причине внутреннее, субъективное невозможно каким-либо способом «увидеть», «подсмотреть» (сфотографировать или каким-либо еще способом воспроизвести) с позиции внешнего наблюдателя: оно не распространяется, подобно волне, и не перемещается, подобно вещи; оно принадлежит исключительно индивиду, составляет его достояние, имманентное свойство. В отличие от этого объективное есть потенциально всеобщее достояние, «существует для всех».

Психика., по отношению к объективному и субъективному, есть «нечто третье» — особый род бытия, описываемый понятиями «сопредельное», «переходное», «связующее». Процессы и состояния, объединяющие внешние и внутренние образующие бытия индивида, объективные и субъективные измерения его жизни, опосредствуют движение «извне во внутрь» и «изнутри во вне». В первом случае имеется в виду «перенос» форм внеположных индивиду объектов во внутренний, субъективный план (познание в широком смысле), во втором — встречное движение (порождение и воплощение во вне внутренних моделей мира).

Сказанное, разумеется, не означает, что содержания субъективного все без остатка могут быть сведены к каким-либо внешним воздействиям, имея свой прототип во вне и являясь копиями (отражениями) этого прототипа. Точно так же и объективное сохраняет своего рода дистанцию по отношению к психическому: не все в объективном актуально «переводится» психикой в субъективный план и не все являет собой воплощение субъективного. Но каждый процесс, каждое состояние или свойство психики представляет собой единство «центробежного» (ориентировочная активность) и «центростремительного» (исполнительная активность) переходов объективного в субъективное и субъективного в объективное. Когнитивные акты, такие как восприятие, память, воображение, реализуют переход «извне во внутрь» (во всех случаях этот переход опосредствуется активностью индивида, направленной во вне). Акты поведения — импульсивные, произвольные и волевые формы активности — реализуют обратный переход — «изнутри во вне» (данный переход опосредствуется процессами, ориентированными противоположным образом — извне во внутрь). В мышлении человека противоположность «центробежного» и «центростремительного» снимается: человек, мысля, придает статус реально сущего тому, что до этого имело для него характер чего-то гипотетического, воображаемого, и при этом открывает для себя (усматривает) некоторые реальные отношения, предсуществующие ему, внеположные.

Подобно психическим процессам, психические состояния также являются переходным звеном между субъективными и объективными аспектами жизнедеятельности индивида: они реализуют функцию воспроизводства ситуации и играют регулятивную роль. В некоторых случаях психические состояния способны «порождать» свой объект, т. е. являются «самоподтверждающимися» (так, страх оступиться повышает вероятность падения, ревность «порождает» соперника и т. п.).

Отдельные психические процессы и состояния выступают в единстве, образуя целостные системы активности, реализующие взаимопереходы объективного и субъективного. Таковы «предметная деятельность» (в трактовке А. Н. Леонтьева), установка (в теории Д. Н. Узнадзе), «настроение» (в концепции М. Я. Басова), «Я» (как особая идея) и др. Психика человека, рассматриваемая структурно и динамически, в единстве ее предпосылок и продуктов, есть многослойное движущееся образование: она неограниченно простирается в глубь бытия, во вне субъекта, превращая внеположное бытие человека в мир «предметов» его активности (используя при этом особую «хитрость» — давать возможность объектам воздействовать друг на друга, что, как отмечал Г. Гегель, позволяет субъекту осуществлять в них свою волю). И вместе с тем психика человека, субъективируя окружающий мир и опираясь при этом на свои собственные субъективные проявления, способна подниматься по ним, как по «ступенькам», все выше — все более отдаляясь от своей объективной основы; так формируются идеальные образования человеческого духа. Психика, т. о., относится к субъективным продуктам собственного творчества (мир субъективных явлений) так же, как и к объективной реальности: копирует нечто в том, что она сама создала, опускает что-то при этом, усиливает подчеркиванием, «группирует» наново. Эффекты восприятия двойственных картинок («старуха — молодая девушка»), «фигура-фон» (два профиля — ваза), шахматных полей, которые буквально на глазах наблюдателя складываются в различные узоры, акустических рисунков (перестук колес, в котором человек способен по своему произволу слышать то один стихотворный размер, то другой), все это — творения психики, результат вторичного психического отражения того, что уже было ранее отражено.

Из определения психики с полной очевидностью следует, что существуют осознаваемые (присутствующие в субъективном плане) и неосознаваемые ее содержания. Психика — и исторически, и логически — непосредственно неосознаваемое образование. С этой точки зрения, проблема сознания, осознаваемости психики составляет для психологии как науки проблему более высокого порядка, чем «проблема бессознательного», неосознаваемого (в то время как с обыденной точки зрения «бессознательное» выглядит явлением более загадочным и необъяснимым, чем «сознательное»). Осознание основано на отражении (рефлексии) психического в субъективной сфере индивида; сознание — своего рода автопортрет психики вместе с ее предпосылками и результатами.

Взгляд на психику как инстанцию опосредствования во взаимоотношениях объективных и субъективных аспектов бытия живых существ позволяет иначе сформулировать традиционную психофизическую проблему: основной вопрос — не в том, как физическое соотносится с психическим; вопрос в том, как — посредством психического — объективное соотносится с субъективным. Разумеется, логическая форма разрешения этой проблемы — прерогатива философского знания (психофизическая проблема до сих пор в философии не разрешена). Психология как область конкретно-научного знания теоретически и экспериментально разрешает другую задачу: она создает и операционализирует конструкты, в которых может быть описан и эмпирически установлен характер соотнесения объективных и субъективных аспектов жизнедеятельности живого существа во взаимопереходах. Можно считать установленным, что между ними существуют каузальные (причинно-следственные, «диахронические») и акаузальные (непричинные, «синхронические») связи.

Т. о., глобальный конструкт «психика», в значении посредника между «объективным» и «субъективным», реализует в себе исторически сложившиеся представления о взаимодействии и взаимосоответствии («сосуществовании», «параллелизме») внешнего и внутреннего, телесного и душевного, идею нерасторжимости объективного и субъективного атрибутов бытия.

В рамках теоретической психологии психика раскрывает себя в системе протопсихологических, базисных и метапсихологических категорий.

Ближайшие тренинги
Спасибо за покупку!
Тренинги
ВЕБИНАРЫ СИНТОНА
для бизнеса, карьеры,
отношений и саморазвития
Тренинги
Видео «МАСТЕР СЛОЖНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ: как уверенно побеждать в жестких переговорах»
Тренинги
Видеозапись вебинара Евгения Яковлева (от 17 сентября 2019 г.)
Тренинги
Видео «5 речевых техник уверенного поведения в конфликте»
Тренинги
Видеозаписи вебинаров СИНТОНА
для бизнеса, карьеры,
отношений и саморазвития
Тренинги
Запись вебинара для мужчин
«Как сделать свою женщину счастливой, не изменяя себе»
Тренинги
Видеозапись вебинара Александра Тарасова (21.11.2019 г.)
Тренинги
Материалы УПП за 99 рублей
Тренинги
Запись вебинара
«Мастер влияния»
Тренинги
Видео «МАСТЕР СЛОЖНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ: лучшие техники убеждения сообщества переговорщиков»
Тренинги
Видеозапись вебинара Алексея Таролла (28.03.2019 г.)
Тренинги