Инфантилизм (от лат. infantilis — детский) — незрелость человека, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранении детских качеств личности. Естественно, что инфантильные люди не самостоятельны. Они привыкли к тому, что другие всё решают за них.
Одним из наиболее важных факторов развития инфантилизма являются родители человека, которые недостаточно серьёзно относятся к человеку в детстве, подменяя реалии бытия вымышленными образами, отделяя, таким образом, человека от реальности. То есть в инфантилизме человека, родившегося нормальным, могут быть повинны сами родители.
Инфантилизм является наблюдателю в виде поведения, которое напоминает поведение «послушного» ребенка. Под поведением «ребенка» здесь понимается стремление человека переложить решение своих проблем на плечи «родителя», где в качестве «родителя» может выступить любой, кто хоть как-то будет ассоциироваться у инфанта с его родителем.
В раннем возрасте признаки инфантилизма, снижения уровня поведенческих мотиваций, выявляются с трудом. Поэтому об инфантилизме обычно говорят лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда соответствующие особенности начинают выступать более отчетливо.
Главное отличие инфанта от нормального ребенка состоит в том, что нормальный ребенок хочет быть взрослым и самостоятельным, но пока не может, а инфант даже если и может быть взрослым и самостоятельным, не хочет этого делать. При инфантилизме именно не хочется быть самостоятельным, здесь задача убедить взрослых и в первую очередь родителей, что не можешь быть самостоятельным, что нужна забота, внимание и уход. Лучшим способом для этого является болезненное состояние тела или психики, или тела и психики.
Под инфантилизмом понимается патологическое строение психики, обусловленное необходимостью вытеснения из сознания всего напоминающего о том, что хочется забыть. Это могут быть: мысли, восприятия, желания, эмоции, воспоминания, ассоциации, фантазии, мечты и пр.
Инфантилизм может, во-первых, проявляться в недостаточности развития двигательных функций, наблюдающихся параллельно с запаздыванием умственного развития; во-вторых, в форме психического инфантилизма при котором наблюдается неустойчивость настроения, неконтролируемость влечений и желаний, целевой активности и т. п. Различают органический инфантилизм (при олигофрении), дисгармонический инфантилизм (при психопатиях) и гармонический вариант психического инфантилизма, не связанный с задержками умственного и физического развития.
Инфантилизм легче всего обнаруживается в парадоксальной реакции человека на опасность (проблему). При возникновении проблемной ситуации инфант, вместо того, чтобы бороться с проблемой, начинает демонстрировать беспомощность, страх, обиду, нанесенный ему ущерб, готовность к послушанию.