Психология управления — междисциплинарное направление в психологии, органически связанное с психологией труда, социальной психологией, социологией труда, теорией управления.
Наиболее общим определением предмета Психология управления является указание на психологические закономерности управленческой деятельности.
Вместе с тем, признание положения о субъект-субъектном характере управленческой деятельности, а также того факта, что ее субъектом выступают как отдельные лица, так и группы, включающие различные категории членов организации (лиц, наделенных властными полномочиями, специалистов управления, исполнителей), делает очевидным, что такое понимание предмета психологии управления оказывается неоправданно широким и пересекающимся с предметом психологии труда и инженерной психологии.
Наиболее полная дифференциация предмета психологии управления. от других психологических дисциплин достигается за счет указания на изучение психологических закономерностей деятельности лиц, наделенных властными полномочиями и реализующих основные функции управления, а также феноменология, связанная с осуществлением управления в сложноорганизованых открытых системах. К числу таких феноменов психологии управления относятся:
коллективный субъект управленческой деятельности,
управленческое взаимодействие,
стили управленческой деятельности,
управленческая концепция руководителя,
алгоритмы реализации основных функций управления и лежащие в их основе циклы переработки информации (управленческие решения),
процесс становления управленческих команд.
Особое место среди них занимает личность руководителя и состав его профессионально важных качеств. На настоящем этапе развития психология управления еще не преодолела своей методологической эклектичности, связанной с ее полидисциплинарным происхождением.
Методами психологии управления являются:
a) наблюдение,
b) опрос,
c) анализ документов,
d) естественный эксперимент,
e) трудовой метод (самонаблюдение профессионалов).
Практическая реализация разработок в области психологии управления осуществляется в форме создания диагностического инструментария, разработки активных методов подготовки руководителей, управленческого консультирования, в частности, по вопросам профессионального развития, создания резерва на выдвижение на руководящие должности и т.д.