Заказать звонок
Когнитивные искажения: 7 ловушек сознания

Человеческий мозг в состоянии выполнять более тысячи операций в секунду. Это значит, что его мощность до сих пор выше, чем мощность любого существующего на сегодняшний день компьютера. Но это совсем не значит, что для возможностей нашего мозга не существует пределов. Простейший калькулятор справится с вычислениями гораздо лучше и быстрее, да и память часто бывает ненадежна.

Плюс ко всему, мы склонны попадаться в ловушки собственного сознания, которые, то и дело, заставляют нас принимать сомнительные решения и делать ложные выводы. В этой статье рассказывается о семи таких ловушках или, по-научному, «когнитивных искажениях».

1. Предвзятость подтверждения

Мы любим соглашаться с людьми, которые соглашаются с нами. Именно поэтому мы, в основном, посещаем форумы, где собираются люди, разделяющие наши политические взгляды, и общаемся с людьми, вкусы и суждения которых схожи с нашими. Нам неприятны отдельные личности, группы людей или сайты, которые заставляют нас сомневаться в собственной правоте — психолог Б. Скиннер называл это явление «когнитивным диссонансом».

Эта избирательность и приводит к «предвзятости подтверждения» — мы часто подсознательно воспринимаем только ту информацию, которая «подпитывает» наши уже существующие суждения, игнорируя или отвергая все, что с ними конфликтует и угрожает разрушить привычный для нас образ мира. Интернет, кстати, только усиливает эту тенденцию.

2. Внутригрупповая пристрастность

Внутригрупповая пристрастность — явление, похожее на предвзятость подтверждения, о которой шла речь выше. Это проявление нашей врожденной потребности «чувствовать себя частью коллектива».

Довольно странно, но эта потребность связана с гормоном окситоцином — так называемой «молекулой любви». Этот нейромедиатор, с одной стороны, помогает нам создавать тесные связи друг с другом, с другой — производит обратное действие по отношению к тем, кто остался вне нашего «круга». Он делает нас подозрительными, внушает страх и даже высокомерие по отношению к чужакам.

3. Ошибка игрока

Это тенденция придавать огромное значение уже совершившимся событиям, уверенность, что они могут как-то повлиять на наше будущее. Классический пример — подбрасывание монетки. Если пять раз подряд выпадает решка, вероятность, что следующим выпадет орел в нашем сознании возрастает. На самом деле она по-прежнему остается 50/50.

Примерно так же работает ловушка «позитивного ожидания», свойственная игроманам. Им кажется, что после нескольких проигрышей удача просто ДОЛЖНА повернуться к ним лицом, и уже следующая игра принесет им огромный куш. Точно так же работает и заблуждение относительно «полосы везения».

4. Пост-шопинговая рационализация

Каждый из нас может припомнить хоть один случай, когда после покупки чего-нибудь ненужного, неработающего или непомерно дорогого пытался уговорить себя, что «все равно оно того стоило». Это и есть «пост-шопинговая рационализация» — встроенная в наше сознание программа, благодаря которой мы можем почувствовать себя несколько лучше после того, как сделаем какую-нибудь явную глупость.

5. Пренебрежение вероятностью

Очень немногие из нас боятся садиться в автомобиль, но большинство может признаться, что испытывает трепет, когда поднимается на борт самолета. Полет, вне всяких сомнений,— совершенно для человека неестественное состояние, вызывает ассоциации с опасностью. В то же время практически каждый знает, что вероятность погибнуть в автомобильной аварии во много раз больше, чем в авиакатастрофе. И, тем не менее, наш мозг отказывается воспринимать эту связь (статистически шанс погибнуть, путешествуя на автомобиле — 1/84, на самолете — 1/5000). Этот же феномен заставляет нас бояться погибнуть от рук террористов, и не думать о гораздо более реальной опасности — упасть с лестницы или случайно отравиться, например.

6. Выборочность наблюдения

Выборочность наблюдения — это когда мы внезапно начинаем повсюду замечать нечто для нас новое. Нам кажется, что это «нечто» с определенного момента стало нас преследовать, в то время как в действительности раньше оно просто-напросто ускользало от нашего внимания.

7. Эффект негативности

Человек имеет тенденцию обращать больше внимания на плохие новости — и это совсем не означает наличие психологических отклонений. Ученые считают, что мы подсознательно воспринимаем плохие новости как более важные. Кроме того, плохие новости вызывают у нас больше доверия, возможно потому, что хорошие кажутся слишком подозрительными или скучными.

Ближайшие тренинги
Материалы Синтона по психологии
для себя, для семьи и для дела,
которых нет в открытом доступе,
за 98 руб.!
Тренинги
Вступительные видеоуроки к тренингу Дмитрия Устинова
Тренинги
Видео «Как производить нужное впечатление»
Тренинги
Прямо сейчас
в «Синтоне»
идет конкурс!
Тренинги
Видео «Страхи: для чего они нужны и можно ли их преодолеть?»
Тренинги
Видеозапись вебинара Татьяны Бизиной (от 27 ноября 2019 г.)
Тренинги
Автокурс
«Как стать психологом для себя, для семьи и для дела во время кризиса и после него»
Тренинги
Запись вебинара
«Как научиться видеть людей насквозь
и управлять их поведением»
Тренинги
Видео «Место женщины в жизни мужчины»
Тренинги
Видеозапись вебинара Александра Тарасова (03.09.2019 г.)
Тренинги
Видеозаписи вебинаров
для Премиум-пакета
Тренинги
Запись вебинара
«Власть и влияние в переговорах»
Тренинги