Интервью с Константином Федотовым, бизнес-тренером в области управления психоэмоциональными состояниями для профессиональной деятельности
«Развивайте интегральное мышление, такое мышление, которое поможет рассматривать ситуацию с разных точек зрения: разные науки, разные подходы, разные культуры, разные методы».
Константин, какие аспекты влияют на выбор того или иного управленческого решения?
Попробую изложить простым и доступным языком.
- Получаемая информация, т. е. ее качество и количество.
- Среда, т. е. ситуация, в которой человек находится: окружающие люди, эмоциональная атмосфера, даже температура окружающей среды и запахи.
- Состояние на момент принятия этого решения, как физиологическое, так и психоэмоциональное. Молодые руководители, например, мало обращают внимание на то, в каких условиях им приходится принимать свои решения. Руководители же с опытом, наоборот. Они уже иначе относятся к своему времени, условиям среды и необходимости принятия решения.
Эти руководители, через полученный ранее опыт, уже знают, когда стоит заниматься долгосрочным планированием, а когда это мероприятие лучше на время отложить.
Многим даже опытным руководителям порой бывает трудно принять то ли иное управленческое решение. Скажите, с чем это связано?
С работой мозга. Большинство из нас многое знает, кто прошел серьезное обучение, развивая навыки управленца, знает разные технологии, схемы, методы и т. д. То есть понимает — как работать с информацией, управлять имеющимися ресурсами компании. Но мало кто знаком с тем, как работает наш мозг, тот самый мозг, где все эти знания находятся в активной форме или лежат мертвым грузом. Мало кто может заметить, как сейчас настроена наша психика, и что от нее при таком состояние можно ожидать.
От того, как работает это ЖЕЛЕЗО, сравнивая с терминологией программистов, зависит качество работы и операционной системы, т. е. СОЗНАНИЯ, которые и обрабатывает информацию, применяя схемы, модели и другие средства.
Мозг это и клетки — ЖЕЛЕЗО, и операционная система — СОЗНАНИЕ. В психике кроме сознания еще много чего есть интересного и загадочного, но не будем уходить в науку, вернемся к бытовому и доступному пониманию.
Если ЖЕЛЕЗО перегревается, то программы виснут — это знает каждый пользователь компьютера! Но вот почему, если ПЕРЕГРЕЛОСЬ, его сознание человек продолжает нагружать в него информацию или пытается в этом сознании еще и обработать полученную новую информацию, через имеющиеся знания: модели, шаблоны, схемы?
От физиологического состояния напрямую зависит качество психических процессов. А физиологическое состояние напрямую зависит от внешней среды. Если вы пытаетесь принять взвешенное и логическое решение, выверенное по рискам, а при этом едите по пробкам в своем автомобиле за рулем, то решение вред ли будет качественным.
Эмоции провоцируются внешней средой. Эмоции — это работа лимбической системы мозга. Когда активна лимбическая система, мысли обычно разбегаются или прыгают, если говорить упрощенно. Какая может быть логика, для которой нужна плавность течения мысли от причины к следствию, если мысли скачут: то от причины к следствию, то от следствия к возможностям, то от условий для возможностей к появлению причин. Я вас не запутал?! Пока говорил, все уловили? Если нет последовательности в мыслях, то нет и логики. О каком взвешенном и продуманном подходе тогда можно говорить?!
Какие эффективные методики нужно использовать, чтобы принять правильное решение?
Если вы умеете управлять своими базовыми состояниями, т. е. создавать у себя такое функциональное состояние психики, которое позволяет вам качественнее выполнять свою профессиональную деятельность, то вам проще и учиться, и адаптироваться к ситуации, и обрабатывать информацию, и творить, и поддерживать у себя мотивацию.
Если знаешь, как можно настроить свое сознание для максимально эффективной работы, то овладеть профессиональными знаниями и потом ими пользоваться не так сложно. Знать одно и то же можем и вы, и я. Но вот вы и я будем по-разному эти знания применять в тех же самых условиях среды. Это и отличает всех индивидуумов! У одного голова работает не так как могла бы, поэтому он и выдает, например, только 40% КПД. А у другого человека она работает практически по максимуму своего потенциала и дает результат, например интеллектуальной деятельности на все 80% КПД. Если бы первый знал — КАК настроить свою голову на работу, и умел бы это делать, то его бы коэффициент полезного действия был бы выше.
Представим, что в компании произошла какая-нибудь сложная ситуация. Все в стрессовом состоянии, растеряны. Скажите, что нужно сделать первым лицам компании, чтобы грамотно спланировать свои действия и время при решении этой проблемы?
Ситуации бывают разные. Самое главное правило во всех кризисных ситуациях — БЕЗ ПАНИКИ! Руководству надо сделать все, чтобы пресечь эмоциональные состояния в коллективе. А потом уже принимать конкретные решения. Успокоиться, а потом уже думать!
Как все знают, существуют различные типы руководителей. Принятие того или иного управленческого решения зависят от этих типов?
Безусловно. В зависимости от доминирующего у руководителя типа сознания и стиля мышления он и будет воспринимать действительность вокруг. А следовательно, и принимать решение он будет, используя устоявшиеся для своего типа сознания шаблоны обработки информации. В разделе «Статьи» можно найти мой материал по этому поводу «Типы сознания и управленческие решения».
Дайте несколько рекомендаций для приобретения навыка принятия решений (советы, книги, тренинги на какие темы и т. д. )
Развивайте интегральное мышление, такое мышление, которое поможет рассматривать ситуацию с разных точек зрения: разные науки, разные подходы, разные культуры, разные методы. Рекомендую почитать книги об интегральном мышление.
Освойте диалектическое мышление. В современном образовании, к сожалению, этому не уделяется внимание, поэтому многие не знают что это. А ведь многие руководители работают в условиях быстрых изменений и пытаются применять логику там, где она не работает. В быстроменяющихся условиях нужно другое мышление — ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ.
А так же можете прийти на мои тренинги, если необходимо научиться управлять своими базовыми состояниями. Полученные знания и навыки помогут вам использовать свой имеющийся потенциал на совершенно другом качественном уровне.