Вопрос, связанный с первой половиной жизни, звучит так: «Что от меня хочет окружающий мир?» Но вопрос, с которым мы сталкиваемся во второй половине жизни, совершенно иной: «Что теперь хочет от меня душа?»
К.— Г. Юнг
Юность — важный и сложный период в жизни каждого человека. Подростки активно ищут свое место в мире, появляются новые возможности, а значит — новые задачи и трудности.
Хорошую поддержку на этом этапе может оказать участие в психологической группе. В безопасной и творческой атмосфере участники смогут обсудить любые волнующие темы, попробовать новые роли, испытать себя в различных ситуациях.
Группа — это подходящие место, чтобы ответить себе на вопрос «зачем?», оценить степень целесообразности того или иного своего действия: к какому результату я хочу прийти, ради чего я совершаю тот или иной поступок, приведет ли выбранное решение к той цели, которую я перед собой поставил. Группа дает возможность получить обратную связь от своих товарищей, ведь это так важно не предполагать, а знать, что о тебе думают и как тебя воспринимают другие люди. Здесь можно научиться отстраняться и видеть себя как бы со стороны, смоделировать и прожить разные ситуации, прощупать сильные и слабые стороны своего поведения.
Чем тут занимаются? или Что да как?
Многих ребят, которые еще не определились со своим участием в такой группе, волнуют вопросы: «А что там будет?», «Как это происходит?» или «А нужно ли мне это?». Всех секретов я здесь, конечно, не раскрою, иначе будет не интересно, но немного приподниму завесу тайны. Остановлюсь на некоторых вещах, которые мне кажутся наиболее важными.
Первое занятие каждого блока неизменно начинается со знакомства. Ребята впервые увидели друг друга, им нужно присмотреться и пообвыкнуться. На этом этапе работы группы мы большое внимание уделяем созданию атмосферы безопасности и доверия, ведь от этого зависит, будут ли участники чувствовать себя комфортно, смогут ли они делиться друг с другом своими переживаниями, захочется ли им приходить сюда снова и снова.
Наши правила
На первом занятии мы принимаем правила, по которым будет работать группа. Слово «правила» не очень любимо подростками. Они привыкли, что под правилами подразумевается свод незыблемых законов, которым ребята должны следовать, чтобы быть удобными для взрослых (учителей, родителей и т. д. ). Обычно правила устанавливаются директивно и никто не спрашивает, согласен человек жить по этим правилам или нет. Мы на занятиях помогаем ребятам на своем опыте убедиться, что выполнение правил дает возможность свободно говорить о своих чувствах и проблемах, не боясь, что тебя перебьют, засмеют или унизят. Принятие групповых правил — результат обсуждения и договоренности всей группы, поэтому юноши и девушки охотно их выполняют. Что же это за правила? В каждой группе они формулируются по-разному, но по сути такие:
Взаимное уважение.
Говорить по одному, не перебивать товарища.
Не переносить игровые ситуации на взаимоотношения, это только игра.
Не унижать и не оскорблять товарищей по группе.
Обращаться друг к другу только по имени.
Конфиденциальность (не разглашение личных тайн и проблем товарищей, все, что происходит в группе не выходит за ее пределы).
Если чего-то не понял — уточни и попроси объяснений.
Не делать другому больно ни морально, ни физически.
Правило «Стоп!».
Выбор — дело добровольное
Последнее правило я хочу выделить отдельно. Оно значит, что каждый участник в любой момент может отказаться от выполнения упражнения или от дальнейших вопросов ведущих, сказав «Стоп!». Дело в том, что на занятиях мы соблюдаем очень важный принцип — это принцип добровольности. Мы считаем, что ребята уже достаточно взрослые, чтобы принять решение, что им надо и в чем они готовы участвовать, а что сейчас не отвечает их потребностям. Мы считаем, что умение принять такое решение — важный навык, говорящий о зрелом и взвешенном отношении к себе. Соблюдением этого правила мы показываем свое уважение к их выбору.
Интересно то, что никакое другое слово, даже сходное по смыслу не работает. Можно сколько угодно говорить «Я больше не хочу», «Хватит!», «Достаточно!» и т. д. Ведущие продолжают делать свою работу, делая вид, что не понимают, о чем речь. Мы предупреждаем об этом участников и делаем это для того, чтобы ребята ответственно подходили к своей жизни: если они знают, что чтобы получить желаемое, надо совершить определенные действия, то надо делать именно это, а не что-то другое, пусть очень похожее.
Кто отвечает за результат?
Иногда, если юноша или девушка не хотят выполнять какое-либо упражнение, мы высказываем свое мнение, чем как нам кажется, это упражнение может быть полезно именно ему или ей. Но последнее слово всегда за участником. Важно помнить не только о добровольности, но и об ответственности.
И тут мы переходим ко второму важному принципу работы группы — принципу разделения ответственности. Мы говорим подросткам, что мы как ведущие максимально постараемся, чтобы занятия проходили весело, интересно и запоминались надолго. Однако без их участия никакого интереса и веселья не получится, им также потребуется приложить усилия, внести свою лепту. Вот такая получается взаимная ответственность, и от того, как мы ее будем разделять, зависит, какое впечатление у нас останется от общения друг с другом, насколько мы все будем удовлетворены нашим сотрудничеством. Ведущие не могут гарантировать участнику результат. Свой результат он должен получить сам, мы лишь создаем для этого все необходимые условия.
В рамках этого же принципа мы предоставляем участникам возможность наравне с нами влиять на происходящее в группе. Мы не придерживаемся жесткой структуры занятия, а стараемся следовать за ребятами, за их актуальным состоянием, за их потребностями, меняя программу исходя из их конкретных запросов.
Вот как бывает…
Часто бывает так, что задание, которое мы даем, кажется участникам очень трудным, а то и вовсе не выполнимым. Но как же я люблю смотреть на лица ребят и девчонок, когда им все-таки после многих попыток удается найти решение: щеки горят, глаза сияют, живые, возбужденные!
А бывает, что сделано уже пять, шесть, семь попыток, а упражнение выполнить по-прежнему не получается. Участники сникают. В группе рождаются пораженческие настроения, кто-то предлагает закончить, все равно ничего не выходит. Мы никогда не уговариваем идти до победы. Мы спрашиваем: «Как вы сейчас себя чувствуете?» — «Плохо, досадно, обидно и т. д.».— «А как будете чувствовать, если сделаете упражнение?» — «Хорошо, радостно, будем гордиться собой!» — «Вы хотите закончить или попытаетесь еще раз?» В любом случае выбор участников для нас закон. После таких ситуаций обычно возникает важный разговор об отношении к неудачам, к ошибкам, об осознавании пределов своих возможностей.
Зачем подросткам нужна группа?
Новым участникам мы всегда задаем вопрос: «Зачем вы пришли, чего хотите?», и почти каждый раз (в 95% (!!!) случаев) мы слышим ответ: «Мы не знаем, нас сюда родители привели». Родителям мы рекомендуем помочь подростку принять самостоятельное решение об участии в группе, а не решать за него. Важно объяснить, какого эффекта вы хотите от посещения вашим ребенком психологического тренинга, дать ему почитать о группе на сайте Синтона, ознакомить с материалами рассылки, с информацией о ведущих, поделиться всей имеющейся у вас информацией. Важно разжечь в ребенке интерес и желание посещать занятия, тогда подростки точно не будут прогуливать группу или отсиживаться и отмалчиваться во время тренинга.
В свою очередь ребятам мы всегда предлагаем найти внутреннюю мотивацию для посещения занятий, говорим о том, что эти два часа (коли уж их сюда уже привели) они могут провести с пользой. Для каждого это будет свое. Для кого-то группа — это хорошая компания, интересный досуг, кому-то важны понимание, душевная атмосфера, помощь в трудных ситуациях, поддержка, а кого-то интересует самопознание, обучение жизненным навыкам, развитие своих способностей и возможностей. Мы помогаем участникам не только определиться с целями, но и решить, как они будут их достигать. Ведь можно занять пассивную позицию и ждать, что предложат ведущие, а можно активно заявлять о том, чего бы вам хотелось добавить к нашим занятиям, чтобы они соответствовали вашим интересам и намерениям.
А еще…
Что же еще у нас происходит интересного и необычного? В тренинговом пространстве принято, что участники и ведущие обращаются другу к другу на «ты», это всегда очень неожиданно для новичков. Таким образом, взрослый занимает не привычную для подростка позицию сверху, а становится на равных. У подростка появляется возможность по-новому взглянуть на роль взрослого в своей жизни. Взрослый (психолог) не контролирующий и наказывающий, а поддерживающий и принимающий. Когда в юношеском возрасте человек имеет рядом значимого взрослого, которому он может доверять, это может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимоотношений и жизненных ценностей. Наличие в окружении подростка сотрудничающих с ним взрослых способствует созданию более глубоких эмоциональных и духовных контактов, поддерживающих подростка в жизни. Это очень важная часть нашей работы.
Ставим опыты, проводим эксперименты
Напоследок хочу поделиться, чем для меня является эта группа. Я помню, что когда у нас в школе начались уроки химии, все очень любили занятия, на которых проводились эксперименты. Мы с большим интересом смешивали разные реактивы и с нетерпением ждали, что же получится. Все было очень интригующе и страшно: а вдруг взорвется. Поэтому делали мы это только под руководством опытного учителя, иначе это действительно могло стать взрывоопасно. Юношеская группа для меня — это поле, где можно экспериментировать (своеобразная экспериментальная лаборатория), где не страшно пробовать: пробовать делать что-то по-другому, пробовать быть каким-то другим. А мы, ведущие, нужны для того, чтобы взрыва не произошло или чтобы последствия его не были разрушительными, т. е. для обеспечения безопасности.
Человека невозможно научить по-другому думать и чувствовать, если он не имеет жизненного опыта, подтверждающего то, о чем ему рассказывают. Все, что не совпадает с личными ощущениями, воспринимается нами (а подростками в особенности) как миф и даже — фальсификация.
В школе дается материал, который никак не привязывается к жизни. Мы же всегда спрашиваем: «А похоже ли как-то то, что здесь сейчас с тобой происходило на твою жизнь?» Ребята поначалу очень удивляются и не понимают, о чем это мы, при чем здесь жизнь.
Мне раньше казалось, что взрослые просто не могут найти правильных слов. Иногда после разговора с сыном было чувство глубоко морального удовлетворения: «Как хорошо сказала!» Только ничего по-прежнему не менялось. Общаясь с детьми, нужно апеллировать к их опыту, иначе все слова (даже очень хорошо подобранные и доброжелательно сказанные) будут произноситься впустую. Именно для этого нужны эти пробы, нужна группа. Задача подростка, на наш взгляд, не в том, чтобы воспроизводить опыт других людей, а в том, чтобы приобрести и осмыслить свой собственный.
Да уж, у нас все по-взрослому, это ведь юношеская группа, а не детская.
Автор: Юлия Зеликман
Размещено на сайте http://www.syntone.ru. При публикации статьи ссылка на сайт обязательна.