Заказать звонок

У мужчины два-три высших образования, а семью он обеспечить не может. С чем это связано?

У мужчины два-три высших образования, а семью он обеспечить не может. Такую картину мы наблюдаем нередко. На ваш взгляд, с чем это связано?

Правильный ответ звучит так: «Он такой бедный именно потому, что такой умный». Был бы умен по-другому, был бы богаче. И не будем презрительно и насмешливо смотреть с той или другой стороны. Разберемся. Какой ум ведет к бедности, а какой к богатству. Идет? Не будем здесь вдаваться в историю, откуда что взялось. Перейдем сразу к выводам. Они кажутся простыми и интересными.

Две характеристики делают человека умным и бедным или… богатым: ограниченность и воображение. Если это нарисовать, то получается вот что. Справа налево — ось от воображения совсем бедного («Чего я не видел, того в мире нет»), до безудержно богатого («Если бы человек оседлал луч света, то в зеркале он не увидел бы себя»). Снизу до «нуля» прочертим ось ограничений материальных, фактических (заборы, милиция, кулаки соседа, сила тяжести), а от «нуля» выше ограничения окажутся уже умозрительными (правила, мораль, привычка, опасения, суеверия и прочее «знание»).

Вот так.

Получаются четыре любопытных квадрата:

Умный и бедный: Много воображения и много умозрительных ограничений. Здесь воображение главным образом подтверждает и усиливает эти самые ограничения. Фантазия либо укладывается в ограничения-рамки и бурлит в специально отведенном направлении, либо подавляется. Умный и бедный стремится «соответствовать»: моде, правилам, пожеланиям, ожиданиям, нормам и традициям, напрягая фантазию для того, чтобы оказаться хоть и «лучшим из», но все же «одним из». В большинстве случаев Умные и бедные работают на кого-то. И ухитряются одновременно уважать себя за это и не уважать своих работодателей.
Мелкий собственник: Умозрительных, воображаемых ограничений меньше: ведь воображение бедное. Впрочем, полета фантазии тоже нет. По этой же причине. Мелкого собственника не увлечешь высокой идеей, ему пахать надо. В прямом и переносном смысле. Ум его крестьянский: крепкий, без высоколобых заморочек, прямой и очень «фактический». Потому мы и называем этот второй тип «Фермером». У фермера тоже есть мораль-совесть. Простая и понятная. Не убей, не укради. Око за око, зуб за зуб. Добро — это добро мне (а не вообще) и конкретное (дела, факты, а не слова). За добро надо платить. За зло — бить. А идеи ваши — это все так, блажь. Тут сенокос, капусту надо рубить, а вы со своими «чувствами прекрасного» и прочей лабудой. Фермеры обычно работают на себя и на свою семью. Даже если формально работают на кого-то.
Беспредельщик: Воображения мало, а моральных ограничений нет вовсе. «Я хочу» и «Это мое» беспредельщика могут ограничить лишь фактические, материальные барьеры: кулак, пуля, решетка, забор и тому подобное. Естественная в этой ситуации жестокость к тем, кто не отдает «мое» (не «делится») не сдерживается ни сочувствием (не хватает воображения), ни воспитанием (умозрительные ограничения не действуют). Беспредельщики не работают в обычном смысле этого слова. Если они и напрягаются, то для того, чтобы отнять, отобрать, наложить дань. И не надо думать, что это обязательно рекетиры и бандиты. То же самое вело в бой и исторических вожаков, атаманов, будущих князей, принцев, герцогов и королей. Еще двести лет назад «право сильного» было едва ли не основным. Да и сегодня часто оказывается в почете. Например, у сотрудников силовых структур. Чем больше у беспредельщика силы (то есть чем меньше фактических ограничений), тем безудержнее и опаснее он становится. Крайние беспредельщики известны также как «отморозки».
Хитрый Проныра: Богатое воображение Хитрого Проныры направлено не на возведение умозрительных ограничений, а на обход фактических. Да и вообще, Хитрый Проныра не склонен строить. Он любит не сооружения, а пути. Присвоить, а не создать — это роднит Проныру с Беспредельщиком. Но, в отличие от Беспредельщика, он не склонен отбирать с использованием грубой силы. А вот обыграть, объегорить, обхитрить — это его стихия. В мелком своем варианте Хитрый Проныра оборачивается банальным Мошенником. В крупном масштабе это Финансовый Магнат или Отец Церкви, Иезуит с большой буквы.
Обобщая, мы можем сказать, что Умные-и-бедные работают на Хитрых Проныр (чаще) и Фермеров (реже). В ситуации безвыходности Умные-и-бедные работают и на Беспредельщиков, но уже больше из страха, чем из своих собственных заморочек.