Участники тренингов всегда дают ведущим богатую пищу для размышлений. Отрывок из наблюдений Тимура Гагина о том, какими причудливыми способами, порой, стараются выделиться из толпы люди, путая лидерские качества и харизму с другими, куда менее приятными и полезными человеческими качествами, мы предлагаем вашему вниманию.
Недостаточные достоинства
Трехмесячное знакомство с очень разными яркими и неглупыми людьми заставило меня лишний раз вспомнить одну очень давно известную вещь: недостатки — те же достоинства, только в другом контексте. «Борьба» с ними только ухудшает лучшие черты, при том, что мало чего из недостатков исправляет на деле. Так что лучшая стратегия — активно использовать ту часть, которая «достоинства» в надежде, что это примирит окружающих с остальным.
Хорошо было «обычным» участникам, у которых ничего особенно не выпирало. Получалось вполне ровно и уверенно. Хуже доводилось тем, у кого свой яркий стиль уже был: любые попытки доработать его «напильником» приводили к растерянности и ухудшению впечатления. А «сереньким» было легче: понятен стартовый уровень, понятно, что делать, понятно, что получится.
И вот тут начиналось странное. Хотя скорее, как жизнь показывает, обычное: видя, что «середнячки» обходят, «звезды» начали их «гасить». То есть не превосходить реальными достижениями, а именно «гасить». Прям как в лучшие школьные годы. Более или менее прямо намекать на тупость, неповоротливость, бедность, уродство… И чем более вежливо и воспитанно встречали всё это «середняки» — взрослые серьезные люди — тем злее становились насмешки и выпендреж «звезд». И… тем более жалко они начинали смотреться и в глазах «середняков», и в глазах администраторов семинара, да и просто случайно зашедших зрителей. Доходило до неловкости. Часто. И, чувствуя эту неловкость, «звезды» (тоже неглупые взрослые люди), злясь, делали только хуже. Способность посмеяться над собой стремительно таяла.
Работа «на контрасте»
Помните анекдот «и тут выхожу я, весь в белом». В анекдоте это даже смешно. Но то анекдот.
А вот в жизни тот же принцип частенько выглядит нет так… белоснежно цирково. Принцип этот в том же анекдоте метко назван «работой на контрасте». Чтобы я был «весь в белом», они, другие, должны быть «в дерьме». В жизни, как и в анекдоте, тот, что «весь в белом», готов для этого даже потрудиться. Обозвать. Или осудить. Или обвинить.
Много раз (и не я один), обращал внимание, что люди делятся (в этом смысле) на такие любопытные категории:
- есть те, кому важно быть лучше (за счет своих достижений),
- есть те, кому важно, чтобы другие были хуже (за счет их унижения),
- есть те, кому важно быть «из большинства» (согласно меткому выражению персонажа Вячеслава Невинного из Рязановского «Гаража»),
- и есть те, кому важно быть лучше себя самого — каждый день, каждый год — лучше.
Несложно заметить, что мои симпатии целиком на стороне последних. При этом я ничего не имею против третьих, пока их стремление относится лишь к себе. Если же третьи начинают для соответствия «большинству» агрессивно нападать на «меньшинство», где бы они его не нашли, то они уже не третьи, а — вторые.
Первых я вполне себе уважаю. Пусть они и посматривают на окружающих свысока, они хотя бы это право оплатили. Своим трудом, временем, смелым риском, талантом и опять — трудом. И хотя мне не очень близка радость достижений лишь из странного желания быть лучше других, такая радость этими людьми, по крайней мере — заслужена.
Еще раз выделю главное: в моем представлении человек имеет право считать себя лучше других, если это его личная заслуга, а не просто удачное стечение обстоятельств (вроде рождения в семье, скажем, принца Уэльского… или просто в богатой или высокопоставленной семье, или столице, или стране). Я не говорю, что этот человек «должен» считать себя лучше других, но хотя бы — может. И опять же не «унижать других», а «считать себя». Перед самим собой. Другие тут просто материал для сравнения.
Так что первые, третьи и четвертые — это все вопрос личных предпочтений. А вот вторые вовсе не безобидны, даже если приличные люди предпочитают «не связываться», а мысленно обозвать их придурками и мысленно же брезгливо отворачиваться.