Заказать звонок

Психология человека бизнеса

Можно
задаться вопросом: чем характеризуется Человек бизнеса, что отличает бизнесмена
от представителей других видов человеческой активности? Или — это еще более
практически важно — что реально помогает человеку продвигаться в бизнесе, в
необходимый момент делать очередной шаг вперед и добиваться заметных преимуществ в своем деле?

Наблюдая
Человека бизнеса, мы действительно можем увидеть у него определенные
качества, которых нет, во всяком случае в таком
сочетании, у представителей других профессий. Но это совсем не те простые,
"базовые" свойства или черты характера, которые традиционно ищутся
и определяются пусть даже самыми изощренными методами психологического
тестирования. Скорее это достаточно уникальные сплавы установок и аттитюдов,
способов восприятия и принятия решений, действий и навыков, которые
формируются на определенных стадиях жизни в бизнесе, видоизменяются вместе с
изменением и развитием самого бизнеса и постоянно переходят из одного
качественного состояния в другое.

Хотелось
бы обсудить всего несколько таких специфических качеств, которые
тем не менее представляются нам ключевыми. Одно из них — умение управлять
людьми, качество во многом социально — психологическое, нам будет удобней
рассмотреть в следующем разделе, хотя, так или иначе, мы еще не раз будем
обращаться к нему и далее.

Одно
из свойств Человека бизнеса, это активность — готовность действовать в
условиях неопределенности — наименее специфическое для бизнеса, как такового,
но необходимое условие для первых шагов в этой деятельности, для достижения и
закрепления успеха, формирования фундамента того бизнеса, который может быть
возведен позднее. Тесно связанные с активностью способы целеполагания
также имеют в бизнесе свою специфику, которая заслуживает особого внимания.

Два
других качества наиболее явно определяются по мере развития зрелости бизнеса
и бизнесмена. Это — счетность мышления и
маркетинговая ориентация. От развития этих качеств впрямую
зависит не только успешность, но и само выживание дела Бизнесмена.

Можно
спорить о том, насколько глубоко эти качества врастают в человека,
занимающегося бизнесом, и формируют его личностные особенности. По — видимому, как и в других видах деятельности, мера укорененности профессиональных свойств в человеке может
варьироваться в широком спектре от поверхностно — знаниевого
уровня до того, что Маркс в своих работах грубо, но метко называл
"профессиональным кретинизмом".

Как
бы то ни было, деятельность человека в бизнесе требует от него освоения еще
одной картины мира — наряду с теми, которые ему, так или иначе, приходилось
осваивать в своем предыдущем опыте. Человек может жить преимущественно в
рамках одной из этих картин мира либо гибко чередовать их. Можно пытаться
закрывать глаза на существование множественности картин мира, но можно и
делать выбор между ними в зависимости от целей и требований ситуации.

Можно
видеть окружающий мир как мир "политический" — сквозь призму
политических решений и событий; либо как мир "экономический",
находящийся под влиянием макроэкономических законов и тенденций; либо как мир
"психологический" — сквозь динамику человеческих мотивов и
отношений; либо как мир "технотронный"; либо как "экстрасенсорно — энергетический"; либо просто как
"семейный". Точно так же, как хороший медик видит по массе внешних
признаков особенности протекания физиологических процессов в организме
человека, так и Бизнесмен рано или поздно приходит к созданию своих
способов формирования картины мира и действия в нем, акцентируя внимание на
собственных ключевых факторах. И особые принципы восприятия и построения
отношений с людьми, методы проявления активности и целеполагания,
способы анализа и "просчета" ситуации, организации действия в
динамических процессах рынка являются неотъемлемыми компонентами
специфической картины мира Бизнесмена.

Все
эти качества не даются в неизменном виде и не являются чем — то раз и
навсегда сформированным, стабильным и застывшим. Они постоянно видоизменяются,
переходя из одного состояния в другое, и на каждом новом уровне, с освоением
каждой новой роли и позиции в бизнесе приобретают новые, особые свойства.
Динамика этих изменений определяется одновременно внутренней потребностью и
готовностью человека, а также развитием условий самого бизнеса. Человек может
своим намерением опережать будущие требования деятельности или запаздывать в
своей реакции на них. И в этом одна из составляющих тех жестких правил игры,
которые предлагает бизнес человеку: кто не успел, тот опоздал. И если Бизнесмен
не успевает изменить способ своего мышления, свои установки и свое
поведение раньше, чем изменения вокруг него достигнут критического уровня, он
выбывает из игры.

Источник:
"Business на RIN.ru"