Автор: Виталий Пичугин
Захотелось человеку что-то сделать. Раз попробовал, два, потом желание исчезает. Уже ничего не хочется. Знакомая ситуация?
Почему так происходит?
Бывает по-разному. Например, человек не рассчитал свои силы. Пришёл в спортзал, начал таскать слишком большие веса и надорвался. Мышцы болят, уже ничего не хочется. Или в порыве энтузиазма начал делать ремонт, но не хватило ни сил, ни опыта, ни денег.
Но чаще механизм «убийства» желания следующий. Называется он — параллельное подкрепление. Оно бывает положительным или отрицательным.
желание убивает отрицательное подкрепление.
Как это происходит?
Человек начинает учить, например, английский язык. Ему хочется и нужно. Сначала энтузиазма много. Потом появляются другие интересные дела, но за обучение оплачено, поэтому надо идти.
И тут проявляется это отрицательное подкрепление. Во время действий: собираться, идти, сидеть на занятиях, потом учить, повторять. Человек проявляет негативные эмоции по поводу этих действий. Хмурится, испытывает досаду, печалится, расстраивается. Такие эмоции идут фоном одновременно с действиями, поэтому изучение языка становится через некоторое время противным занятием.
За негативными эмоциями следует внутренний диалог: «зачем мне это всё, опять одеваться, идти, сидеть там, а задания не сделал, буду чувствовать себя дураком…». Такие рассуждения также являются негативным подкреплением. Что в совокупности с эмоциями убивает любое желание учить язык.
Также происходит и в других случаях. Человек начинает сначала проявлять негативные эмоции, потом добавляется внутренний диалог, после чего возникает стойкое чувство — не хочу.
Есть люди, которые сопротивляются и борются с собой. С одной стороны, с «кислой рожей» пытаются делать что-то, с другой стороны — ненавидят себя за то, что делают.
Такая диалектика разрушает мозг. Точнее, трезвое мышление и адекватное восприятие реальности. С чувством негодования люди бросают начатое дело, потому что уже не могут бороться с собой.
Теперь про Чернышевского. Что делать?
Николай Гаврилович призывает нас не останавливаться на установлении причины, а понять, что с негативным подкреплением можно сделать. Послушаемся классика.
Следить за своими эмоциями. Если что-то начали делать — радуйтесь, находите любую причину почувствовать себя хорошо. Рассказывайте себе и другим об успехах. Пусть положительные эмоции будут правильным параллельным подкреплением деятельности.
Избавьтесь от людей, которые своей печалью будут разрушать ваше желание. Вам нужны их грусть, ненависть, злоба? Эти эмоции не ваши, пусть оставляют себе. Мне одна девушка рассказывала, что когда она пошла в спортзал, стала ограничивать себя в поедании тортиков и булочек, бросила курить, то две заклятые подружки стали общаться с ней холодно, рассказывать, что зазналась, проявлять кучу негативных эмоций. Таких подружек не надо терпеть рядом, пусть живут своей жизнью, они — негативное подкрепление.
Найдите людей, которые будут вас эмоционально поддерживать. Просто договоритесь, чтобы эти люди отмечали ваши успехи и радовались им, по возможности, искренне. Лучше, чтобы вы занимались одним делом, тогда сможете поддерживать друг друга.
Ну и напоследок, возьмите себе за правило: если выбрали что-то делать, то делайте это с удовольствием и радостью. Иначе зачем?