Автор: Олег Подраменский
Почему мы стесняемся говорить о том, что посещаем психологов? То есть в большинстве случаев с психологами нам общаться интересно. Нам нравится изучать новое и развивать себя. А рассказывать об этом — не всегда удобно. Почем? — Причины есть. И есть предпосылки.
Конечно, большую роль играют социальные установки. Общественные «хорошо» и «плохо». В сознании большинства, слово «психолог» — созвучно либо психотерапевту, либо психиатру. В Советском Союзе считалось, что у советского человека психологические задачи, а уж тем более проблемы — отсутствуют. И психологов-педагогов, практических психологов, работающих с повседневными запросами людей, просто не было. Поэтому пока еще и посещение психолога для нас скорей неординарный поступок, а не простая консультация, как у юриста, продавца, фармацевта. Это скорей смелый, либо вынужденный шаг. Раз пошел к психологу, значит сам не в силах справиться. Так все плохо? — А вот и не так! Так все хорошо! Потому что человек развивается, задаёт вопросы и находит ответы. Поэтому на консультации ходит, тренинги посещает, пользу извлекает, а делиться этим не всегда хочет. Не очень это принято. И не всегда окружающие хотят верить.
К счастью, на полках магазинов появилось очень много качественной литературы и ситуация меняется. Например, некоторые тренинги стали уже обязательным образовательным минимумом. Многие на личном опыте понимают, что черты характера, привычки, поведение можно менять под конкретные задачи. И качество своей жизни можно улучшать. И я надеюсь, поговорка «что родилось, то родилось» сохранит справедливость разве что для мухи. Ведь время идет и установки меняются.
Что способствует пока некоторому недоверию возможности развивать свою личность?
Первая предпосылка. Наша привычка надеяться на внешние инструменты. Человек скорее склонен считать, что достижение чего бы то ни было в этом мире (богатства, имени, успеха, влияния) — это следствие внешних факторов и атрибутов. Например, образования, знания иностранных языков, владения специфическими навыками работы и т. д. Но на практике оказывается, что эти атрибуты являются лишь вспомогательными средствами для совершенствования главного инструмента человека — его личности. Его способности взаимодействовать с миром, с людьми. Его способности мыслить — индивидуально, оригинально. Его способности чувствовать — и ставить чувства себе на службу, а не зависеть от них. Его способности действовать в этом мире — то есть в буквальном смысле поступать — так или иначе. Выбирать варианты своих поступков с их последствиями и действовать, а не сидеть в сомнениях и бездействии.
Беседую с девушкой. Она третий раз замужем. Рассказывает: «Первый мой брак просто должен был окончиться не начавшись. Времени узнать друг друга в совместной жизни — не было. Учились вместе в школе, и, считали, что это самая лучшая проверка. А оказалось, что у наших родителей разное видение семьи, а своего видения у нас не было. Второй брак был более осознанным и сейчас мы в дружеских отношениях. Зато в третьем я уже прекрасно знала, что мне нужно и как я буду строить семью. Я учла все ошибки, как подсказки на будущее, и сейчас у меня прекрасный муж, ребенок, мы восемь лет вместе». И она улыбается улыбкой умной счастливой женщины.
И другой разговор. Женщина — загляденье! Хорошая должность, два высших образования, иностранный язык.
— Мне ведь уже за 30. Хочу детей, семью.
— Ну а что ты делаешь для того, чтобы была семья и дети? — спрашиваю.
Большие глаза. Удивленная пауза…
— А что я для этого должна делать? Что я могу сделать?
— Найти мужа и отца.
— Я…?! А разве это не он меня должен найти?
В первом случае женщина живет, действует, ошибается, приобретает бесценный опыт, развивает личность. Во втором случае сидит и ждет. В первом случае она в отношении противоположного пола развита и готова к трудозатратам, ответственности. Во втором, даже новое образование будет малоэффективно, если не развивать именно черты личности. Только своей личностью — этим реальным инструментом, человек достигает всего в жизни. Если после многолетнего образования суть человека — его личность, не затронута, тогда оказывается малопригодным и весь багаж его знаний. Конечно, хорошее образование и получение специфических навыков очень важно, никто с этим не спорит. Но существуют разные типы образования: образование — личностное изменение и рост, образование — инструмент достижения конкретной цели, а есть образование — информация. Вам — какое и — для чего?
Один мой знакомый очень давно объехал всю Европу на машине, не зная ни слова иностранного языка. Сегодня это легко. Но он путешествовал, когда навигаторы и мобильная связь были только в арсенале спец. служб. Как же он общался, когда нужно было узнать дорогу? Открывал карту, подходил к любому человеку на заправке и говорил «Синьор, зис поинт!» В нашей компании это крылатая фраза! Примерно так же происходило общение и в других местах. А другую знакомую «вытолкнули» дети за границу через много лет вздохов и причитаний, что вот и хотелось бы, а как же там общаться буду, языка не знаю? И это с туристической группой…
Вторая предпосылка. Любой личностный рост — это большой труд. По преодолению себя, своего страха, неудобства, дискомфорта. И, к сожалению, к трудозатратам, даже ради себя любимого, готовы не все. В некоторых пределах, видоизменение и взросление личности происходит благодаря семье, ближайшему окружению, социальным институтам и установкам. Если человек сильно не сопротивляется. Но «рывок к звездам» возможен только с помощью внутреннего топлива — желания, решения, труда! Деградация же личности возможна без приложения усилий. Часто достаточно просто ничего не делать.
Третья предпосылка. Недоверие к себе и упование на что-то внешнее, высшее. Мы ищем знаки, поводы, сроки, когда придет время менять себя и свою жизнь. Как мне похудеть, как пойти заниматься спортом, как выучить английский, как…? как…? как…? Вот именно этими «как?» мы ловим себя на крючок бессмысленной потери времени, бессмысленной траты жизни. И механизм, до смешного, прост. Если я задаю себе вопрос: Как мне заставить себя подтягиваться 25 раз, ну как мне себя заставить, если я даже подойти к турнику не могу? Значит это действительно сложно или невыполнимо сложно…. Если все вокруг задают его по разным поводам, то и я включаюсь в эту игру. И те изменения, что даже рассуждений не стоят, вырастают до ранга неразрешимого дела, героического подвига.
А, если принять другую установку: Я могу все, что понял и во что поверил! Просто на все, что я МОГУ мне нужно разное время и разные ресурсы. Попробуйте убрать вопрос «как?». Вычеркните его на время из своего лексикона. Просто встаньте и сделайте. И вы поймете, что без капкана из трех букв многие вещи происходят, не просто легко, а легко до восторга. Начните с мелочей и отточите навык. Перестаньте вздыхать — «как мне это сделать»? Делайте. Встали утром — за 5 минут размяли тело, улыбнулись близким, окатили себя холодной водой, восхитились собой в зеркале — Ух, и правда, легко! И правда — сделал! И так вы постепенно перейдете к сложным вещам. Например, сядьте и запишите свои желания на пару лет вперед, для начала — куда хочу съездить отдохнуть. Теперь посчитайте сумму для поездок и отложите первую тысячу прямо сегодня, а в плане запишите, сколько еще нужно заработать. Затем попробуйте поговорить с шефом, чем еще вы можете быть полезны на работе, и, что можете сделать для того, чтобы больше заработать? Кто знает — зачем, преодолеет любое — как! Просто доверьтесь себе, а не чужим «охам». Никому не дается желание, без возможности его реализации. Суровый закон потребления!
Еще одна немаловажная предпосылка. Желание быстрых и видимых результатов. Если быстро не получилось, то не работает вообще. Работает! И результаты есть. А для того, чтобы они стали очевидными — нужно чуть-чуть терпения, то есть продолжать работу. И нужно время. Правда часто намного меньше, чем кажется. Разным изменениям нужны разные сроки: на что-то месяцы, на что-то годы, что-то можно изменить мгновенно. Здесь полезно помнить правило ПП — постепенность и постоянство! В личностном развитии окончания не бывает. Как правило, это только начало нового этапа. И сравнивать нужно себя с собой прошлым, а не с другими людьми. Каким я был, каким я стал.
Она пришла в школу после института и, конечно, хотела изменить педагогический мир. Пробовала новые методы работы. Время было соответствующее — менялось многое вокруг. Когда поняла, что достигла потолка в государственной школе — ушла в частную. И опять поиски, развитие, труд. Моторчик из новых идей и работы над их достижением. Параллельно видела, что мало необходимых знаний и навыков. Учила себя. Снова государственная школа и полная ответственность за учебный процесс в начальных классах. Так ступень за ступенью…. Сейчас у нее — своя школа. Она владелец и директор очень известной частной школы. Уникальной в своем направлении. И прошло всего ничего…. А тот, кто ждет мгновенных результатов и поэтому не делает ничего и через десяток лет будет примерно в том же месте. Встречали таких?
Помните, постепенность и постоянство в развитии и в работе на пути к своим целям творят чудеса и приносят реальные результаты!
Итого. Жить в обществе и быть от него независимым маловероятно. Но раздвигать рамки собственной свободы можно. Можно использовать общественные установки, которые сейчас работают вам на пользу. Если что-то не получается — посмотрите как с этим справились другие и выберите подходящий вариант. Ищите те инструменты, с которыми будете эффективно решать свои задачи. Вкладывайтесь в самого себя, а не в докторов и учителей. Верьте в свои силы. Трудитесь и фиксируйте положительные результаты. На все это нужно гораздо меньше сил и времени, чем кажется!
Размещено на сайте syntone.ru. При публикации статьи ссылка на сайт обязательна.