Заказать звонок

Н.И. Козлов: Как определять свои жизненные цели и не терять мотивацию при их достижении


Интервью журналу «Управление компанией», Киев

Практически у каждого успешного руководителя наступает в жизни момент, когда кажется, что все, чего он хотел достичь и что должен был сделать, уже достигнуто и сделано. И возникает вопрос – что дальше? О том, как найти новую цель и наиболее эффективно двигаться к ней, мы побеседовали с психологом и бизнес-тренером Николаем Козловым.

«Управление компанией»: Как прояснить и сформулировать свои жизненные цели? Какие техники и подходы в этом помогут?

Николай Козлов: Начать можно с трех вопросов. Первый – что мне интересно, что мне нравится делать? Второй – что я умею? И третий – что приносит деньги, за что люди готовы платить, что им нужно? Ответы на эти вопросы можно представить себе в виде трех кругов («хочу», «могу» и «востребовано». На их пересечении и будут лежать твои цели.

Конечно, иногда бывает, что эти круги не пересекаются. Почему? Первая причина: человек мало чего хочет. Вот маленьким детям почему-то все интересно, они всего хотят, им дня мало – и в машинки надо поиграть, и книжку почитать, и с кем-то подраться, и побегать, и платье новое примерить … Но дети вырастают, и начинается обычное: «мне это не нравится, мне то не хочется…» Родной, просто вылечись! А КАК ЛЕЧИТЬСЯ?

Во-вторых, может быть так, что человек мало что умеет. Тут выход ясен – иди учись. Кроме того, еще есть такая закономерность: если ты что-то умеешь делать мастерски, то почти наверняка тебе будет хотеться это делать. Поэтому – чем больше мы умеем, тем легче нам найти то, чем захочется заниматься.

Ну и третье – множество людей носится с единственной мыслью – «а чего я хочу?» Им неинтересно, чего другие хотят. Такие люди в бизнесе перспектив не имеют. Успешный руководитель – это экстраверт, который чувствует других людей, знает, чего они хотят, что он может им дать и на чем сыграть. Он выходит за рамки того, «что лично мне интересно». В голове всегда должен быть вопрос: а что людям надо?

Такой подход даст вам хорошую работу: интересную и востребованную, которую делаешь хорошо и за которую получаешь хорошие деньги.

Но такой подход не покажет, где и в чем ваше призвание. Призвание – это больше, чем просто хорошая работа. Для людей состоявшихся заработать себе на жизнь уже не задачка – неинтересно, не бодрит. У них уже возникает вопрос: а где смысл? Призвание – это когда ты знаешь, что то, что ты делаешь, нужно людям надолго – сейчас и в будущем, что оно останется после тебя. И ради этого большого стоит жить. При этом задавать себе вопрос «что я умею?» даже не нужно – бизнесмен сможет подобрать, «купить» специалистов, которые сумеют.

«УК»: Как часто у руководителей бывают проблемы с самомотивацией и потерей смысла?

Н.К.: У женщин – редко, они более стабильны, и, как правило, живут собственной мотивацией – им этого хватает. А у мужчин каждые семь лет или около того случаются экзистенциальные кризисы – с переосмыслением всего происходящего, с поиском новых смыслов.

Вот пример. Позавчера ко мне пришел коллега, один из самых успешных в России тренеров, и говорит: «Что делать? Раньше я творил, выдумывал, каждое утро просыпался с блеском в глазах, мне нравилось то, что я делаю. А теперь начал повторяться, новые тренинги не идут, старые – без желания. Где смысл, ради чего все? Как мне найти интерес и радость в жизни?»

Я сказал, что для начала было бы неплохо сфотографировать его или заснять на камеру – чтобы он смог увидеть себя со стороны. У него лицо было понурое, усталое, несчастное. Как будет чувствовать себя человек с таким лицом? Вряд ли он сможет в таком состоянии найти новый интерес в жизни. Для многих лицо – только отражение того, что творится в душе. Но на самом деле причинно-следственная связь здесь не такая, как мы привыкли думать, а прямо противоположная! Те руководители, которые умеют «держать» свое лицо, знают, что это помогает им «держать» все свое состояние. Это работает: пока ты «держишь» интонации, жесты, взгляд – ты организован и не даешь себе раскисать. И даже не надо весь день, превозмогая себя, ходить в маске. Надо только запустить этот процесс. Это как стартер в машине. Ты заводишь «мотор» – и дальше коллектив работает сам: вокруг бегают живые и бодрые сотрудники, и они уже тебя подпитывают.

Второе – это внутренний «моторчик», наш темпоритм. У каждого человека есть своя жизненная скорость, и она либо высокая, либо снижена. Есть такая железная закономерность: людям, которые живут на своей хорошей скорости, жизнь в радость. А если вы снижаете бороты, жизнь становится тусклой, серой – нет целей и желаний. В этом случае надо просто раскрутить «моторчик», повысить его скорость. А после этого уже думать, какие задачи, выходящие за рамки привычного, ставить. Кстати, лучше всего излечивает от проблем с мотивацией и поиском смыслов необходимость много «крутиться». Как известно, больше всего страдают от депрессий люди в самых развитых странах, где высокий уровень жизни и много времени на досуг. А самые здоровые люди живут в деревне, потому что там с утра до вечера ты при деле.

«УК»: Но разве это поможет: загрузить себя ежедневными делами, просто чтобы забыть о неких своих внутренних проблемах?

Н.К.: Загрузить себя делами, чтобы как заплатками дыры прикрывать – это одно. А найти свое дело – это другое. Если ты просто занял себя чем-то – это лучше, чем безделье, но конечно хуже, чем если бы ты нашел свое дело. Если ты его нашел – это может быть тяжело, это может быть трудно надолго, но ты в этом случае будешь собой гордиться. И будешь здоров, счастлив и полон энергии.

«УК»: Свое дело – это один раз и на всю жизнь?

Н.К.: Оно может меняться: сделал, отработал – и передал другому. Если вы занимаетесь своим делом, может изменяться центральный проект на конкретном отрезке времени: сначала один, потом другой, но общая линия остается неизменной. Когда Станислав Федоров создавал свою клинику глазной хирургии, у него были десятки проектов, но все они были в одном направлении огромного дела. И у него в процессе не возникал вопрос о смысле жизни – не до этого было.

«УК»: А если в твоем деле нет такой безусловной ценности, как в приведенном Вами примере? Может ли стать призванием обычный бизнес?

Н.К.: Главный критерий цели-призвания – это должно быть то, чем ты сможешь гордиться. То, что будет греть и тебя, и других. К примеру, один мой знакомый бизнесмен занимается выставочным бизнесом. Он гордится тем, что именно его компания установила честные стандарты для этой отрасли, изменив ее в лучшую сторону. Теперь у него новый проект, косвенно тоже связанный с выставками, – он создает Музей счастья и вкладывает в него массу денег, подключает к работе над разными залами таких людей, как Михаил Веллер, Юрий Гольдин…

Вырастить детей, создать компанию, которая будет выпускать то, что прежде никто не выпускал, выстроить цивилизованный бизнес – все это варианты призвания. Конечно, это уже не просто бессмысленный бизнес… Найди то, за что люди будут тебе благодарны. А потом создай инфраструктуру, которая будет поддерживать в тебе желание это делать – круг людей, которые будут тебя заряжать.

«УК»: Как часто надо подводить промежуточные итоги, чтобы понимать, что идешь в правильном направлении?

Н.К.: Прежде всего, надо писать план своей жизни. Почему-то никто не начинает строить дом, не имея точного плана. Так почему же с планированием жизни может быть по-другому?

Как писать план свой жизни? За один раз и с налета его обычно не напишешь… Более реалистично двигаться постепенно и подходить сразу с двух сторон. С одной – например, составить краткосрочный план, исходя из тех ресурсов и навыков, которые в любом случае надо получить в ближайшее время. А с другой стороны – нужно представить себя в пенсионном возрасте и спросить: чем я хочу в своей жизни гордиться? что меня будет греть в старости? что мне нужно делать, чтобы потом можно было сказать: «я прожил качественную жизнь»? Учитывая это строятся планы на год, на пять, десять лет и т.д.

Естественно, когда проходит пять-десять лет, эти планы надо пересматривать. Бывает и такое: человек написал план, спрятал его в папку, а через пять лет вдруг нашел и обнаружил, что в основном все выполнено и даже перевыполнено. Но вот парадокс – случается подобное только с теми, кто эти планы пишет.

Лично мне кажется странным: прожить целый день и вечером обнаружить, что сегодня ничего важного не сделано. Нужно ежедневно спрашивать себя: Ради чего я сегодня жил? Как мой сегодняшний день работает на перспективу? Или я его прожил только для того, чтобы покушать? Как он приближает то, о чем я буду отчитываться перед собой через 10-20 лет?

«УК»: У Вас есть своя методика поиска новых идей?

Н.К.: Лично у меня основная проблема другая – как реализовать хотя бы часть из тех идей, которые у меня есть? Вечная проблема нехватки времени – нужны две жизни параллельно. Или последовательно…

Если смотреть с медицинской точки зрения, то идеи могут рождаться только в определенных условиях: в расслабленном теле, с правильно «собранными» глазами и без напряжения воротниковых мышц. Эйнштейн в свое время справедливо заметил, что душ – это ужасное место, потому что там сразу появляются отличные идеи, а записать их некуда. Просто кровоснабжение сосудов улучшается…

Самое страшное – это перейти в режим белки в колесе. В такой обстановке идеи не приходят. Перспективно мыслящие люди берут себе за правило на час в день выключать мобильный и прекращать любые контакты с внешним миром – и в это время размышляют, гуляют, думают о развитии. Я себе делаю такие перерывы, когда занимаюсь спортом – каждый день бегаю по утрам, хожу вечером. И обычно самые продуктивные мысли приходят во время пробежки. При этом у меня всегда с собой диктофон.

Еще в поиске идей помогает общение с друзьями. Бизнесмены высокого уровня, по моим наблюдениям, очень любят дружить. Они готовы прилететь в гости из другой страны на один вечер – «подружить». Причина – нужны новые, свежие идеи и энергия. А получить их можно просто – достаточно обзвонить друзей: кто сегодня энергичный, кто с идеями? И все – приехал, получил подпитку. Руководителю обязательно нужны «качественные» друзья. Их тоже надо подкармливать своими идеями, чтобы они хотели дружить. Поэтому если у вас есть идеи и энергия – поделитесь.

«УК»: Как Вы отфильтровываете полезные контакты от поглотителей времени?

Н.К.: Бывает, что после общения идеи так и лезут в голову, и в результате получается успешный проект. А иногда человек вроде бы и приятный, но после разговора с ним в голове – пустота. Чтобы целенаправленно общаться только с первой категорией, можно раз в год (к примеру, накануне Нового года) подводить итоги, составлять список «друзей прошедшего года» и отмечать, сколько в каждого было вложено (скажем, часов общения) и сколько от каждого получено. Причем полученное можно сразу оценивать в денежном эквиваленте. Душевность – душевностью, но потерянного времени жалко. Затем составляется новый список – «друзья на следующий год». В него вносятся перспективные контакты – люди, с которыми стоит дружить. Попадают в него не только те, кто вам что-то приносит, но и те, в кого вам хочется что-то вложить, те, в кого классно вкладывать. Например, если вам нравится воспитывать хороших руководителей. Я такие списки раньше составлял периодически, но теперь эта оценка происходит у меня естественно, на автомате.

«УК»: Как Вы относитесь к людям, у которых другая картина мира, противоположная вашей?

Н.К.: Спокойно. Мой самый жесткий критик – я сам. И больше всего я ценю не тех, кто безоговорочно со мной согласен, а тех, кто критично смотрит на то, что я делаю. Я тоже их критикую – потому что люблю. Критикую столько, сколько это будет полезно, сколько они выдержат. И они меня критикуют столько, сколько нужно. А когда случается перебор, то я говорю: слушай, ты меня уже загрузил… Критика должна работать на результат, от нее должна быть польза, а не перегруз.

«УК»: А как найти баланс в самокритике – не потеряться в своих сомнениях?

Н.К.: В этом аспекте я не психолог, а бизнесмен. К примеру, у меня есть некие исходные данные, и есть время – скажем, 50 минут. Я могу потратить его на сомнения, но через 50 минут должен быть результат – принятое решение. Лучше принять неправильное решение, чем не принять никакого.

За это я и люблю бизнес – он убирает психологию. Я вообще учусь жить так, чтобы в жизни психологии было как можно меньше. В бизнесе работают в первую очередь головой, а в психологии – чувствами. Любители психологии переживают, прислушиваются к себе, смотрят, какая волна нашла, что делать с этим настроением: а может его выплеснуть, а может с этим переспать, а куда вынесет? Все эти долгие самоанализы – это все ерунда. Своим сотрудникам я просто запрещаю подолгу в себе копаться. Лучшее самосовершенствование и понимание себя – в процессе эффективной деятельности.

«УК»: Вы не считаете, что рефлексия привносит в жизнь осознанность?

Н.К.: Очень многие люди живут, вообще не включая мозги, – и вот так, не приходя в сознание, умирают. И когда такой человек начинает смотреть на себя, рефлексировать, чтобы помучиться и посомневаться, – это уже хорошо, хоть что-то. Но на этом останавливаться не надо, помучался – а дальше делай что-то, учись думать, учись понимать эмоции. Потом – учись управлять своей жизнью, именно управлять, а не только контролировать. Когда человек включает контроль, он становится неестественным, теряет спонтанность. А когда перейдешь в режим управления собой (а это задача посложнее), достаточно будет просто включать в себе нужные эмоции: когда надо – рождаешь спонтанность на некоторое время, а если захочешь – критику. При этом на переключение достаточно всего нескольких секунд: раз, два, три – поехали…

«УК»: Как определить, что цели – твои собственные, а не чужие, навязанные окружением?

Н.К.: Я считаю, что такой вопрос вообще не стоит себе задавать. У многих людей было тяжелое детство, родители или учителя в школе навязывали им что-то. Из-за этого они испытывают негативные эмоции, когда их просят что-то сделать или когда от них чего-то ожидают окружающие. Для них это нечто чужое и враждебное. Но если этого человека вылечить, избавить от груза прошлого, чтобы он простил всех своих родных и школу, то для него это уже не будет давлением социума. Он скажет: наконец я понял, чего от меня хотят окружающие, и я счастлив подарить им это, потому что мне эти люди дороги! Если люди от тебя что-то хотят, это не значит, что они втюхивают тебе чужое. Если ты не будешь враждовать с окружающими, а поинтересуешься, чего от тебя ждут и сделаешь это – это и будет самое твое.

«УК»: Нельзя же делать все, чего хотят от тебя другие?

Н.К.: Не надо думать, что ты – в центре вселенной. Надо подумать о семье, родителях, о своем деле в конце концов. Задача любого руководителя – быть лучшим обслуживающим персоналом для своей компании.

Мое личное мнение таково: если ты всегда делаешь то, что от тебя хотят окружающие, то ты – самый счастливый человек. Только надо еще не просто слушать то, что люди говорят, а еще и понимать, что им нужно на самом деле. Скажем, мало ли чего от меня хотят дети? Я очень их люблю, и обязательно всегда выслушаю. Но если ребенок кричит папе: купи мне 10 пачек мороженого, правда ли папе стоит это делать? Скорее всего, папа ответит с улыбкой: конечно куплю, только не сразу. А пока мы пойдем пообедаем…

«УК»: С детьми – примерно понятно. Но как можно объективно и однозначно судить, что надо другому взрослому человеку?

Н.К.: Для этого нужен интеллект. И культура. Люди с системным мышлением могут отличить туфту от истинных задач и потребностей. Идеальный менеджер живет другими людьми, видит их насквозь, понимает, что им нужно, чего они хотят, чем их можно заинтересовать.

«УК»: Вы счастливый человек?

Н.К.: Еще в 37 лет я понял, что выполнил все, о чем мечтал. Потом недельку походил, подумал: что еще в жизни делать? Быстро нашел еще кучу проектов, и с тех пор только ищу время на все то, что безумно хочется сделать. Поэтому мне не до вопросов – счастлив я или несчастлив. Я занят.

Автор: Татьяна Кузнецова
Интервью организовано при поддержке компании BPT Group