Заказать звонок

Материалистический пирожок

…с духовной начинкой

Я тоже волшебник.
При мне перестают происходить чудеса.
Н.И.Козлов

Если целенаправленно изучать рекламу, то можно очень скоро убедиться, что различных духовных и психологических школ, предлагающих обывателю, за относительно небольшую плату, поправить свое физическое и душевное здоровье последнее время стало более чем достаточно. Неискушенному человеку трудно разобраться во всем их многообразии. Мы сейчас не будем рассматривать восточные «тусовки» в основном духовного свойства, такие как «Рейки», «Цигун», различные направления йоги, занимающиеся в основном проблемами здоровья и духовного роста человека. Попробуем обратиться к западному опыту, опыту школ исключительно психологических, направленных в основном на повышение и поддержание успешности человека в социуме. Здесь, в основном, можно выделить три характерные группы.

Во-первых, школы западные. Это в первую очередь «Лайфспринг», дающий необычайно сильную, но, к сожалению, кратковременную «перетряску души». Это нежные и трепетные «Фиолетовые». И, конечно, это печально известная Саентология, за которой в нашей стране, да и не только в нашей, прочно и, скорее всего незаслуженно, закрепилась репутация деструктивной секты.

Во- вторых, школы отечественные. Это «Весна жизни», представляющая собой «Лайфспринг», адаптированный к отечественным условиям, что следует даже из его названия, это «Первая тренинговая компания» и другие. Чаще всего в их основе лежат те же западные психотехнологии взаимодействия с окружающим миром и технологии успеха, но приспособленные для нашего, менее раскрепощенного соотечественника, чей духовный мир формировался в период «зрелого социализма» и, отчасти, под влиянием русского православия, в силу чего он, соотечественник, более «зажат» и ему труднее быть самим собой, даже на группе, в обществе таких же как он «пациентов», решающих те же что и он, или сходные с ним проблемы.

И, наконец, школы авторские. Школы, у истоков которых, стоит Личность их создателя, школы очень не похожие одна на другую. Об одной из них, пожалуй, самой известной, по крайней мере, в Москве, нам и хотелось бы рассказать в этом номере.

Чем, в первую очередь, хорош «Синтон», так это тем, что для знакомства с ним не надо ехать в далекие Гималаи. Не надо даже лихорадочно шарить по необъятным просторам интернета, хотя в интернете «Синтон» представлен более чем достойно. Не обязательно искать его рекламу в книгах Козлова, его основателя, идейного вдохновителя, духовного лидера, бессменного руководителя уже лет пятнадцать. Каждый второй, в крайнем случае, каждый третий, молодой москвич, либо там был, либо хоть что-нибудь о нем слышал. «Ашрам Великого Гуру», Козлова Николая Ивановича, находится в Москве, тропа к нему достаточно натоптана. На лето «ашрам» перемещается в подмосковную Мещеру, в лагерь на живописнейшем месте, на берегу речки Пра и то, что происходит в этом ашраме, простите монастыре*, безусловно, заслуживает внимания.

Чем же, в первую очередь, можно охарактеризовать «Синтон»?

«Синтон» велик

В нем одновременно проходят различные тренинги около восьмисот человек, а количество прошедших через «Синтон» и все его региональные филиалы за все время его существования исчисляется десятками тысяч.

«Синтон» могуч

Каждый из тренингов дает, помимо всего прочего, мощную эмоциональную встряску.

«Синтон» интересен

Молодые люди, пройдя все мыслимые тренинги, не хотят его покидать изрядно «подсев на иглу» положительных эмоций, и, продолжая ходить в «Синтон», как в клуб по интересам.

«Синтон» — классная тусовка

Это, помимо обучения, еще и театр, и клуб, и дискотека, короче говоря, общение с близкими по духу людьми. Вообще слово «классно», наиболее употребимое в «Синтоне» и это справедливо.

«Синтон» — эффективная служба знакомств

Никто специально не ставит этих целей и не ведет статистики, но по субъективным оценкам синтоновцев, в год между ними заключается от 10 до 20 браков.

«Синтон» не ставит коммерческих целей

Нам неизвестно в Москве другое место, где личностный рост обходился бы столь дешево в денежном выражении. Кроме того, в «Синтоне» предусмотрены скидки для студентов.

Контингент учебного центра «Синтон» примерно однороден. В основном это молодые люди 18-30 лет: студенты, послестуденты, после-послестуденты, молодые предприниматели, компьютерщики, технари и гуманитарии — люди, которые имеют хороший шанс быть успешными уже в ближайшее время. Однако немало встречается и людей 30-45 лет, а иногда приходят и те, кому за пятьдесят.

В «Синтон» приходят решать проблемы и, успешно решив (или частично решив) их, остаются там благодаря той неповторимой атмосфере, описать которую достаточно трудно. Это атмосфера строгой, дисциплинирующей благожелательности, тонкий аромат чувственности и интеллекта.

Синтон-программа включает в себя перечень тренингов, проходить которые рекомендуется в той последовательности, в которой они приведены, хотя эта рекомендация не является обязательной. Каждый имеет право выбирать себе то, что считает наиболее актуальным.

Существует некоторая синтоновская декларация, провозглашающая, что главной целью работы является человек гармоничный, цельный, успешный во всех своих начинаниях. В отношении целей, «Синтон» ничем не отличается ни от какой иной системы психологических тренингов, будь то Лайфспринг, «Фиолетовые», Дианетика и тому подобные.

Что отличает собственно Синтоновский подход? На наш взгляд, существенных отличий три:

  1. «Синтон» не занимается психотерапией. Приходят туда люди разные, но остаются только душевно-здоровые. «Синтон» не занимается коррекцией, он просто учит людей жить эффективней. По большей части людей молодых.

  2. «Синтон», в отличие от других школ любого направления ориентирован, в первую очередь, не на гармонизацию внутреннего мира человека, а на эффективное взаимодействие с миром внешним. Если в другом месте Вам скажут: «Если тебе будет хорошо, то и твоим близким рядом с тобой будет хорошо», то здесь идут от обратного: «Если твоя жизнь наполнена смыслом, если ты можешь помочь максимальному количеству людей, значит, ты живешь не зря. Живешь, сильно, здорово, классно. А раз так, то тебе обязательно будет хорошо…». «Синтон» особенно охотно работает именно с такими людьми.

  3. Отличительной особенностью «Синтона» является сугубо материалистическая идеология при совершенно не афишируемом использовании «духовных технологий».

Есть в «Синтоне» одна, малозаметная, особенность, одно маленькое «но» и поначалу очень трудно понять, откуда же оно берется. Для «среднестатистического» синтоновца, если такой, конечно существует, характерна безоговорочная любовь к самому «Синтону», трепетное отношение к другим синтоновцам, самое наисерьезнейшее отношение к учебному процессу, отслеживание и тщательное культивирование процесса своего личностного роста (безусловная заслуга Николая Ивановича) и нелюбовь к самому Николаю Ивановичу, человеку который все это создал и поныне обеспечивает функционирование этого большого и весьма непростого механизма. Сначала это кажется черной неблагодарностью. Понимание приходит потом. На наш взгляд дело тут в особой, неповторимой «Козловской» идеологии.

Вообще идеология «Синтона» заслуживает отдельного, очень внимательного рассмотрения. В своих взглядах на любой аспект бытия, будь-то, любовь, семья, секс, дружба или религия Николай Иванович и последователен, и парадоксален, что не удивительно для творческой личности такого масштаба. Попробуем проиллюстрировать это, опираясь на его книги.

Итак, например о любви:

«Данное заболевание особенно опасно и легко пристает на фоне общей душевной недостаточности в виде сексуальных, романтических и других неврозов. Особенно ему способствует мечтательность и безделье, что при отсутствии элементарной душевной гигиены создает патологическую тягу к болезненным переживаниям.»
(Философские сказки стр. 320)

Или такое, тоже о любви:

«Если бы я любил тебя, то постарался разрушить твое вечное отчуждение среди людей. Я был бы рядом и старался чутко слушать то, к чему прислушиваешься ты, внимательно смотреть на то, что привлекает твое внимание. Я постарался бы понять, что составляет твой мир: люди, вещи, краски, звуки.

Я знаю, что старался бы сделать каждую нашу встречу и разговор непохожей на предыдущие. Я хотел бы сделать непредсказуемое для тебя. Наверное, совершал бы всякие веселые глупости, чтобы вызвать на твоем лице: удивление, улыбку. Для начала — хотя бы иронию«.

(Истинная правда или учебник психолога по жизни. Стр. 117)

Противоречие тут исключительно внешнее. Николай Иванович предельно честен в каждом своем слове. Уж на чем, а на неискренности его поймать невозможно, да и зачем ловить на мелочах человека, если делает он дело важное и красивое. Если вокруг него много ярких, талантливых, красивых людей. Едва окунувшись в атмосферу «Синтона», хочется дышать ей бесконечно.

Дело в том, что Козлов — великий разрушитель иллюзий. Он безжалостно, с мастерством классного патологоанатома, препарирует любое явление. Особенно достается всему тому, что в той или иной степени связано с проблемами любви и брака.

Ничего удивительного здесь нет, если вспомнить, что основной его контингент — молодежь. Однако разрушение иллюзий происходит болезненно, а иногда и очень болезненно, как, скажем, происходило удаление нерва у стоматолога в те времена, когда это делали без наркоза. Процедура необходимая, но, увы, не вызывающая теплых чувств к доктору.

А доктор не сентиментален. Он обучает плавать методом бросания в горный поток. Большинство брошенных выплывет и в дальнейшем плавать будет великолепно. Тела остальных выловят ниже по течению. По нашим наблюдениям, «Синтон» хорошо работает с теми, кто уже достаточно успешен или имеет к этому хорошие предпосылки. В состоянии невроза, депрессии от занятий по прелагаемым методикам лучше воздержаться. Есть риск к уже имеющимся душевным болячкам добавить новые.

Справедливости ради следует сказать, что этого никто и не скрывает. В «Синтоне» с самого начала говорят новичкам, что каждый сам несет ответственность за свое душевное здоровье. Однако по крайней мере одну истерику мне в его стенах наблюдать все же пришлось. Наблюдать, а потом работать с человеком совершенно другими методами.

В первую очередь, это разрушение иллюзий проявляется во взглядах Николая Ивановича на весь комплекс проблем, связанных с семьей и браком.

Эти взгляды — предмет особого разговора. Такое явление, как любовь вроде как бы и существует, но для брака, с точки зрения Николая Ивановича, не является необходимым, а иногда даже вредным. Все упражнения семейного тренинга направлены на то, чтобы подвести молодых людей к мысли, что грамотно выстроить отношения можно практически с любым нормальным и душевно здоровым человеком. Надо только договориться. Наблюдая работу молодых людей по составлению брачного договора, я видел, что делается это стильно и грамотно. Кстати, сам вопросник «Семейный договор» занимает в книге почти десять страниц и включает в себя даже вопрос о том, какие чувства у Вас были при обсуждении прочих вопросов!

И взамен утраченной «иллюзии любви» создается другая иллюзия, иллюзия о том, что в семейной жизни договориться можно обо всем заранее, на берегу, так сказать, до того как вы пуститесь в плавание по бурному морю семейной жизни. Никто не спорит что договор — основа успешного взаимодействия в любой сфере деятельности. Однако те кто сталкивается с договорами в профессиональной деятельности, знает, что любой мало-мальски грамотный договор включает раздел «Форс-мажор». Землетрясение, например. Извержение вулкана. Цунами. Военный переворот, в конце концов…

В семейной жизни, к сожалению, «Форс-мажор» возникает часто. Иногда — по несколько раз в день. «Форс-мажор» в виде, скажем, высказываний тещи по поводу способностей зятя зарабатывать деньги, в виде воспитательницы детского сада, открывающей окна, когда дети сидят на горшках, в виде шефа, усылающего Вас в командировку за два дня до юбилея вашей совместной жизни, в виде институтской подруги мужа, которая, кстати, недавно разошлась…

Тут вам и извержение вулкана на Воробьевых горах будет, и цунами в Москве-реке обеспечено.

Все будет, если кирпичи вашего договора не скреплены прочным раствором любви.

А иначе, куда денутся эти ваши договоренности, когда у одного аврал на работе и дети от первого брака, а у другого, вернее другой, предменструальный синдром и пьющий любовник?

Допустим, если создание семьи считать целью, то, говоря по военному, цель можно накрыть двумя способами — снайперской точностью или плотностью огня.

Николаю Ивановичу ближе второй. Он обучает именно этой, более простой технологии создания семьи и существования в ней. Спору нет, второй способ проще. Эта именно технология взаимодействия, технология договора, технология терпимости и мягкого манипулирования. Вещи нужные, но не требующие сложной душевной организации, не развивающие интуицию, которая может помочь изначально безошибочно выбрать того партнера, с которым впоследствии просто не придется договариваться по вопросам о том, кто сегодня моет посуду или ведет ребенка в сад. Одно дело обретение сексуального опыта с теми партнерами, которым ты ничего не должен, и которые ничего не должны тебе, и совсем другое — брак. Большая плотность огня чревата огромным расходом боеприпасов в виде денег, времени, сил и нервов. Она же оставляет большие разрушения на театре военных действий в виде изломанных судеб, неполных семей, утерянных профессиональных навыков, а в самых тяжелых случаях — суицидов.

На наш взгляд, установки залпового огня нужны либо если координаты цели точно неизвестны, (нет, на данном этапе, задачи создать семью) либо если электроника несовершенна, и вероятность накрытия цели одной ракетой мала (отсутствует интуиция, знание психологии, поведенческих реакций противоположного пола). Но одна ракета — всегда дешевле, чем залп ракетной батареи.

Если что не так с точки зрения военной науки — приносим извинения, мы люди сугубо штатские.

Николай Иванович убедительно показывает, что дверь, через которую из брака можно выйти, так же широка, как и та, что позволяет войти в него. Конечно, мы далеки от подхода католической церкви, категорически осуждающей развод. Но, на наш взгляд, это все же скорее должен быть аварийный люк, а не широко распахнутые врата.

По Козлову развод — как бы часть брака. С нашей точки зрения — часть жизни, причем не лучшая. Эту возможность, видимо, следует иметь в виду. Но только на крайний случай, а не как печальную необходимость.

Может потому и процент разводов среди синтоновцев, по их же субъективным оценкам, выше, чем в среднем по стране.

По той «брачной технологии», которой обучают в «Синтоне», легко познакомиться, сделать предложение, начать жить под одной крышей со штампом в паспорте или без него. Труднее сделать это именно с тем человеком, с которым впоследствии не придется в жизни, как на тренинге, отрабатывать расставание.

И еще о разводе. Проигрывается он на тренинге весьма убедительно. В «монастыре», в отличие от тренингов в городских условиях, «супружеские пары» проработали брак вместе более двух суток подряд. Для одних это осталось игрой. Другие включились в эту игру весьма эмоционально. Возникли привязанности, возможно серьезные влюбленности. Они действительно в течение этих двух суток проживали укороченный медовый месяц! У нас есть основания думать, что этих, последних, тренинг мог запрограммировать на неуспех. Ведь тренинг именно заканчивался разводом, причем, как один из вариантов, проигрывалась смерть супруга, с дальнейшим повторным браком. Без эмоционального включения — это милая, полезная игра. Но если человек «работает душой», — нельзя исключить отдаленных последствий, и невозможно предугадать, как в дальнейшем сработает эта программа.

Не станет ли она ментальной порчей?

Да и вообще, так ли сугубо материалистичен «Синтон», как это афишируется?

Если обратиться к книге Н.Козлова «Философские сказки», то, да простит меня глубоко мною уважаемый Николай Иванович, его рассуждения о религии и нравственности, порой весьма напоминают печально известную «Библию для верующих и неверующих» Е.Ярославцева.

Конечно, это провокация, Провокация веселая. Провокация красивая. Провокация, сделанная свежо и талантливо. Однако свои сугубо материалистические позиции Козлов отстаивает совсем не в шутку. Это его право. Это его позиция, и эта позиция отталкивает от него людей религиозных, процент которых в обществе, заметим, неуклонно растет.

Легче всего проиллюстрировать то, что «Синтон» совсем не так уж и материалистичен, на примере летнего синтоновского «монастыря».

В «монастыре» было классно. Все, кроме одного. Если с отсутствием мяса в рационе молодых и здоровых, физически и сексуально-активных молодых людей еще можно как-то согласиться, то еда без соли и сахара — редкая гадость. Николай Иванович утверждает, что эти продукты объективно вредны для здоровья. Не будучи специалистами в области диетологии, заметим, однако, что литература, касающаяся питания в походных условиях, предостерегает от обессоливания. А обстановка в «Монастыре» была приближена к походной. То же касается и сахара. Сомневаемся, что где-либо можно найти рекомендацию отказаться от него, если ты здоров и ведешь активный образ жизни на природе. Дело тут, конечно же, в другом.

На мой вопрос к Николаю Ивановичу, с чем же это связано, он ответил мне, что исключительно заботой о здоровье. Здесь, думаю, Гуру немного лукавил. Будь я православным батюшкой, я бы сказал, что Козлов наложил епитимью на свою паству. Если хотите — учредил двухнедельный летний пост.

Но это, на наш взгляд, называется сознательным отказом и предназначено в первую очередь для очищения духовного.

И очень хорошо использование «духовных технологий» прослеживается на, так называемых, «фоновых» тренингах, проводимые в «Монастыре». Остановимся на них подробнее:

Тренинг «Слепой». Повязка на глаза. На сутки. Все, ты слеп

Тренинг преследует следующие цели:

  • Отказ от контроля окружающего мира. Для озабоченного человека привычно держать руку на пульсе, на руле, на кнопке. А тут жизнь будет происходит без тебя. Плыви по течению. Ничего активно изменить все равно не сможешь.

  • Принятие новой, трудной жизненной ситуации. Зрения нет, но есть люди вокруг. Легко ли принять их помощь? Попросить их помочь тебе. Кстати, напоминаю, это происходит в лесу. Прикиньте, скажем, проблемы с туалетом…

  • Включение других каналов восприятия. Умение ориентироваться без зрения. Развитие интуиции.

Тренинг «Немой». На то же время человек лишается права речи

Преследуются следующие цели:

  • Прекращение внутренней болтовни. Немой не разговаривает полностью и без крайней нужды не пишет. Занимается внутренним созерцанием.

  • Принятие реальности. Часто кажется, что без наших высказываний истина окажется беззащитной. Оказывается, мы молчим, а жизнь идет все равно. Разреши миру жить без себя.

  • Новое понимание смысла общения. Когда человек только слушает, приходит понимание, что 80% сказанного — словесный мусор.

Тренинг «Хозяева и рабы»**

В роли раба:

  • Выработка умения подчиняться, то есть подчинять себя. Тот, кто умеет без фиги в кармане подчиняться другому, сможет подчиняться и себе, стать себе хозяином.

  • Воспоминание о благодарности жизни. Когда жизнь и люди дают нам много (свободы, уважения, признательности), мы перестаем это ценить. Роль раба помогает вспомнить, насколько ценны для нас эти подарки жизни.

  • Открытие того, что и в роли раба можно жить и быть счастливым. Жизнь без ответственности легка, а, отказавшись от притязаний, можно получать радость от того, что есть.

В роли хозяина:

  • Разрешение себе быть хозяином. Все или почти все манипулируют другими людьми скрыто или явно, но при этом чувствуют неловкость. Роль хозяина позволяет от этого освободиться.

  • Умение быть хозяином. Серьезная, ответственная работа. Рабы в отличие от вещей могут дать обратную связь. Хозяин может быть плохим или просто слабым.

Цели эти, безусловно, достигаются. Принятие мира таким, каков он есть и принятие своей роли в нем — элемент любого духовного учения. Конечно это и унижение гордыни, смирение. И «тренировка любви» к себе в роли убогого. И много, много что еще. В нашей системе упражнений это немного созвучно упражнению «Ежик событий». Только иголки этого ежика колются не просто в голове, минут, эдак, пять, а в жизни в течение суток.

Очень многие упражнения сопровождаются сильными, красивыми медитациями.

А когда один из ведущих «Синтона» Дмитрий Устинов обучал народ общему и тайскому массажу, энергетическая накачка была весьма ощутимой. И это не в закрытом теплом зале с хорошей акустикой и мягкими кушетками, а в огромной тренинговой палатке!

А в какое эффектное действо с сильной медитацией превращает Козлов, казалось бы, обычное падение с бревна на руки товарищей! (Тренинг «Падение в пропасть»).

Ничего не скажешь. Мастера!

Названия тренингов, которые ведет Сергей Шишков: «Психология бессознательного», «Мир сновидений» «Путешествие в непознанное», не в «монастыре» правда, а в Москве говорят сами за себя.

Так стоит ли после этого настаивать на том, что идеология «Синтона» сугубо материалистична? На наш взгляд «Синтон» является, отчасти, духовной школой, хотя, думается, что скажи мы об этом Николаю Ивановичу, он в недоумении пожмет плечами.

Хочется рассказать еще об одном «тренинге», не входящем в «обязательную программу». «Тренинг» «Няня». Так уж получилось, что в палаточном лагере было четверо детей двух — трех лет. Чтобы присматривать за ними в течение дня, пока родители заняты, выбирается няня. Желательно, мужчина. Желательно, неженатый. Желательно, своих детей не имеющий. Вот тут-то он и понимает, что такое семья! Детишки очень живые, здоровенькие и весьма активные. Эдакие чумазые бесенята. А надо не только отслеживать их перемещения. Их надо и, по возможности, развлекать. В общем, мало никому не казалось…

Как всегда приводим отзывы. В основном они восторженные. Стоило большого труда найти одного человека, который был хоть чем-то недоволен.

«Синтон» является уникальным местом, буквально притягивающим различные категории людей, где каждый может найти то, что искал. Студенты приходят туда просто потусоваться, поговорить, узнать что-то новое. Просто одинокие люди находят там себе новых друзей, общение. Люди, одинокие в личной жизни, находят там себе любимого человека, и это оказывается союз, основанный на истинном понимании, просто слиянии душ. «Синтон» оказывает неоценимое влияние на формирование мировоззрения, внушает философию оптимизма. Люди, прошедшие тренинги, начинают просто летать. Такие обыденные вещи, как поход в магазин, прогулка с собакой, превращаются из неприятной обузы в осмысленное действие, воспринимаются более радостно, а подчас становятся просто праздником души.

Вера С.

«Синтон дает свободу. Но при всей декларативности того, что это не «Свобода от, а свобода для», до «свободы для» мало кто дотягивает. Люди получают свободу. Люди ловят от нее кайф, не умея толком с ней обращаться. И начинают чувствовать себя неуютно, как неуютно свободному человеку в мире рабов. И рабам тоже неуютно с ним, когда рядом есть тот, кто может указать им на их истинное, рабское положение. Получив в «Синтоне» энергетический импульс, набор пускай очень нужных, гуманных, но все же манипулятивных техник, но не получив нового мировоззрения, человек без постоянной Синтоновской «энергетической подпитки» быстро теряет обретенные навыки и тот особый «драйв», который он там приобрел. «Синтон» помогает, только пока ты в «Синтоне». Он дает набор приемов для жизни, но не дает нового мировоззрения.

Татьяна Ф.

На наш взгляд, к безусловным достоинствам «Синтона» можно отнести

  1. Практичность. Набор полученных техник позволяет эффективно работать над проблемой личностного роста и успешно адаптироваться в жизни.

  2. Многоплановость. Различные тренинги охватывают практически весь аспект проблем, с которыми человек может столкнуться. От работы со сновидениями до умения соблазнять.

  3. В «Синтоне» можно существовать долго и получить от него много, а получив все, что он может дать по обучающим программам, (на что нужно года три-четыре) остаться там просто как в клубе. Пока не надоест самому.

  4. «Синтон» не дорог. Цены вполне доступны молодежи.

К условным недостаткам можно отнести

  1. Ориентированность, главным образом, на молодежь. «Синтон» успешно и охотно работает с теми, кто меняется легко, и он особо не утруждает себя поиском подходов к тем, кого жизнь уже достаточно потрепала, и чьи заблуждения успели обрасти легким панцирем.

  2. Сугубо материалистический подход, отталкивающий от «Синтона», от Николая Ивановича и, что самое печальное, от его замечательных книг, людей религиозных.

  3. Не всегда, на наш взгляд, аккуратная работа с «высокими чувствами». Людей ранимых, эмоциональных, да и просто на данный момент пребывающих в депрессии, занятия могут загнать в эту депрессию еще глубже.

Я долго не мог понять, почему же предлагаемая Козловым система взглядов, вызывает устойчивое, не то чтобы неприятие, ведь в отдельности каждый пункт работает, каждое упражнение достигает поставленных целей, но определенное внутреннее отторжение. Это удивительно, поскольку по каждому конкретному пункту, за исключением, с нашей точки зрения, взглядов на семью, Николай Иванович прав! Кажется, только теперь, побывав в «монастыре», еще раз вчитавшись в его книги, я готов это сформулировать. Все увиденное, услышанное, прочитанное и проигранное (не от слова проигрыш, а от слова игра) наводит на мысль: Это полезно, это необходимо многим как лекарство или, как пищевая добавка. Кому в ударных дозах, кому в гомеопатических. Но «питаться» постоянно Козловым и только Козловым нельзя. В отличие от прочих духовно-психологических систем, эту невозможно принять как единое целое, она не является таковым. Наверное, жить «по Козлову» может только сам Козлов. У прочих божья искра в душе погаснет.

* Монастырем летний лагерь называется по двум причинам: во-первых, на противоположном берегу реки находится красивейшая церковь, а во-вторых, потому что в лагере действуют определенный устав.

** Тренинг «Хозяин и раб» на мой взгляд, одно из самых мудрых изобретений Синтона.

Мне довелось проходить срочную службу в армии, когда неуставные взаимоотношения уже существовали в полном объеме, но еще не было нынешнего беспредела. Я не уверен, что, будучи я моложе, и служи я в армии сейчас, случись мне дойти до предела терпения, я не взялся бы за автомат «замочить гадов». А потом либо пристрелит спецназ, либо длительный срок, либо психушка на долгие годы. Навык не отождествлять свое «Я» с теми обстоятельствами, в которых поставила тебя жизнь, более чем полезен.

В России от тюрьмы, от сумы и от террористов не зарекаются…

Андрей Ровинский,
корреспондент журнала «Разумный мир»