Если мы поможем женщине ответить на вопрос почему, она в результате ничего не получит. У нее останется столько, сколько было сил, столько, сколько было смысла в голове. Ответ ее никаким образом не продвинет, а только отвлечет от вопроса, что она хочет и как добиться, чего она хочет. Как только она решит, каким делом хочет заниматься всерьез, оказывается, что ресурсов много. Поэтому мне кажется, что все-таки основная задача — определиться.
Люди, как правило, объясняют успехи тем, что им этого хотелось, а неудачи — тем, что либо этого не очень хотелось, либо обстоятельства не позволили. Мне кажется, что здесь женщин, прежде всего, интересует, насколько возможно соединять семью и карьеру. Конечно, сложно, и, конечно, возможно. Просто надо понимать, какие ресурсы нужно включить для того, чтобы это было реалистично. Например, облегчить по максимуму свой быт. Возможно? Возможно!
Например, можно где-то стандарты снизить, творчество подключить, закупить бытовую технику. Это кажется очевидным. А вот что может быть неочевидным для людей — это то, что все-таки семью стоит заводить после достижения самостоятельности — экономической и душевной, в первую очередь. Вот тогда с семьей гораздо проще. Нужно подключать своего партнера к семейным делам, особенно к воспитанию ребенка, прямо с самых первых шагов. Это очень здорово, потому что мы можем действительно много помогать друг другу. Тут, как мне кажется, у женщин очень важно сохранять в себе понимание того, что партнер — это не противник, а помощник. Вот как только женщина встает на гнилой путь: я хочу реализовывать себя на работе, а здесь какой-то, о котором я должна заботиться… она в этот момент начинает рушить свою семью. Нужно видеть, что вы вдвоем, и он помогает и хочет хорошего для вас. Вот это поможет общаться правильно с человеком, приходить домой с нужным отношением.
Мне кажется, есть большое вранье в том, когда мы говорим, что женщина, которая делает карьеру, становится жесткой и поэтому непригодна для семейной жизни. Мои наблюдения говорят о том, что на работе многие люди гораздо менее жесткие, чем дома. И даже самые строгие начальники с подчиненными разговаривают вполне себе ласково, аккуратно. А дома, бывает, расслабляются. И тогда вопрос не в том, что работа подталкивает к тому, чтобы быть жестче, это вопрос отношения — мы себе разрешаем или не разрешаем. И здесь вопрос в прорабатывании внутренних установок. Кроме того, конечно, мы должны понимать, что карьера ни одного человека не может рассматриваться как его личное. Это вклад всей семьи. Если мама проводит время на работе, а ее дети в это время делают уроки, они фактически помогают маме реализовываться на работе. И хорошо, если женщина может проявить благодарность за поддержку своим детям, за то, что они поддерживают ее. То же самое с мужем. Если мы умеем быть благодарными, то наши любимые, как правило, готовы помогать, им приятно это делать. Это опять о том, как мы их воспринимаем: как нагрузку на себя или как партнеров, соратников, помощь, опору.