Заказать звонок

Марианна Збронская: Какие упражнения помогают развить речь?

Если говорить о речи с точки зрения развития дикции, то здесь эффективны скороговорки и чистоговорки. Любые. Причем скороговорки и чистоговорки нужно подбирать на разные звуки.

Очень полезно проговаривать их в разном темпе (не обязательно быстро-быстро). Но при это именно проговаривать, четко и медленно артикулируя перед зеркалом. Одну и ту же скороговорку полезно проговаривать с акцентом на разные звуки. Например, если вы берёте скороговорку на звуки «б», «п» и «к» — «бык тупогуб тупогубенький бычок», то сначала ее стоит проговорить с акцентом на «б», так чтобы этот звук был слышен четче, чем все остальные, а потом проговорить, к примеру, на «к» и так далее. Полезно говорить с помехой во рту — одной или несколькими. Можно брать орехи, камешки, пуговицы. Можно брать один крупный предмет, а можно несколько мелких, и это будут разные упражнения. Конечно, этим приёмом нужно пользоваться с осторожностью, чтобы не подавиться.

Также стоит стараться говорить на выдохе. Разбивать фразы на части — на одном выдохе полфразы, затем подвдох, и на втором выдохе остальная часть фразы. Затем всю фразу целиком на одном выдохе. А затем две фразы на одном выдохе. При этом стараться не форсировать дыхание — делать при говорении мягкий спокойный вдох. Это упражнения, касающиеся развития дикции.

Если говорить о выразительности, образности речи, огромную пользу окажут стихи, выученные наизусть в больших количествах, а также небольшие куски хороших текстов наизусть. Можно выбирать что-то из классиков, восстановить в памяти то, что учат в школе. Ведь задача школьных уроков литературы — это, по большому счету, развитие речи и тех кусочков текстов должно быть достаточно для повышения образности речи.

И, конечно, нужно много читать, выбирая интересные образные тексты из классики и современной литературы с хорошим языком. Тогда в речи будут появляться яркие красивые слова, они просто будут всплывать из недр речевого запаса.