Заказать звонок

Лора Пирхал «Эмоциональное лидерство»

АВТОР: ЛОЛА ПИРХАЛ
Смутное осознание того, что отличное знание школьной и институтской программы еще не гарантирует успеха в жизни, знакомо многим. История пестрит примерами выдающихся достижений тех людей, которые в период учебы звезд с неба не хватали. «Твое витание в облаках и равнодушие ко всему, что мы усваиваем, подрывают авторитет класса»,— не раз говорил учитель Альберту Эйнштейну. «Я всегда был последним в своем классе. Мне казалось, что преподаватели ненавидят меня, а отец считает глупцом»,— вспоминал изобретатель и предприниматель Томас Эдисон.

Многие из школьных отличников, добиваются по жизни меньших успехов, чем те, кто в ученические годы числились в проблемных или даже безнадежных. Интересно, почему медалистов, да и людей, получивших по нескольку высших образования, зачастую обходят те, кто учился, мягко говоря, не слишком прилежно?

Получается, что в борьбе за достижение успеха решающую роль играет не везение и не аналитические способности, а совсем другие характеристики и умения.

Для объяснения этого феномена психологами предложена оригинальная теория, а на ее основе — набор практических приемов самосовершенствования. Согласно этой теории, залогом жизненных успехов выступает так называемый эмоциональный интеллект — способность человека понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружающих. Считается, что EQ куда более важный фактор для успеха человека, чем «обычный» интеллект — IQ. Именно, благодаря ему, люди становятся крупными бизнесменами, топ-менеджерами и эффективными политиками.

«Традиционный коэффициент интеллекта, или IQ, показывает возможности человека оперировать информацией, логическими правилами, схемами и т. д. Для успеха в жизни этого явно недостаточно. Нужно как минимум еще понимать чувства, эмоции как свои, так и других людей, управлять ими. Поэтому исследователи обратились к так называемому эмоциональному интеллекту — EQ» (Леонид Бурлачук, профессор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко)

История

Сама идея эмоционального интеллекта в том виде, в котором этот термин существует сейчас, выросла из понятия социального интеллекта, которое разрабатывалась такими авторами, как Эдуард Торндайк, Джой Гилфорд, Ганс Айзенк.

Другой предпосылкой повышенного внимания к эмоциональному интеллекту стала гуманистическая психология. Один из исследователей гуманистической волны Питер Салоуэй в 1990 году выпустил статью под названием «Эмоциональный интеллект. Он писал, что последние несколько десятков лет представления и об интеллекте, и об эмоциях коренным образом изменились. Разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, эмоции как главный враг интеллекта, и оба явления приобрели реальное значение в повседневной человеческой жизни.

Салоуэй и его соавтор Джон Майер определяют эмоциональный интеллект как «способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов».

Как позже написал коллега Салоуэя Девид Карузо: «очень важно понимать, что эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».

Идею Саловея и Майера развил и популяризировал психолог Дэниел Гоулмен. Его книга «Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ», вышедшая в свет в 1995 году, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Основная идея работы Гоулмена довольно проста: существуют различные виды интеллекта, в том числе эмоциональный, который может помочь человеку в различных сферах жизни. С точки зрения ученого, это иной способ быть умным, выражающийся в том, как человек обращается с самим собой и выстраивает взаимоотношения c другими. Он выделяет четыре основных составляющих эмоционального интеллекта:

  1. самосознание
  2. самоконтроль
  3. эмпатия
  4. навыки отношений

Анализируя эти качества, исследователь приходит к выводу о решающей роли EQ в жизни каждого. Личность с высоким ЕQ инициативна, найдет выход из любой сложной ситуации, легко и конструктивно решит все проблемы. Характерный признак хорошо развитого эмоционального интеллекта — доброжелательность. Обладатель высокого EQ приятен в общении, старается избегать конфликтных ситуаций, самодостаточен и независим, реалистично оценивает свои способности.

На самом низком уровне эмоционального интеллекта эмоциональные реакции человека проявляются на уровне условных рефлексов (вам наступили на ногу — вы в ответ обругали); мотивация к деятельности внешними стимулами, на низком уровне ее понимания, без обсуждения (вам кто-то сказал, что так нужно, и вы делаете это, не рассуждая, по принципу: не нами заведено, не нам менять); низкий самоконтроль и высокая зависимость от ситуации (т. е. не вы влияете на ситуацию, а ситуация влияет на вас и провоцирует на определенные действия и эмоции).

На среднем уровне сформированности эмоционального интеллекта мы действуем достаточно произвольно. Высокий уровень самоконтроля, определенная стратегия эмоционального реагирования (если он мне не подарит цветов, я покажу, что обиделась). Ощущение психологического благополучия, позитивного отношения к себе. Для этого уровня сформированности эмоционального интеллекта характерной является высокая самооценка.

Высокий уровень эмоционального интеллекта отвечает наивысшему уровню развития внутреннего мира человека. Это значит, что у человека есть определенные установки, которые отражают его личную систему ценностей, выработанную им самостоятельно и четко им осознаваемую.

Этот человек четко знает, почему он ведет себя в различных жизненных ситуациях так, а не иначе, и при этом он чувствует себя свободным от различных условностей. Выбор поведения, адекватного ситуации, осуществляется таким человеком без чрезмерных волевых усилий, как бы интуитивно. Мотивация такого поведения осуществляется не снаружи, а исключительно изнутри. Таким человеком исключительно сложно манипулировать, он ощущает высокий уровень психологического благополучия и прекрасно живет в гармонии с самим собой и окружающими людьми.

IQ и EQ можно приблизительно сравнить с тем умом, который отличники демонстрируют на уроке (IQ) и смекалкой, которую им приходится проявлять в играх с друзьями во дворе (EQ). И то, и другое — безусловно, важные способности, связанные между собой, но в то же время как бы разнонаправленные и имеющие различные цели и содержание.

Т. о., EQ — особый параметр, который не связан с «эмоциональностью» кого-либо в привычном для нас понимании. Эмоциональный темпераментный человек вполне может обладать низким EQ, что связано с его неумением анализировать свои эмоции. В то же время человек спокойный, уравновешенный может демонстрировать высокий уровень эмоционального интеллекта.

Иллюстрация: Конек-Горбунок (П. П. Ершов)

На самом деле не только эта сказка имеет подобное начало сюжета:

«Было у отца три сына. Старший умный был детина, средний был и так, и сяк, младший вовсе был дурак».

Сюжет и мораль несколько неожиданны с точки зрения воспитания подрастающего поколения: парадоксальные, «дурацкие» решения жизненных проблем, которые находит младший сын, приводят его к такому успеху, который и не снился рассудительным и «умным» старшим братьям.

Да и смысл «дурачества» младшего сына выражается вовсе не в том, что он полный дебил, он просто отличается чем-то от старших: непосредственный, странный, особенный как по внешнему виду, так и по складу характера. Присмотримся внимательнее: менее зависимый от чужой оценки поведения, руководствуется не правилами приличия, а своей собственной точкой зрения, чаще всего добрый, сопереживающий, неконфликтный и контактный. Другими словами говоря, незамутненный, т. е. с высоким EQ. Что примечательно, по ходу сказки видно, как из мягкого «дурака», мальчика на побегушках вырастает сильный и стойкий лидер, при этом сохраняющий человеческое лицо. В отличие от умных потенциальных лидеров, чья эмоциональная незрелость в конечном счете проявляется в зависти, жадности, трусости и прочих досадных огорчениях.

Есть люди, которые умом создают себе сердце, другие — сердцем создают себе ум: последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств. (П. Я. Чаадаев)

Люди с высоким EQ действуют как эмоциональные магниты, и совершенно естественно, что другие люди к ним тянутся. Обратите внимание, с кем люди предпочитают работать и отдыхать — с теми, кто излучает оптимизм, гасит конфликты (а не старается их раздуть) или с теми, кто во всем видит только негатив, без конца критикует всех и вся?

Однако это не означает, что эмоционально состоявшиеся люди — мягкие, добрые, похожие на плюшевых мишек, на них можно ездить верхом и по-другому вести себя они не могут. Большая ошибка. При всей своей неконфликтности и мягкости, эти люди не позволяют собой манипулировать: мы говорим о лидерах. О тех, кто ведет за собой, руководит и направляет.

Рабочая обстановка, создаваемая лидером, зависит в первую очередь от стиля его руководства. Таких стилей Гоулмен выделяет шесть. Владение каждым из этих стилей зависит от особенностей эмоционального интеллекта конкретного руководителя. Рассмотрим кратко все вышеперечисленные стили.

Лидеры-»диктаторы» требуют немедленного исполнения всех своих указаний. Их девизом является фраза: «Делай, как я сказал!» Эмоциональный интеллект таких руководителей характеризуется стремлением к достижению результатов, инициативностью, самоконтролем. Данный стиль эффективен, если организация находится в состоянии кризиса, необходимы крутые перемены, требуется взаимодействие с «трудными» подчиненными.

«Авторитетные» лидеры мобилизуют массы на осуществление своих идей. Они умеют вдохновить подчиненных, излагая им свои идеи, их девиз: «Все за мной!» Особенности их эмоционального интеллекта: самоуверенность, эмпатия, стремление к переменам. Данный стиль востребован, когда требуется изменить общий курс и для этого необходимы новые идеи.

Лидеры-»партнеры» создают вокруг себя атмосферу мира и согласия, устанавливают дружеские отношения. Его девиз: «Самое главное — люди!», а эмоциональный интеллект такого человека характеризуется эмпатией, умением наладить отношения, широким общением. Этот стиль особенно эффективен, когда в коллективе существуют проблемы и конфликты или необходимо найти новую мотивацию для сотрудников.

«Демократичные» руководители умеют вовлечь всех в процесс работы и добиваются единства во взглядах. Их девизом может быть фраза: «А Вы что скажете?». Для них характерно сотрудничество, коллективное руководство, общение. Такой стиль необходим, когда нужно достичь согласия во взглядах, вызвать чувство сопричастности или получить важную информацию от ценных сотрудников.

Лидеры «образцового» стиля, показывают подчиненным личный пример и ждут от них отличной работы и целеустремленности. Они задают высокие стандарты, провозглашая лозунг: «Делай как я! Сейчас!» Их интеллект характеризуется сознательностью, стремлением получить результат, инициативностью. Этот стиль хорошо подходит, когда нужно быстро добиться результатов от мотивированной и компетентной команды.

Лидеры-»наставники» — это руководители, которые готовят сотрудников к успехам в ближайшем будущем. Они развивают подчиненных, предлагая: «Попробуйте это». Их эмоциональный интеллект характеризуется следующими чертами: поощрение развития других, эмпатия, самоанализ. Такой стиль необходим для того, чтобы помочь работникам поднять производительность и развить свои индивидуальные достоинства.

Как мы видим из данного описания, каждый стиль руководства необходим в определенной ситуации. И только в ней он окажет благотворное влияние на климат компании! Поэтому хороший лидер должен уметь применять разные стили, выбирая оптимальный для данного момента. А для этого необходимо обладать развитым эмоциональным интеллектом. Ведь если данный интеллект развит слабо или однобоко, руководитель будет склоняться к одному-двум стилям. А этого явно недостаточно!

Самый важный результат исследований Дэниэла Гоулмена таков: «лидеры, добивающиеся лучших результатов, одинаково хорошо владеют несколькими стилями управления. Чем больше стилей в арсенале руководителя, тем лучше. Самый хороший климат и самые высокие показатели производительности отмечаются в тех компаниях, руководители которых управляют с помощью четырех и более стилей, особенно если среди них есть авторитетный, демократичный, партнерский и наставнический. Самые успешные руководители умеют почти незаметно переходить от одного стиля к другому в зависимости от ситуации».

Все это хорошо. Но нам-то что с того?

«Благодаря IQ Вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ — делаете карьеру». (поговорка XXI века)

То, что уровень интеллектуального развития предопределен генетически, у ученых сомнений уже давно не вызывает. Многочисленные исследования показали, что IQ — величина постоянная и с возрастом практически не меняется.

Что касается уровня EQ, единого мнения по этому вопросу пока нет. Принято считать, что личность человека на 50% определяется генетикой, а значит, и эмоциональный интеллект имеет генетические корни. Однако установлено, что с возрастом уровень эмоционального интеллекта может возрастать. Кроме того, другие 50% личности формируются в процессе получения жизненного опыта. И эту «половинку» примерно на 40% человек создает в себе сам. А значит, велика вероятность того, что EQ можно и нужно развивать самостоятельно. Развитие эмоционального интеллекта — самая сложная работа, с которой встречались люди. Но именно эта работа даёт наибольшие результаты, именно она повышает личную эффективность.

Есть много мотивов для работы над собой, вот лишь несколько из них.

  • избавиться от негативных эмоций;
  • эффективнее достигать своих целей;
  • сделать этот мир и себя гармоничнее и лучше.

Как уже говорилось выше: правильно сформированный эмоциональный интеллект дает возможность позитивного отношения:

  • к окружающему миру, воспринимая его таким, в котором можно обеспечить себе успех и процветание;
  • к другим людям, воспринимая их достойными такого отношения;
  • к себе, как к человеку, который в состоянии самостоятельно определять цели своей жизни и активно действовать в направлении их осуществления, а также достоин самоуважения.

С чего начать?

Путь первый: постепенный

  1. Самоакцептация (безусловно, начать следует с Начала, с принятия самого себя и признания своего права на существование)
  2. Прощение (самые тяжелые эмоциональные кандалы связаны именно с непрощением)
  3. Адекватная самооценка (не повышенная, заметьте, а адекватная)

Путь второй: для нетерпеливых

  1. BSFF (Be Set Free Fast — Стань Свободным Быстро)

Зачистка негативных эмоций и ожиданий на уровне корней в подсознании. BSFF — депрограммирование, избавление от автоматизма реакций

Только, ради Бога, без фанатизма. Постарайтесь на первых порах не решать больше одной проблемы в день.

Как описывает ее автор: «BSFF — это не „путь“, не учение, и не философская система. Это просто один из высокоэффективных инструментов для работы со своим подсознанием, доступный любому мало-мальски соображающему человеку, не обделенному, естественно, здравым смыслом. BSFF не вмешивается в ваши взгляды на строение окружающей вселенной и не диктует своего понимания того, как именно „сделана“ реальность. Все, что делает BSFF (а вернее, что вы делаете с помощью BSFF) — это „расчистка клозетов“ — гор ментального хлама и мусора в виде негативных эмоций, обид, ложных убеждений, страхов, фобий, комплексов, и прочего спама, которого в голове практически у каждого современного человека невероятное множество.

В результате ликвидации комплексов, страхов, эмоциональных корней проблем и, прежде всего, автоматизма реакций на внешние раздражители, человек начинает обретать истинную свободу выбора, когда его выбор не определен заранее заложенными в подсознание программами, а является результатом осознанной деятельности. BSFF — это инструмент депрограммирования социальной шелухи, налипшей на вас в течение жизни в результате «зомбирования» вас социумом. «

Но это все необходимая серьезная и длительная работа, а как же нам быстренько обуздать эмоции, если события и реакции меняются так быстро, что голова начинает кружиться?

Существует несколько способов прийти в себя, которые вы можете ежедневно практиковать. Эти методики прекрасно известны профессиональным актерам, саперам и спортсменам высокого класса.

  1. Упражнение с солнечным сплетением (оно находится на стыке ребер, под грудной клеткой): расправьте плечи и выдохните животом. Вдохните глубоко и задержите воздух на несколько секунд. Затем выдохните и подождите две секунды перед тем, как вдохнуть снова.
  2. Время от времени закрывайте глаза на две-три секунды. «Меняя картинку», вы даете возможность эмоциональному отсеку вашего мозга отдохнуть от нагрузки извне и позволяете полученной информации спокойно улечься в логическом отсеке. Это можно проделывать где угодно (только, конечно, не за рулем): на улице, на работе, на собрании, и при этом без всякого риска быть замеченным.
  3. Периодически открывайте рот на две-три секунды. Это позволит разработать мышцы, соприкасающиеся с нервными окончаниями мозга, и расслабляюще подействует на последний.

Все эти упражнения нужно делать как можно чаще в течение дня. Вначале они могут показаться несколько утомительными. Но очень скоро ваше самочувствие и ваши отношения с людьми настолько улучшатся, что мозг больше не сможет обходиться без этих упражнений. И со временем это войдет в привычку.

Успехов вам. Всего доброго, Лола Пирхал