Так уж повелось, что критику мы чаще всего не любим. Потому что она неприятна. А как же быть? Неужели для сохранения хороших отношений нужно совсем перестать говорить о своих замечаниях или пожеланиях? Или все-таки можно делать это так, чтобы человеку не было обидно и даже наоборот — было бы полезно и даже приятно? Да, можно. Итак, давайте разбираться.
Как мы критикуем? Зарисовка из жизни. Хороший человек Вова обращается к не менее хорошему Сергею: «друг, расскажи, что ты думаешь про меня?». «Ты уверен?» — на всякий случай уточняет деликатный Сергей. «… ммм… Да!» — как будто в прорубь ныряет смелый Владимир. «Ну, тогда слушай….» — соглашается друг, и выдает просителю всю правду. «Вся правда» означает и нелицеприятные высказывания, и личные недовольства, и мнение о не очень красивых чертах характера (о красивых как-то не принято говорить, «и так всем известно»), и много еще того, о чем бы знать хотелось, но не в такой царапающей душу и ум форме. С одной стороны — «сам напросился», а с другой стороны — запрос был на объективную информацию, а не на высказывание обид и колкостей. Да?
Когда вопрос «про критику» встает на занятиях в Синтоне, это не праздное любопытство: работа во время тренингов плотная, хочется получить на себя «обратную связь» (это специальный термин, которым мы обозначаем получение информации «со стороны», информации о том, как было воспринято мое поведение и вообще я в целом). А обратная связь — может быть качественной, а может быть и другой (когда не понятно что делать, да еще и «осадок» на душе).
А что это такое — обратная связь высокого качества?
На авансцену выходит пара: Ольга и Стас. Они только что работали вместе, выполняя игровое упражнение. Ольга была «как бы слепой» (т. е. ходила по залу с закрытыми глазами, целиком полагаясь на зрячего Стаса), а Стас выполнял роль «поводыря», который должен обеспечить своей подопечной интересную и при этом безопасную прогулку (прогулка была насыщенной: встречи с другими людьми вслепую, рисование маркером на доске, ощупывание знакомых предметов с закрытыми глазами, захватывающее хождение по стульям и прочие интересности). Итак, ребятам предстоит на своем примере разобрать технологию обратной связи высокого качества.
Сначала — общая теория. Дело в том, что качественная обратная связь делается по простой схеме: «плюс — минус — плюс». Разберем подробнее:
«Плюс»: для того, чтобы нас начали слушать, нужно сделать нечто приятное. Хорошим началом будет упоминание о том, что вам в собеседнике или в его действиях понравилось. А ведь всегда можно найти плюсы, главное — вспомнить, постараться. Начните с плюсов, и «люди к вам потянутся». Слишком часто мы начинаем с неприятностей, тем самым настраивая слушающего нас человека против. Эффективнее — работать на позитиве. Итак, начинаем с приятного, подчеркивая то, что нам понравилось и что мы считаем положительным.
«Минус»: но это не значит, что на этом этапе мы «рубим правду-матку», поливая раскрывшегося нам на встречу собеседника грязью. Наоборот, мы продолжаем создавать теплую атмосферу, акцентируя наше внимание не на том, что плохо, а на том, что можно сделать лучше. Чувствуете разницу? Не «мне не понравился тон твоего голоса», а «мне было бы приятнее, если бы ты в следующий раз говорил со мной чуть добрее, приветливее». Если мы просто выражаем недовольство, то слушателю остается непонятным, что же, собственно, с этим делать. А если мы сразу подсказываем удачные варианты исправления ситуации — становится яснее. Да?
«Плюс»: даже если вся предыдущая беседа была исключительно позитивной, не лишним будет еще раз «удобрить почву» дополнительной пригоршней полезных «минералов». Так, вы можете либо еще раз подчеркнуть те приятные моменты, о которых упомянули в самом начале (будьте щедры на похвалу), либо подсказать удобные способы решения тех вопросов, речь о которых вы завели на этапе «минуса». Т. е. на завершающем «плюсе» ваша задача — убедиться в том, что человек после вашей обратной связи остается в хорошем настроении и с четким представлением о том, что и как ему можно будет сделать для улучшения себя любимого.
Наши герои, Стас и Ольга, внимательно выслушали, наступает время попробовать. Сейчас обратную связь будет давать Ольга. Тем более — есть что сказать:
«Стас, спасибо тебе за прогулку! Мне очень все понравилось, было достаточно необычно исследовать все с закрытыми глазами, и, признаться, я поначалу даже слегка боялась, так как делаю подобные эксперименты не каждый день. И поэтому тебе огромная благодарность за то, что ты был ко мне очень чуток, вел меня бережно, аккуратно, и через несколько секунд после начала нашей прогулки я уже чувствовала себя совершенно спокойно, потому что знала — ты рядом (Ольга все время смотрит на Стаса тепло, с благодарностью, держа надежного мужчину за руку — да, так “плюс” будет воспринят лучше). Плюс ко всему, есть пара пунктиков, по поводу которых я хочу обратиться к тебе с просьбой. Во время нашей прогулки, когда ты для меня и еще одного “слепого” организовал танец, я бы хотела потанцевать чуточку дольше, потому что ощущения в танце — незабываемые. И иногда я бы хотела, чтобы ты спрашивал меня, куда я хочу пойти, особенно когда я уже освоилась и стала посмелее. Со своей стороны я обещаю в подобной ситуации сама обратиться к тебе с просьбой и с предложением, чего бы мне хотелось поделать. И буду тебе очень благодарна, если ты мне поможешь. Вообще, мне очень повезло в том, что именно ты оказался моим “поводырем”. Я даже узнала тебя с новой стороны: как человека, с одной стороны, очень мужественного и надежного, а, с другой стороны, как очень чуткого, внимательного и заботливого, готового в любой момент прийти на помощь, аккуратно и мягко поддержать. Спасибо, мне было с тобой в этой прогулке очень приятно!» (Стасу в этот момент и самому стало очень приятно, что он не преминул выразить своей довольной улыбкой).
Мы надеемся, что тот пример, который показала Ольга, вдохновит и вас попробовать эту простую схемку — «плюс — минус — плюс». Это просто, главное — помнить об этом. Ведь мы даем обратную связь не для того, чтобы сделать человеку неприятно, а для того, чтобы сделать его и наши с ним отношения лучше.
Авторы: Швецов Д., Струкова А.
Размещено на сайте http://www.syntone.ru. При публикации статьи ссылка на сайт обязательна.