Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.
В. И. Даль
Каждому сознательному родителю хочется воспитать достойного человека. И каждый родитель, имеющий такое прекрасное и полезное желание, старается максимально «вложиться» в ребёнка, не противореча его естественной природе, окружая любовью и заботой! Но при всей отчей любви вопрос: «Как воспитать достойного человека?» остаётся у многих родителей открытым. Именно на него вместе и постараемся ответить!
Первый шаг: осознайте, что именно вы вкладываете в понятие «достойный человек». В каких качествах это будет проявляться у ребёнка? Как вы поймёте, что воспитали достойного человека? В ответах на эти вопросы желательно составить список тех качеств, которые Вам бы хотелось взрастить в своём ребёнке. Например,
• ответственный, чтобы отвечал за то, что сказал и сделал;
• отзывчивый, чтобы откликался на просьбы других людей;
• дисциплинированный, чтобы мог контролировать себя, свои проявления и другие важные качества достойного человека.
Будьте внимательны, в результате проделанной работы должен получиться желаемый портрет достойного человека, к которому Вы будете стремиться в процессе воспитания, а не то, чего вам бы не хотелось видеть в своём чаде, например, «чтобы был не эгоист, не злой и т. д.».
Вторым шагом на этом пути будет оценка себя как родителя на предмет соответствия составленному портрету. Насколько вы являетесь ответственным, отзывчивым и дисциплинированным человеком? В чём это проявляется? Как вы демонстрируете это своему ребёнку? Ведь как гласит народная мудрость «Яблоко от яблони недалеко падает».
И если на этом этапе вы обнаруживаете, что стоит быть более отзывчивым по отношению к другим или к своему ребёнку, или стоит перестать без конца ругать руководство, а взять ответственность за качество своей жизни на себя, то начните работу над собой! Усиливая проявление желаемых качеств у себя, вы автоматически прививаете их ребёнку!
Бессмысленно
Третий шаг касается непосредственного воспитательского воздействия. Родителям рекомендуется поощрять в ребёнке положительное и обсуждать нежелательное проявление. Например, когда ребёнок 2–4 лет предлагает вам помочь с уборкой, не отмахивайтесь от него, потому что без него вы, возможно, сделаете её быстрее, а с ним уборка может затянуться на целый день. А наоборот, выразите благодарность за готовность помочь и примите помощь. В ситуациях, когда вы просите ребёнка о
Благодарность родителя самое мощное поощрение и закрепление желаемого поведения ребёнка и один из самых действенных и эффективных инструментов воздействия на него! Все дети хотят одобрения, любви и принятия от своих родителей!
Другой важный момент — это родительская реакция на нежелательно поведение ребёнка. Грамотное поведение родителя помогает не только исправить и не закрепить неудачу, но и научит ребёнка эффективно реагировать на неуспех.
Чтобы грамотно отреагировать на ошибку ребёнка, независимо от его возраста, задавайте себе 3 вопроса:
1. Какое чувство поступок ребёнка у меня вызывает?
Когда родитель делитесь своими чувствами, не обвиняя ребёнка, ребёнок учиться понимать влияние своего поступка на состояние другого человека, а также учится быть открытым в проявлении своего чувственного состояния.
2. Даю ли я понять ребёнку, что он несёт ответственность?
Родитель должен нести своей реакцией послание «за то, что мы делаем, мы несём ответственность». Ребёнок в свою очередь должен понимать, что есть определенные границы, ограничения, которые объяснены родителями и за нарушение которых будет наказание.
3. Помогаю ли я своей реакцией понять ему, что на ошибках можно учиться?
Родителю необходимо демонстрировать веру в то, что ребёнок извлечёт урок и справиться с данной ситуацией.
Всего лишь 3 шага — 1. Иметь чёткое представление о том, что Вы хотите. 2. Оценка себя с точки зрения желаемого портрета. 3. Грамотное родительское поведение — позволяют каждому родителю стать более эффективным и получить ответ на вопрос «Как воспитать ребёнка достойным человеком?»
Родительской мудрости Вам!