Из разговора на молочной кухне: «А что, мои мальчишки приходили уже? — Да, они сегодня рано приходили, все взяли! — Ну, сейчас я им устрою, что меня не предупредили!».
Как это понятно: маме пришлось проделать лишнюю дорогу, возможно, кому-то могло показаться, что она не в курсе того, что происходит в семье. А может быть (и нередко такое случается), ей захотелось показать свою «крутость» — «меня лучше не сердить, я легко могу устроить разнос!». С другой стороны, ведь мальчишки сходили за питанием! Ведь сами вспомнили, не поленились сбегать (некоторые мамы сейчас могут позавидовать тем, у кого дети — готовы заботиться). И как легко было той же самой маме сказать медсестре: «Вот молодцы, надо их похвалить!»
А то, что прогулялась она по свежему воздуху — по-моему, ей просто повезло, вряд ли иначе она сама бы себя на улицу вывела, для здоровья полезно, а здоровье нынче лишним не бывает.
Во всем, что мы делаем или говорим, есть много самых разных смыслов и побуждений — некоторые хорошие, некоторые просто золотые, некоторые «так себе». И если даже со взрослыми приятнее взаимодействовать, исходя из самых лучших смыслов слов и поступков, то в общении с детьми это становится просто-таки необходимостью, ведь дети, кроме всего, еще и постоянно учатся думать и понимать о себе, о других, о мире.
А мы являем им пример: что понимать — хорошее или плохое.
Кстати, когда мы говорим или думаем о себе — важно и здесь оценивать себя позитивно. Например, на одном из занятий тренинга мы договорились ближайшую неделю держать радостный настрой. Через неделю слышу отчет: «У меня ничего не получилось. Пять дней держалась, на шестой сорвалась…»
Заметили? ПЯТЬ дней она была на высоте, есть чему порадоваться. Как могли два дня перечеркнуть весь труд и все успехи предыдущих пяти? — И насколько потом труднее объяснять детям, что им нельзя унывать, что у них много что получается… Поэтому тренируйтесь на себе — замечайте все хорошее, что вы делаете и говорите. Хвалите себя и своих деток.
Вы спросите — а как же честность? Я очень за честность, но давайте попробуем на конкретных примерах: ребенок отобрал игрушку у брата. Правда в том, что он хотел братишку подразнить, или в том, что хотел поиграть сам? А если даже он хотел подразнить, не значит ли это, что ему хочется с братом повозиться, поиграть в догонялки, побороться? И тогда, может быть, стоит предложить им совместную игру?
Спросите себя: приятно ли вам, когда вас понимают наилучшим образом? Когда обращаются с вами, как с человеком умным, красивым, достойным уважения? Не правда ли, от такого общения расправляются крылья?
Так давайте расправлять крылья нашим детям.