1. Я бы начал с того, что в таких ситуациях не стал запрещать себе волноваться.
Если ситуация и так непростая, то ко всему ещё и переживать по поводу «переживаю я или нет» — точно лишнее.
Разрешить себе быть, выглядеть, исполнять что-то — неидеально.
Был такой персонаж, Дональд Винникотт, который, даже если бы больше ничего не делал и не писал, обессмертил себя выражением «достаточно хорошая мать».
Для меня очень важно это знание: что я достаточно хороший многодетный папа, достаточно хороший муж, достаточно хороший психолог и тренер. Это снимает с плеч тяжкое ярмо соответствовать каким-то там фантазиям и даёт силы — быть — папой, мужем, профессионалом.
Волнение, возбуждение — бодрит, пусть остаётся.
Разреши себе быть неидеальным. Разреши себе испытывать волнение, возбуждение, и если это увидят — не важно.
2. Сосредоточь весь фокус внимания на цели.
Первый вопрос: какая моя цель в этой ситуации?
Второй вопрос: что конкретно для её достижения прямо сейчас мне стоит делать?
При этом — помнишь? — выглядеть идеально при этом вообще не цель, к чертям её!
Тут включается интересный механизм, описанный Эриком Берном: те самые «Люди, которые играют в игры», и пр.
У нас есть три состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок. Так вот, Родитель и Ребёнок — там море эмоций. Родитель может гвоздить себя долженствованиями: «я должен Соответствовать Чему-то Там». Ребёнок — трусить и обижаться.
А вот Взрослый — там эмоций нет, это компьютер. Состояние профессионала: для того, чтобы получить такой-то результат, надо выполнить такие-то действия.
Как перевести Родителя или Ребёнка во Взрослое состояние? — Проще простого: задать ему дельный, нериторический вопрос.
Спроси себя: какая моя цель в этой ситуации? Что конкретно для её достижения прямо сейчас мне стоит делать?
Такой целью не стоит выбирать «быть идеальным», «не волноваться», «выглядеть наилучшим образом»: как раз, чтобы двигаться в эту сторону, правильно будет ставить цель вне этих хлопот. Найдётся у тебя серьёзная рабочая цель в непростой ситуации — всегда!
3. Отлично, если при участии в непростой ситуации других людей ты можешь включить в свою цель их интересы, их результаты. А если это уместно, то и полностью сфокусироваться на их интересах и результатах.
Например, я могу волноваться, начиная тренинг с новой группой. Меня скорее смутило бы отсутствие у себя волнения: как писал в п. 1, волнение, возбуждение дают энергию.
Но при этом мне все равно, как я выгляжу: весь фокус моего внимания на то, чтобы участники получили для себя результат! Это — очень «считывается», и скоро участникам тоже становится безразлично, «идеален» ли я. Мы вместе, очень всерьёз, работаем на их личные результаты, и тут не до ерунды ни им, ни мне!
Профессионал общения полностью сосредотачивается на целях, интересах и результатах тех, на кого влияет.
При этом вовсе не жертвуя собой: его цели в устремлении к пользе других так сформулированы, что своя польза сюда уже включена. Когда в непростой ситуации твои цели благородны и устремлены к пользе остальных участников ситуации — ты д´Артаньян. Или Атос. Или Ганди.— Короче, будет у тебя если не спокойствие, так исключительно благородное возбуждение.
4. Просчитай и прими как возможный худший вариант развития ситуации.
Один из базовых подходов к управлению чувствами в самых разных школах психологии — это не бороться с переживанием, а пережить переживание. И отпустит.
Помните, как в «Святоше» герой Эдди Мерфи избавляет от страха полёта? — Ввёл дядьку в лёгкий транс, да и «уронил» вместе с самолётом. Что боялся — случилось. Ну, и что. Всего-то помер.
В армии, кстати, используют язвительное присловье: «Жить, что ли, хочешь?!»
Представь, что может произойти худшего: буквально представь, что это произошло. Отложи себе в голове, что — да, реальная возможность. И — действуй: см. пп 1–3. Действовать будет — спокойней!