Заказать звонок

Как относиться к одиночеству

Автор: Марианна Збронская

Как правильно относиться к одиночеству?

Честно говоря, меня смущает слово «правильно» в заданном вопросе. Это все равно, что спросить, например, «как правильно плакать» или «как правильно смеяться». Одиночество мы обычно «переживаем» и каждый из нас делает это по-своему.

Одиночество многолико: к кому-то оно приходит вместе с переживанием потери близкого человека, к другому проникает под маской скуки, связанной с уменьшением количества общения, а кто-то чувствует себя одиноким в связи с ощущением общего отчуждения и переживанием своего несоответствия чему-то или кому-то…

Ирвинг Ялом пишет, что многие люди до такой степени «страшатся своего одиночества, что вступают во множество отношений, играя в них зависимую роль и не получая в них никакого удовлетворения. Они так боятся оставаться одни, что больше не в состоянии наслаждаться преимуществами приватности. Их ощущение себя как самостоятельной личности настолько слабо, что мир для таких людей обретает реальность только тогда, когда воспринимается через призму опыта другого человека. В результате, они не могут самостоятельно насладиться ни фильмом, ни пьесой, ни спортивным матчем: чтобы почувствовать реальность этих событий они нуждаются в газетном обзоре или реакции других людей…»

Кроме того, человек может и вовсе не осознавать своих переживаний: часто мы испытываем чувство необъяснимого страха или отчаяния, или сильного беспокойства,— чем более одинок человек, тем труднее осознавать свои чувства, принимать их всерьез и принимать их в расчет, тем сложнее ему выражать свои мысли, тем невозможнее признать наличие агрессии внутри себя и тем труднее ему устанавливать близкие доверительные отношения с другими людьми: круг замыкается.

Многие люди находят способы справиться с одиночеством самостоятельно (без вмешательства психотерапевта). Они используют других людей, как инструмент подтверждения своего существования, стремятся заполнить («уничтожить», «убить» по И. Ялому) время одиночества работой или другой деятельностью, избегают одиночества, избегая своего настоящего (обращаясь в мыслях к «счастливому прошлому» или многообещающему будущему), уходя от тревоги одиночества в безумную занятость, в телевизор, в любое другое занятие или в секс. Именно сексуальные отношения часто спасают нас от необходимости в полной мере ощутить свою свободу и независимость, к которой мы так стремимся, но от которой так рьяно открещиваемся, страшась одиночества.

Возможность избавиться от одиночества влечет за собой возможность избежать встречи с самим собой, избежать необходимости иметь свои убеждения и ценности, чувствовать и реализовывать свои желания: «бегством от свободы» называет это К. Г. Юнг. «Невротическая личность делает все, чтобы уйти от одиночества, а здоровая аутентичная личность принимает состояние одиночества как подлинность человеческого существования, как возможность свободного становления и самореализации, как полноту ответственности за себя» — считает В. Франкл.

Основным жизненным мотивом любого здорового человека является удовлетворение его истинных потребностей, которые побуждают его развивать и реализовывать его способности, что, в свою очередь, приводит к развитию и совершенствованию личности. Чем сложнее у человека отношения с самим собой, чем меньше мира и принятия в этих отношениях, тем сложнее ему выносить одиночество. При этом важно понимать, что такого мира в своей душе можно достигнуть лишь ясно отдавая себе отчет в том, что существование в мире неизбежно сопряжено со страданиями, ограничениями и невозможностями. Человек, уверенный в себе — это человек, готовый смело взглянуть в лицо миру, осознавая свое одиночество и, в сущности, смирившись с ним: «каждый из нас рождается один и умирает один».

Карен Хорни писала, что каждый, кто относится к себе и к жизни серьезно, хочет временами побыть один. Уверенные сильные люди часто настойчиво стремятся к уединению, для них оно конструктивно и наполнено глубоким внутренним смыслом, и это совсем не то же самое одиночество, в котором спасаются люди, испытывающие невыносимое напряжение в общении с другими из-за неумения или невозможности выстраивать удовлетворительные социальные отношения. Люди способны пребывать в одиночестве при условии, что они умеют пребывать наедине с самим собою, когда контакт со своим внутренним миром устойчив и приятен.

Размещено на сайте syntone.ru. При публикации статьи ссылка на сайт обязательна.