Автор: Марианна Збронская
Раньше на Руси имидж был знаком принадлежности к местности, роду, племени и практически не менялся. Сейчас таких жестких рамок нет. В последнее время, правда, возрос интерес к атрибутам древности вроде валенок и русских платков. Это модное веяние или стремление людей показать свою принадлежность к роду? А в наше время имидж — это отражение индивидуальности или все-таки принадлежности?
Для современного человека стремление есть натуральную пищу, носить одежду из натуральных тканей, прикасаться к предметам, сделанным из натуральных материалов — это не только следование принципам здорового образа жизни, оно включает в себя и стремление принадлежать к определенному роду-племени, восстанавливать историю рода, и связано с потребностью быть ближе к своим истокам, к земле, иметь свои корни — это, по сути, потребность сохранить устойчивость и обрести надежную опору в стрессогенной среде.
Так что, с одной стороны, интерес «к атрибутам древности вроде валенок и русских платков» — это, конечно, веяние моды, но нужно помнить, что любые модные течения рождаются в определенной социальной среде и, как правило, отвечают её потребностям.
С этой точки зрения, имидж — это тоже отражение потребностей определенного человека. Для здорового человека вполне естественно искать и находить способы адаптации к обществу, в том числе через идентификацию с ним, его нормами и ценностями. Однако, полное бессознательное слияние с культурными традициями среды тоже может накладывать на человека определенные ограничения: в этом случае личность становится слишком похожей на остальных, она верит в то и поступает так, во что верят и как поступают другие, которые при этом совершенно не обязательно представляют самих себя. Достигая определенной точки личностного роста, человек находит в себе силы и возможности изменить свое мировоззрение в соответствии с внутренними потребностями своей личности, стремящейся к самоопределению и аутентичности, то есть к целостности. Приходит время сознательного столкновения с коллективными нормами, результатом этого столкновения, как правило, становится установление индивидуального отношения к традиционным представлениям.
И имидж в этом случае может быть как вспомогательным инструментом в этом процессе, так и показателем эффективности результата. То есть, имидж — есть «отражение и индивидуальности, и принадлежности» одновременно, вспомните, например, фильм «Блондинка в законе».