Заказать звонок

Имидж: форма или содержание?

Когда я сообщила любимой подруге тему моей новой статьи, она, сморщив хорошенький носик, вяло протянула: «Ну-у-у, ску-у-учно…». Скучно? Пожалуй. Но ведь любое самое скучное содержание можно облечь в яркую интересную форму и тогда… Я задумалась… что тогда?

Первая аналогия, пришедшая в голову, была проста и банальна: возьмем конфеты. Заверните кусочек пластилина в красивую обертку, дайте броское название, и они будут пользоваться спросом… некоторое время… недолгое. Предложите ребенку выбрать одну из двух конфет, и он выберет ту, что в яркой обертке, правда, если там окажется пластилин, ребенок может впредь вообще отказаться от конфет. С другой стороны, хороший «советский» шоколад всегда пользовался спросом, несмотря на всю невзрачность «советских» упаковок.

Но человек ведь не конфета и не кусочек пластилина. У человека все сложнее. И если обертка и содержимое не соответствуют друг другу, то это будет почти сразу заметно, если только человек не будет стоять неподвижно. Да и в этом случае…

В общем, пришла пора отказаться от банальной конфетной аналогии. Всем известно, что впечатление о человеке складывается в первые 4 секунды знакомства, уточняется в первые 5 минут разговора и накладывает отпечаток на все его дальнейшее общение. О том, как «выгодно себя продать», «как подать себя за 90 секунд», «как овладеть искусством самопрезентации», трубят громогласно множество разных хороших книжек, руководств и пособий. Но вот любопытно: почему-то, один, честно прочитав книгу от корки до корки и вооружившись правильными идеями, идет и достигает задуманного результата. Другой достигает результата, хотя ни о каких таких книжках слыхом не слыхивал. Третий проваливает одно за другим собеседования, несмотря на то, что его «вооружение» ничуть не уступает первому. А четвертый и книжек не читал, и собеседований не проваливал, да и вообще никуда особенно не стремится, сидит себе, куда посадили, и зарплату получает, но мы и не о нем, собственно, — пусть себе сидит, если ему там хорошо. И все это, заметьте, при прочих равных: высокий интеллект, стаж работы, опыт etc. Видимо, есть в «советском» шоколаде что-то такое… Так неужели же нельзя понять, что именно? Можно.

Встаньте перед зеркалом. Закройте глаза и вспомните ситуацию, когда, что называется, «и скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Вспомнили? И как неприятно щемило за грудиной, словно кошки скребут, вспомнили? И как ком подступал к горлу, и жгло слезами глаза, и как жаль было себя, такого маленького, несчастного, одинокого, тоже вспомнили? Теперь откройте глаза и посмотрите на себя в зеркало. Внимательно посмотрите. Опущенные уголки губ, видите? Ссутулившиеся плечи, проваленная шея, потухший взгляд — их не спрячешь даже под очень хорошим костюмом. И ваш собеседник на интуитивном, бессознательном уровне обязательно почувствует это.

Теперь снова закройте глаза. И вспомните момент гнева, когда раздражение и праведное возмущение почти лишали вас дара речи, спирало дыхание, невольно сжимались кулаки и перекатывались желваки на скулах. Откройте глаза и снова посмотрите на себя. Комментировать?

Вы скажете, что это — временное состояние, которое, кроме того, сейчас было вызвано сознательно, значит, так же сознательно можно его изменить. Да. Безусловно.

Но оглядитесь. Посмотрите на людей вокруг себя. Видите, женщина в метро. Милая такая, очаровательная, личико такое приятное, и глазки веселые светятся детским задором, одета броско, но со вкусом, тонкие длинные пальцы, ухоженные ногти покрыты ярким лаком. Правда, если присмотреться внимательно, то под длинными, подчеркнуто уложенными волосами можно заметить легкий прогиб в шее, а если спросить её, который час, то голосок у неё окажется высокий и чуть-чуть дребезжащий. Она такая. Это не временное состояние, вызванное сознательно, это то, что она не контролирует. Эти черты, почти незаметные, являются внешним отражением её психологических черт, сформированных ещё в детстве, отражением её представлений о себе и о мире, который её окружает.

А теперь представьте себе, что она приходит на собеседование на должность начальника отдела или топ-менеджера. Возьмут её? А вы бы взяли? А почему? Правильно. Руководить она не сможет. И не сможет самостоятельно принимать решения. И детский задор в её глазах превратиться в детскую капризность, если начальство будет ею недовольно. Руководитель или менеджер по персоналу, проводящий собеседование, возможно, отметит, что она легко ориентируется в рабочем материале, много знает, хорошо и правильно говорит, но, простившись с нею, скорее всего, подумает о ней как о милой очаровательной женщине, а не как о начальнике отдела. Кроме того, если менеджер по персоналу ещё и психолог, он обязательно предположит, что эта претендентка будет часто уходить на больничный в связи с болезнями горла и верхних дыхательных путей.

Или вот молодой человек у стеллажа в магазине. Тоже славный такой: лицо приятное, симпатичное даже, высокий, улыбается, разговаривая с продавцом, одет аккуратно. Но если подойти чуть ближе: голос тихий, говорит быстро, невнятно, улыбка извиняющаяся, плечи приподняты слегка, из-за этого в шее излишний прогиб и в пояснице. Когда стоит, колени кажутся какими-то слишком прямыми и стопы врозь, как у балерины. Это не сразу заметно, и вряд ли просто человек, просто руководитель, принимающий его на работу, просто партнер по переговорам сознательно отметит эти детали и станет их вот так, как мы сейчас, анализировать. Не станет, но и вовсе незамеченными они не останутся.

Наше бессознательное очень чутко улавливает все сигналы, поступающие к нам от другого человека. Далеко не вся эта информация попадает потом для обработки в сферу сознания. Некоторая её часть так и остаётся в подсознании и обрабатывается там, а потом уже отсылается в сознание, но в виде чувственных сигналов типа «нравится-не нравится», «что-то в нем есть», «интуиция подсказывает мне, что…», «такие люди, как он, всегда….», «какой-то он….» и т. д.

И самое досадное, что контролировать все сигналы, которые мы бессознательно посылаем в мир, практически невозможно. Поэтому и говорят: «Тело не врет». Тело ваше выдает вас с потрохами, что называется. Оно рассказывает о вас столько, сколько вы сами, может, о себе не знаете. Можно, конечно, после упорных тренировок научиться худо-бедно скрывать негативную информацию о себе. Но подобная игра в прятки — это игра в одни ворота, игра с самим собой. Она занимает много времени и отнимает очень много энергии, так много, что её уже не хватает ни на что другое, в том числе на выполнение функциональных обязанностей.

Первое впечатление — штука, несомненно, ценная, но имидж создается вовсе не за первые пять минут. В формировании вашего имиджа участвует не только ваша одежда, ваш внешний вид, темп и тембр вашей речи и движений, ваша физическая конституция, но и ваши дела, содержание речи и даже ваши мысли, которые, как мы убедились, в теле не утаишь, как шило в мешке. Мало получить заветную работу — на ней надо удержаться, зарекомендовать себя, а если вы заняты бесконечным процессом обмана собственного тела и собственного мировоззрения, то на всё остальное вас уже просто не хватит.

Поэтому, если уж тратить время и силы на подготовку себя к серьезным переговорам, повышению, собеседованию или даже к свиданию с предметом вашей мечты, то лучше тратить их на изменение и улучшение имиджа, а не только стиля. Потому что имидж — это форма, логично проистекающая из содержания.

Слово «имидж» нынче, как никогда, популярно, но чаще всего оно встречается в названиях салонов красоты и студий, занимающихся разработкой стиля. Для качественной внутренней работы начинать лучше с консультаций психолога имидж-аналитика. Он поможет приблизить ваш реальный имидж к вашим представлениям о себе идеальном, так называемому «идеальному имиджу» или «идеальному Я». И, поверьте, результаты не заставят себя долго ждать. Вложения в себя всегда окупаются. Проверено!

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТРЕНИНГИ

Ваш уникальный имидж: от образа к стилю

Автор: Збронская М.
Размещено на сайте http://www.syntone.ru. При публикации статьи ссылка на сайт обязательна.