Люди, которые приходят на мой тренинг «Искусство речи: риторика и ораторское мастерство», чаще всего применяют навыки в своей профессиональной жизни — и таких людей много, и они наиболее замотивированы, поскольку это их дело, их работа, которая связана с публичным выступлением и успех в этом деле во многом зависит от ораторского мастерства. Например, преподаватель, руководитель, продавец и так далее. Однако сейчас много на первый взгляд «неречевых» специальностей, где навыки ораторского мастерства все равно задействуются — менеджер, администратор, врач, бизнесмен, где по речи судят о человеке и во многом благодаря искусству речи, складывается представление о человеке, его влиятельность, его харизма, можно сказать.
Например, взять того же врача, для которого, казалось бы, речь не имеет значения. Однако вспомните, кого-то из врачей приятно слушать, кто-то может убедительно донести до вас мысли, с кем-то просто приятно общаться, кого клиенты любят. И наоборот, есть специалисты, которые двух слов связать не могут — и уже не хочется к нему идти, и такому врачу труднее завоевать доверие и контакт с пациентами, его меньше ценят и меньше уважают. Надеюсь, не надо объяснять, как доверие, уважение и харизматичность врача связаны с его доходами. Пожалуй, неактуален подобный тренинг только для людей таких профессий, как токарь, фрезеровщик, штамповщик 5-го разряда, хотя и здесь кто-то из них может не согласиться.
Кроме того, ораторское мастерство актуально не только для профессиональной деятельности, но и для общения, для личной и общественной жизни. Общение, как правило, проходит в режиме диалога — мы говорим, мы слушаем, опять говорим, опять слушаем. Так вот, когда мы открываем рот и начинаем говорить, мы становимся ораторами. И даже один человек перед нами — это частный случай аудитории и частный случай ораторского мастерства, поскольку все закономерности те же самые, только с некоторой коррекцией на количество человек в аудитории. Более того, в жизни мы всегда занимаемся торговлей, в широком смысле этого слова, хотим себя продать подороже, других купить подешевле — и то, как к нам люди относятся, зависит от нашей речи, то, насколько мы влиятельны, зависит тоже от ораторского мастерства. По-сути, речь — это инструмент самопродвижения человека во всех сферах жизни, где хоть как-то задействован язык.
И последний аспект. Речь — это творчество, которое приносит удовольствие. И люди, которые занимаются на тренинге, хорошо это осознают и прикасаются к этому виду искусства вживую. К сожалению, в нашей жизни творчества не так уж много, и совместить приятное с полезным, развивая речь как инструмент и как ресурс творческого удовольствия — наша совместная задача на тренинге.