Заказать звонок

Деловая репутация

Автор: Виталий Пичугин

Репутация — устоявшаяся сплетня.
Леонард Левинсон

Репутация — слово французское и в буквальном переводе означает — размышление, рассуждение. В русский язык слово перекочевало с другим понятийным содержанием и понимается как — устойчиво сформировавшееся хорошее или плохое мнение о человеке, организации. Часто репутация не соответствует действительности. Бывает, людям приписывают некоторые характеристики и качества, которых на самом деле нет, например, мнимые достоинства, а чаще недостатки, порочные качества личности. В этом случае говорят о «подмоченной репутации». Как избежать такой ситуации? Что делать, если действительно некоторые основания для отрицательной оценки существуют?

Вопросы важные, а в контексте бизнеса — жизненно важные. Ни для кого не секрет, что деловая репутация стоит больших денег. Если сложившееся мнение о человеке — позитивное, его считают специалистом, экспертом, умелым руководителем, то можно говорить о дорогой деловой репутации. Поэтому закон стоит на страже чести, достоинства и деловой репутации, существуют соответствующие нормы права в гражданском законодательстве.

Если происходит событие, которое может в глазах окружения, общественности бросить тень на достоинство человека и деловую репутацию, то нужно быть готовым правильно реагировать на последствия произошедшего. Есть несколько общих стратегий утилизации последствий.

Для наглядности разберём их на примере яркого политика с неоднозначной репутацией В. В. Жириновского. Итак, произошло событие, которое стало известно общественности и не очень красит политика. Как правило, первая реакция В. В. Жириновского — ничего этого не было!

Правильно, отрицать всё. Ведь пока не понятно кто знает, что знает, как интерпретировать, сказанное, зачем добавлять своё описание произошедшего, если потом к каждому слову будет добавлен новый комментарий и отнюдь не в пользу главного фигуранта. Есть хорошее правило: всё, что сказано в оправдание, будет использовано против оправдывающегося человека, у наблюдающего народа возникает понимание — защищается, значит виноват. Есть ещё одно правило: пока событие не описано, оно не существует в субъективном восприятии других людей. Если кто-то что-то говорит, то значит — врёт, просто у журналистов работа такая, но на самом деле — ничего этого не было! Когда доказательств нет, например, видеосюжета, аудиозаписи, то скандал быстро утихает, обсуждать-то нечего. Но если доказательства есть, и они предъявлены народу?

Ничего страшного, применяется второй способ реагирования — это было, но не то, что вы думаете. И далее следует «правильная» интерпретация события. Например, В. В. Жириновский схватил корреспондентку за шею и затолкал в машину, когда та пыталась задать ему вопросы. Сюжет был показан по центральному телевидению. Для ответа В. В. Жириновским был использован такой вариант. Да, это было, но не то, что вы думаете, ведь девушка с непонятным предметом (микрофон) вынырнула из толпы и быстро приблизилась ко мне, охрана даже не среагировала, а мне постоянно угрожают, я не знаю, может быть это террористка, может у неё пистолет, пришлось среагировать быстро и затолкать нападавшую в машину. Всё — правильное описание дано, Жириновский жертва, на него нападали, а видео сюжет не раскрывает тонкостей и нюансов, которые были правдиво изложены Жириновским.

Вообще событию можно придать любое значение, надо только использовать конструкцию: Х значит Y, или, если Х следовательно (поэтому) Y. Всё очень просто, если на меня внезапно нападают (Х), то значит, это может быть террористка, злоумышленник, и т. п. (Y), поэтому правильно защищаться (Y), это и было сделано. В данной конструкции полезно ещё применить словосочетание «может быть». Ведь с какой-то долей вероятности в жизни всё может быть. Но процент этой самой вероятности — «может быть это террористка», никто не оценивает и остаётся только — «террористка». А как поспоришь с таким утверждением, ведь нельзя полностью исключить малую долю истинности. Попробуйте опровергнуть выражения, например: может ли быть, что на этой неделе вы встретите хорошего человека? Может ли быть, что будут осадки? Попробуйте ответить — нет. Что совсем, совсем не может быть? Вот, верно, если хоть какая-то вероятность есть, значит, так оно и было. И В. В. Жириновский защищался от нападения террористки.

А если и этому не поверят, то для особо сомневающихся граждан, есть третий вариант — эмоциональный. Кто считает, что показанное (сказанное) правда, тот — подлец и негодяй! Никому подлецом быть не хочется, особенно, если так «логично» всё уже объяснено и представлено. Ну, как не стыдно не понимать простых вещей, порядочные люди уже все поняли, и только негодяи сомневаются. Хотите чувствовать себя подлецом? Только праведный и эмоциональный гнев должен сопровождаться вышеописанными аргументами. Важно только никого конкретно не обвинять, а только «некоторых», кто до сих пор не правильно понимает ситуацию.

Есть и другие способы спасения репутации.

Например, ссылки на нормы и правила, либо на одобряемые всеми истины. В советское время можно было сказать любую резкую фразу начальнику: «руководитель, не уважающий подчинённого, полное ничтожество», казалось бы, подчинённый обречён, но достаточно было привести ссылку: т.22, стр. 85 Полное собрание сочинений В. И. Ленина — кто с этим будет спорить, иди, проверяй. Сейчас можно ссылаться на решения правительства, законы, установившиеся понятия, корпоративные правила. Только всегда необходимо помнить свои цели, учитывать ситуацию и контекст общения. Например, руководитель напился с партнёрами по бизнесу, но так ведь он же печенью своей работал на благо коллектива, чтобы заказы были, соответственно, деньги. Кто против денег? Деньги нужны всем нам — это устоявшиеся истина, будете спорить?

Хорошо для сохранения репутации использовать метафоры. Например, Иисусу всё время хотели испортить репутацию, и только ответы в виде притч не позволили злопыхателям этого сделать. Для наглядности приведу одну метафору.

Жил мастер, был он очень мудр и умён. Слава о нём разошлась по миру, репутация была очень высока, к словам мастера прислушивались все. Захотели недоброжелатели «подмочить репутацию» мудреца. Они придумали следующее, надо поймать бабочку, взять и спрятать в ладонях, но так, чтобы она там была жива, потом при скоплении большого количества людей спросить мастера — жива ли бабочка в наших ладонях? Если мастер ответит, что жива, надо сжать ладони, убив бабочку. Если мастер ответит — мертва, надо разжать ладони, чтобы бабочка улетела. Таким образом, мудрец будет уличён в отсутствии проницательности и потеряет свою репутацию мастера. Так и сделали, при большом скоплении людей подошли и задали вопрос: у нас в ладонях бабочка, скажи, о наимудрейший и проницательный, она мертва или жива? На что мастер с улыбкой отвечал — всё в ваших руках.

Будут уместны также поговорки, цитаты, изречения, афоризмы.

После совершения ошибки можно привести высказывание Б. Рассела: «Тот, кто действительно имеет хорошую репутацию, не боится признать свою ошибку», поэтому я её и признаю. Если вас пугают потерей репутации, сообщите, что об этом думает Агата Кристи: «Высокая репутация — первейшая необходимость для жулика!», а я честный и порядочный человек.

Хорошо уметь свою репутацию восстанавливать, а ещё лучше — не терять. Ведь, «Разрушенная репутация подобна разбитой вазе — ее можно склеить, но всегда заметны поврежденные места» Генри Шоу.

Автор: Пичугин В.
Размещено на сайте syntone.ru. При публикации статьи ссылка на сайт обязательна.