info@syntone.ru   +7 (495) 507-8793
Мамардашвили Мераб Константинович

Мераб Константинович Мамардашвили (15 сентября 1930, Гори, Грузинская ССР, СССР — 25 ноября 1990, Москва) — советский философ, доктор философских наук (1968), профессор (1972).

Мераб Константинович Мамардашвили родился в г. Гори (Грузия), в семье военнослужащего. В 1955 году окончил философский факультет Московского государственного университета.

Один из основателей Московского логического кружка (с 1952 г.; в Кружок также входили Б. Грушин, А. А. Зиновьев и Г. П. Щедровицкий; позднее — Московский методологический кружок).

Работал в Москве; в 1961-1966 гг. — в Праге в журнале «Вопросы мира и социализма»; с 1980 г. — в Грузии.

«Сократический» характер философствования Мамардашвили наиболее полно отразился в его многочисленных лекциях (в том числе о Декарте, И. Канте, М. Прусте, сознании и др.), которые он читал в вузах Москвы и других городов. Читал лекции в университетах Франции, Германии и других стран.

В 2001 году Мамардашвили поставили памятник в Тбилиси. Открытие памятника вызвало идеологически окрашенные уличные столкновения.

Определение философии

Как философ Мамардашвили настаивает на том, что имеется «реальная философия» и имеются философские системы.

Реальная философия — это те проблемы, которыми занимается философия, перечисленные в определениях ниже.

Философия — это:
одно из орудий самоконструирования человека. По Мамардашвили, человек — это вне-природная, сверхприродная сущность. Сущность, которая к известным природным силам не сводится, не может быть выражена в терминах известных сил природы. Главное заключается в том, что человек саморазвивается, ему никакая природа для развития не нужна. Природа является предметом для его деятельности;

учение о бытии. Это объяснение того, почему мир таков, почему существует человек, почему существует именно такое отношение между человеком и миром;

учение о мышлении. У Мамардашвили между бытием и мышлением разницы, по существу, нет. Поскольку человек — мыслящее существо, а бытие — это то, где находится и действует мыслящее существо, то никакого различия нет, бытие — это и есть существование мыслящего человека;

учение о тайне бытия. Основная тайна бытия, по Мамардашвили, — это совесть, наличие этических отношений. Различение добра и зла составляет ядро философии;

учение о свободе и об условиях свободы;

гигиена, которую надо соблюдать при занятиях незнанием, способ, который позволяет человеку в условиях колоссального окружающего его незнания не сходить с ума;

машина переживания, объясняющая смысл;

учение о вечных проблемах. Предметом философии является философия.

Сочинения Мераба Константиновича Мамардашвили

Формы и содержание мышления (1968)
Анализ сознания в работах Маркса (1968)
Проблема объективного метода в психологии (1977)
Современная европейская философия (20век). (1979).
Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке (совместно с А. М. Пятигорским, Иерусалим, 1982)
Классические и неклассические идеалы рациональности (1984)
Сознание и цивилизация (idem, idem) (1984)
Как я понимаю философию (издание избранных работ М. К. Мамардашвили: доклады, выступления, интервью, статьи. 1990)
Лекции о Прусте (Психологическая топология пути) Аудио-лекции (издано в 1995)
Грузия вблизи и на расстоянии (издано в 1995)
Необходимость себя. Введение в философию, доклады, статьи, философские заметки (издано в 1996)
Картезианские размышления (издано в 1997)
Кантианские вариации (фрагменты лекций, прочитанных в 1982 году в Москве; изданы в 1997)
Стрела познания. Набросок естественноисторической гносеологии (издано в 1997)
Лекции по античной философии (изданы в 1997)
Эстетика мышления (лекции, прочитанные в 1986-87 гг. в Тбилисском университете, изданы в 2000)

remove adware from browser