info@syntone.ru   +7 (495) 507-8793

Тренинг-Центр Синтон

Лучшие тренинги России

Archive

  1. Задатки

    Комментарии к записи Задатки отключены

    Задатки — анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

    Задатки — это качества, благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности. Без соответствующих задатков хорошие способности невозможны, но задатки это вовсе не всегда гарантия того, что у человека обязательно появятся хорошие способности. Люди отличаются друг от друга по своим задаткам, и этим объясняется то, почему при равных условиях обучения и воспитания у одних людей способности быстрее развиваются,
    достигают в конечном счете более высокого уровня, чем у других.

    Основные отличия задатков от способностей в следующем. Задатки даны (заданы — отсюда и название) человеку с рождения или возникают благодаря естественному развитию организма. Способности приобретаются в результате обучения. Для того, чтобы иметь задатки, человеку не нужно принимать со своей стороны никаких усилий. Задатки не «требуют», чтобы человек активно включался в те виды деятельности, с которыми эти задатки функционально связаны. Способности без активного участия человека в тех видах деятельности, к которым они относятся, не формируются.

    Задатки могут быть различными. Есть задатки, которые связаны с общими и специальными способностями, центральные и периферические, сенсорные и двигательные. К общим задаткам относятся те, которые касаются строения и функционирования организма человека в целом или его отдельных подсистем: нервной, сердечно- сосудистой, желудочной. К специальным относятся задатки, соотносимые с работой отделов коры головного мозга: информационного (зрительного, слухового, двигательного, обонятельного, осязательного и других) и мотивационного (сила и специфика эмоциональных процессов и потребностей организма). Периферические задатки связаны с работой периферических отделов органов чувств. Сенсорные задатки характеризуют процессы восприятия и переработки человеком информации, воспринимаемой при помощи различных органов чувств.

    Чтобы задатки превратились в ярко-выраженные способности, необходимо с детства создавать условия для их формирования: занятие детей техническим, научным и художественным творчеством, многоплановость деятельности ребенка, широта и разнообразие сфер его общения. Организуя детскую деятельность, формирующую и развивающую способность детей, необходимо соблюдать психологические требования: создание положительного эмоционального настроения, поддерживающего интерес ребёнка к данному виду деятельности; творческий характер деятельности; оптимальный уровень трудности выполняемой деятельности.

  2. Знаков Виктор Владимирович

    Комментарии к записи Знаков Виктор Владимирович отключены

    Знаков Виктор Владимирович (род. в 1950 г.) — в 1974 г. закончил факультет психологии Ленинградского университета. 1974-1977 — аспирантура Института психологии АН СССР. В 1978 г. в этом институте защитил кандидатскую диссертацию, а в 1995 — докторскую.

    Профессор (1997), специалист по психологии мышления, понимания, психологии субъекта и психологии человеческого бытия.

    Виктор Владимирович Знаков с 1996 по 2000 г.г. совмещал научную работу в ИП РАН с должностью начальника Отдела проблем комплексного изучения человека, психологии и педагогики Российского гуманитарного научного фонда. 2000-2005 — заместитель директора по научной работе Института психологии РАН, с 2005 — главный научный сотрудник Лаборатории психологии развития ИП РАН.

    Виктор Владимирович Знаков лауреат премии имени С. Л. Рубинштейна Президиума Российской академии наук (1999), член Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК Российской Федерации (1999-2002).

    Член редколлегий журналов «Человек», «Психологический журнал», редакционных советов «Ярославского психологического вестника», «Сибирского психологического журнала», «Человек. Сообщество. Управление» (Кубанский госуниверситет).
    Член диссертационных советов Института психологии РАН и факультета психологии МГУ.

    Десять основных публикаций

    Монографии Виктора Владимировича Знакова

    Правда и ложь в сознании русского народа и современной психологии понимания. М.: ИП РАН, 1993. 116 с.
    Понимание в познании и общении. М.: ИП РАН, 1994. 237 с. (2-е и 3-е переработанные издания — Самара, 1998 и 2000).
    Психология понимания правды. С.-Пб.: Алетейя, 1999. 282 с.

    Статьи Виктора Владимировича Знакова

    How the Afghanistan war veterans understand the situations of violence and the degrading of human dignity // Soviet Journal of Psychology. 1989. Vol. 10. No. 4. P. 101-114.
    Психологический портрет участника войны в Афганистане в массовом сознании // Психологический журнал. 1991. № 6. С. 26-39.
    Послесловие. Западные и русские традиции в понимании лжи: размышления российского психолога над исследованиями Пола Экмана // Экман П. Психология лжи. С.-Пб.: Питер, 1999. С. 243-268.
    Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 5. С. 16-22.
    Понимание художественной правды // Творчество в искусстве — искусство творчества. М.: Наука, Смысл, 2000. С. 274-289.
    Понимание как проблема психологии человеческого бытия // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 2. С. 7-15.
    Самопонимание и социальное познание // Личность и общество: Актуальные проблемы современной психологии (Материалы всероссийского симпозиума). Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова. 2000. С. 16-18.

  3. Запорожец Александр Владимирович

    Комментарии к записи Запорожец Александр Владимирович отключены

    Александр Владимирович Запорожец (30.8(12.9).1905, Киев, — 7.10.1981, Москва) — психолог, действительный член АПН СССР (1968), д-р пед. наук (1959), проф. (1960).

    Биография Александра Владимировича Запорожца

    Александр Владимирович Запорожец окончил педагогический факультет 2-го МГУ (1925-1930). В 1929-31 гг. сотрудник АКВ им. Н. К. Крупской. В 1920-30е гг. входил в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина).

    С 1931 г. в Харькове в Украинской психоневрологической академии; одновременно с 1933 г. — доцент, с 1938 г. — зав. кафедрой психологии Харьковского педагогического ин-та.

    В 1941-43 гг. Александр Владимирович Запорожец работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Институте психологии (Свердловская обл.).

    В 1943-60 гг. — доцент, проф. кафедры психологии МГУ; в 1944-60 гг. зав. лаб. психологии детей дошкольного возраста НИИ ОПП; организатор, с 1960 г. директор НИИ дошкольного воспитания.

    В 1965-67 гг. академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии, в 1968-1981 гг. член Президиума АПН СССР.

    Научная деятельность Александра Владимировича Запорожца

    Александр Владимирович Запорожец разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников.

    Критиковал тенденцию к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребенка в сложные формы учебной деятельности. Ввёл в дошкольную педагогику понятие амплификации (обогащения) развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности. В этой связи переход к школьному обучению детей с 6-летнего возраста воспринял критически, считая, что удлинение детства — величайшее завоевание человеческой цивилизации.

    Основные публикации Александра Владимировича Запорожца

    1. Запорожец, А. В. и Луков, Г. Д. (1941). Развитие рассуждений у ребёнка младшего школьного возраста // Научные записки Харьковского гос. пед. института (Про розвиток мiркування у дитини молодшого вiку // Науковi Записки Харк. Держ. Педаг. Инст.), т. VI, 1941.
    2. Леонтьев А. Н., & Запорожец А. В. (1945). Восстановление движений. Исследование восстановления функций руки после ранения. М., 1945.
    3. Запорожец А. В. (1960). Развитие произвольных движений, М., 1960
    4. Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., Гальперин П. Я. (1963). Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопр. психол.- 1963. — № 5
    5. Запорожец, А. В. (1986). Избранные психологические труды: В 2-х т М., 1986

  4. Занков Леонид Владимирович

    Комментарии к записи Занков Леонид Владимирович отключены

    Занков Леонид Владимирович (1901-1977)педагог, психолог, дефектолог, д.ч.АПН (1955), доктор педагогических наук (1943). Окончил факультет общественных наук Московского университета (1925). Преподавал в сельской школе Тульской области (1918-1919), работал воспитателем и зав. детскими сельско-хозяйственными колониями в Тамбовской и Московской областях (1919-1922). С 1929 г. вел научно-исследовательскую работу; в НИИ дефектологии (1929-1951, в 1944-1947 директор), НИИ теории и истории педагогики АПН (1951-1977, в 1951-1955 зам. директора по науке).

    Занков разрабатывал проблемы психологии памяти, мышления и речи нормальных и аномальных детей. Обосновал возможность применения в педагогических исследованиях разных видов педагогического эксперимента, выдвинул и реализовал идею включения в педагогический эксперимент психологических методов общего развития учащихся как средства объективной оценки результативности педагогических нововведений. Под руководством Занкова проведены фундаментальные исследования в области общей педагогики:

    выявлены разные формы сочетания слова и наглядности, применяемые для решения одних и тех же учебных задач, их различная эффективность для развития детей;

    впервые в условиях педагогического эксперимента исследована объективная закономерная связь между обучением и общим развитием детей;

    обоснована ведущая роль обучения в развитии и роль внутренних факторов, обусловливающих индивидуальные варианты развития учащихся в одних и тех же, в т.ч. и оптимальных, условиях обучения;

    раскрыты резервы развития учащихся, не использовавшиеся в массовом обучении;

    создана новая дидактическая система начального обучения, направленная на общее развитие детей и воплощенная в практических руководствах для школы (программы, учебники, методические пособия).

    Сочинения Занкова

    Очерки психологии умственно отсталого ребенка.- М.,1935;
    Память школьника, ее психология и педагогика.- М.,1944;
    Дидактика и жизнь.- М.,1968;
    Избранные педагогические труды.- М.,1990.

    Занков Леонид Владимирович — отечественный психолог. В 1918-1923 гг. работал учителем, воспитателем, заведующим сельскохозяйственной детской колонией. Учился у Л.С. Выготского. В 1940 защитил докторскую диссертацию, посвященную психологии воспроизведения. Директор Института дефектологии АПН РСФСР, заместитель директора Института теории и истории педагогики АПН РСФСР, заведующий лабораторией обучения и развития. Профессор, действительный член АПН ССР. Специалист в области дефектологии. Проводил экспериментальные исследования развития аномальных детей, в которых выявлялись условия эффективного их обучения. Занков рассматривал проблему факторов обучения и развития учащихся, в частности взаимодействия слова и наглядности в обучении.

  5. Зейгарник Блюма Вульфовна

    Комментарии к записи Зейгарник Блюма Вульфовна отключены

    Зейгарник Блюма Вульфовна (9.11.1900, г. Пренай, Литва — 24.02.1988, Москва) Психолог, доктор психологических наук (1960), профессор (1965). Окончила психологическое отделение философского факультета Берлинского университета (1927). Зейгарник начала свою научную деятельность под руководством берлинского психолога Курта Левина. Обнаруженный в дипломной работе Зейгарник факт преимущественного запоминания незавершенных действий вошел в мировую литературу под названием «эффект (или феномен) Зейгарник».

    Зейгарник работала в психоневрологической клинике Всес. Института экспериментальной медицины (ВИЭМ) вместе с Л.С.Выготским, применяя идеи культурно-исторического подхода к пониманию патологии психики (1931). В годы Великой Отечественной войны Зейгарник занималась восстановлением высших психических функций после черепно-мозговых ранений в восстановительном госпитале г. Кисегач под руководством А. Р. Лурия. После войны (1943-1967) Зейгарник возглавляла лабораторию патопсихологии НИИ Психиатрии МЗ РСФСР одновременно (с 1949 г.) на преподавательской работе в МГУ им. М.В.Ломоносова.

    Зейгарник — организатор системы переподготовки и повышения квалификации практических патопсихологов страны, руководитель Всероссийских патопсихологических семинаров (с 1960 г.), почетный член и член Президиума Общества психологов СССР, председатель секции медицинской психологии. Участвовала в международных психологических конгрессах, на XVIII Международном психологическом конгрессе в Москве и XIX Международном конгрессе в Лондоне была организатором и сопредседателем секций патопсихологии. Выдающийся вклад Зейгарник в разработку психологических проблем был оценен Американской психологической ассоциацией, присудившей ей премию имени Курта Левина (1983).

    Зейгарник Блюма Вульфовна — один из создателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии. В течение более 40 лет ею разрабатывались проблемы патологии психики при душевных заболеваниях. З., опираясь на теоретические положения отечественной психологической школы Л. С. Выготского — А. Н. Леонтьева — А. Р. Лурии, создала новую научную область — экспериментальную патопсихологию, имеющую свой предмет, понятийный аппарат и методический инструментарий. Ею подготовлено большое число специалистов, работающих в настоящее время в различных областях психологии. Труды Зейгарник в области патопсихологии открыли возможность для становления новой сферы психологической практики.

    В 1978 г. профессору Зейгарник была присуждена Ломоносовская премия (1-й степени) за цикл работ, посвященных проблеме нарушений психики при различных психических заболеваниях, коррекции и реабилитации психически больных (работы опубликованы в 1962-1976 гг.). В работах этого цикла дано теоретико-методологическое обоснование психологического изучения патологии психики у психически больных, показано, что при различных психических заболеваниях выявляются принципиально те же закономерности функционирования психики, что и в норме: изменяются лишь условия, при которых обнаруживаются данные закономерности. Как в норме, так и при психических заболеваниях основным источником развития является социальная среда, окружающий больных мир человеческой культуры. Собственная активность больных — основной симптомообразующий фактор. Психологические механизмы участвуют в формировании психопатологической картины заболевания, следовательно, психологические коррекция и реабилитация больных является необходимым условием их возвращения к полноценной социальной жизни, условием восстановления их психического здоровья. В исследованиях З. показано, что распад психики не есть негатив ее развития, дано теоретическое и экспериментальное обоснование этого положения. Последнее важно как для решения исследовательских задач в области патопсихологии, так и для практической работы психологов в этой области.

    Результаты исследования патологии познавательной деятельности (мышления, прежде всего) при психических заболеваниях обобщены в монографии «Патология мышления», М., 1962 (издана во многих странах). В ней впервые дано развернутое теоретическое обоснование подхода к изучению психологической феноменологии нарушений мышления, описан комплекс методических приемов, адекватных для решения этой задачи, представлена оригинальная систематизация нарушений мышления. Последняя дает в руки исследователей и практиков ключ к пониманию генеза этих нарушений, открывает возможности для их более дифференцированной диагностики, позволяет использовать эти данные для установления нозологического диагноза в психиатрии. Данная типология широко используется как в нашей стране, так и за рубежом. Исследования патологии личности при психических заболеваниях, обобщенные в монографии «Личность и патология деятельности». М., 1971. Показано, что психологическое изучение аномалий личности важно как для познания природы психических болезней, так и для анализа структуры нормально протекающей психической деятельности. Дано описание различных типов мотивационно-личностных нарушений, теоретически обоснована и эмпирически доказана роль личностного фактора в строении патологически измененных психических процессов, намечены пути и средства возможной психологической реабилитации больных за счет использования сохранного личностного потенциала; намечены перспективы изучения патологии личности, необходимые для понимания природы сложных психопатологических явлений. Среди работ Зейгарник особое место занимает учебник (Патопсихология. М., 1986), адресованный студентам, обучающимся психологии. Это первое в отечественной психологии издание подобного типа, содержащее в систематизированном виде целостное представление о патопсихологии как особой области знания; в нем обсуждается также вопрос о месте патопсихологии в системе других наук, о значении патопсихологических исследований для решения общетеоретических проблем психологии. В настоящее время переизданный неоднократно учебник Зейгарник служит одним из основных учебных пособий при подготовке в университетах специалистов по психологии.

    На факультете психологии МГУ Зейгарник читала курс патопсихологии, спецкурсы по патологии мышления, зарубежным теориям личности.

    Основные научные труды

    К проблеме понимания переносного смысла слов или предложения при патологических изменениях мышления// Новое в учении об апраксии, агнозии и афазии. (1934);
    Нарушения мышления при психических заболеваниях (1957);
    Патология мышления. (1962);
    Введение в патопсихологию (1969);
    Личность и патология деятельности (1971);
    Основы патопсихологии. (1973);
    Патопсихология. (1986);
    Очерки по психологии аномального развития личности. (1980, в соавт.);
    Теория личности К. Левина. (1981);
    Теории личности в зарубежной психологии. (1982).

  6. Зинченко Владимир Петрович

    Комментарии к записи Зинченко Владимир Петрович отключены

    Зинченко Владимир Петрович (родился 10 августа 1931, Харьков) — российский психолог. Один из создателей инженерной психологии в России. Представитель семейной династии известных психологов (отец — Пётр Иванович Зинченко, сестра — Татьяна Петровна Зинченко). Активно развивает идеи культурно-исторической психологии.

    Биография Владимира Петровича Зинченко

    Владимир Петрович Зинченко окончил отделение психологии МГУ (1953). Кандидат психологических наук (1957). Доктор психологических наук (1967), профессор (1968), академик Российской Академии Образования (1992), вице-президент Общества психологов СССР (1968-1983), заместитель председателя Центра наук о человеке при президиуме АН СССР (с 1989), почетный член Американской академии искусств и наук (1989). Профессор Самарского государственного педагогического университета. Член редколлегии научного журнала «Вопросы психологии».

    Педагогическая работа в МГУ (1960-1982). Владимир Петрович Зинченко — организатор и первый заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (с 1970 г.). Заведующий отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР (1969-1984). Заведующий кафедрой эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (с 1984 г.), профессор Самарского Государственного педагогического университета. Под его руководством защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

    Область научных исследований — теория, история и методология психологии, психология развития, детская психология, экспериментальная когнитивная психология, инженерная психология и эргономика.

    Научная деятельность Владимира Петровича Зинченко

    Владимир Петрович Зинченко экспериментально исследовал процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа и информационную подготовку решений. Представил вариант функциональной модели зрительной кратковременной памяти, модель механизмов визуального мышления, как компонента творческой деятельности. Разработал функциональную модель структуры предметного действия человека. Развил учение о сознании как функциональном органе индивида. Его труды внесли существенный вклад в дело гуманизации сферы труда, особенно в области информационных компьютерных технологий, а также в гуманизацию системы образования.

    Владимир Петрович Зинченко — автор около 400 научных публикаций, свыше 100 его работ изданы за рубежом, в том числе 12 монографий на английском, немецком, испанском, японском и других языках.

    Основные научные труды Владимира Петровича Зинченко

    1. Формирование зрительного образа. М.: МГУ, 1969 (в соавт.).
    2. Психология восприятия. М.: МГУ, 1973 (в соавт.),
    3. Психометрика утомления. М.: МГУ, 1977 (соавт. А. Б. Леонова, Ю. К. Стрелков),
    4. Проблема объективного метода в психологии// Вопросы философии, 1977. № 7 (соавт. М. К. Мамардашвили).
    5. Основы эргономики. М.: МГУ, 1979 (соавт. В. М. Мунипов).
    6. Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980 (в соавт.).
    7. Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982 (соавт. Н. Д. Гордеева)
    8. Живое знание. Психологическая педагогика. Самара. 1997.
    9. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М., 1997.
    10. Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды. Учебник для вузов. М., 1998 (соавт. В. М. Мунипов).
    11. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. (ред.) (2003). Большой психологический словарь (idem)

    Работы по истории психологии Владимира Петровича Зинченко

    1. Зинченко, В. П. (1993). Культурно-историческая психология: опыт амплификации. Вопросы психологии, 1993, № 4.
    2. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994 (соавт. Е. Б. Моргунов).
    3. Зинченко, В. П. (1995). Становление психолога (К 90-летию содня рождения А. В. Запорожца), Вопросы психологии, 1995, № 5
    4. Зинченко, В. П. (2006). Александр Владимирович Запорожец: жизнь и творчество (от сенсорного действия к эмоциональному) // Культурно-историческая психология, 2006(1): скачать doc/zip
    5. Зинченко В. П. (1993). Пётр Яковлевич Гальперин (1902-1988). Слово об Учителе, Вопросы психологии, 1993, № 1.
    6. Зинченко В. П. (1997). Участность в бытии (К 95-летию со дня рождения А. Р. Лурия). Вопросы психологии, 1997, № 5, 72-78.
    7. Зинченко В. П. Слово о С. Л. Рубинштейне (К 110-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна), Вопросы психологии, 1999, № 5
    8. Зинченко В. П. (2000). Алексей Алексеевич Ухтомский и психология (К 125-летию со дня рождения Ухтомского) (idem). Вопросы психологии, 2000, № 4, 79-97
    9. Зинченко В. П. (2002). «Да, очень противоречивая фигура…». Интервью с В. П. Зинченко 19 ноября 2002 года.

remove adware from browser