info@syntone.ru   +7 (495) 507-8793

Тренинг-Центр Синтон

Лучшие тренинги России

Archive

  1. Нлп (НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ Программирование)

    Комментарии к записи Нлп (НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ Программирование) отключены

    НЛП (Нейролингвистическое программирование) — сумма технологий, позволяющая человеку действовать более эффективно в проблемных для него ситуациях. Положительный результат достигается путем овладевания клиентом расширенного набора поведенческих патернов, то есть свободой выбора ответных реакций.

    НЛП — брэнд и направление в практической психологии со своей историей, персонами, языком, методиками и традициями. О названии смотри НЛП: название и история
    Особенности НЛП

    Основные черты и особенности НЛП:
    • НЛП применяется в самых различных областях: психотерапии, рекламе, спорте, личностном росте, коучинге, продажах и т.д.
    • В любой области НЛП в первую очередь моделирует мастерство, детально изучая структуру поведения (в том числе внутреннего поведения) уже успешных людей. В области психотерапии НЛП моделирует работу успешных психотерапевтов, в области рекламы — моделирует работу рекламистов, получающих стабильный результат.
    • НЛП мало интересуется прошлым субъективным опытом клиента, он не ищет причины в прошлом, а изучает способ восприятия и на этой основе строит настоящее и будущее. Подробнкк смотри Идеи и подход НЛП
    • НЛП ориентирован прежде всего не на объяснение, а изменение. Не почему, а КАК. НЛП интересуется теориями ровно настолько, насколько это необходимо для практики, подчеркивая при этом, что эти теории для него — не истина, а только рабочие модели. Не более, чем рабочие модели. Традиционная позиция НЛП: «Все, что мы вам рассказываем, это неправда. Дело только в том, что это работает». Задача НЛП — реальные личностные изменения.
    • НЛП в первую очередь технология, прежде всего — инструментальный, а не ценностный подход. НЛП не рассказывает, как жить правильно, не решает вопросы смысла жизни или переустройства общества. Клиенты приходят со своими проблемами — НЛП переформулирует это в задачи и помогает в решении, отсекая только неэкологичные вырианты.
    • В НЛП вообще нет понятия «правильного человека», при чем как на уровне ценностей, так и на уровне поведенческих стратегий. В НЛП не используется понятия «поведение правильно» или «неадаптивное поведение». Есть поведение более или менее подходящее под контекст. И задача — дать возможность человеку подобрать более подходящее (эффективное, экологичное, надежное, доступное). При этом можно в большей степени фокусироваться на нежелательном поведении и его коррекции, так и на новых выборах поведения. Вопрос только в наиболее подходящем варианте для данного человека в данном контексте.
    Подробнее об особенностях НЛП смотри НЛП среди других направлений практической психологии.

    Техники НЛП
    Как совокупность психологических техник, НЛП:
    • работает как с бессознательным, так и с сознанием; много и подробно работает со структурой субъективного опыта;
    • использует сенсорно-обоснованное описание субъективного опыта.
    • опирается на сенсорно очевидные признаки при коммуникации и изменении;
    • обращает большее внимание на форму, а не на содержание;
    • использует преимущественно трансовое (измененнное) состояние психики клиента во время реализации своих техник.
    • использует пошаговое описание процедур изменения. НЛП во многом — язык конкретного описания. Оно отличается «техничной» терминологией в противовес принятой в большинстве ранних психологических школ «абстрактной» манере.
    • ищет и разрабатывает преимущественно быстро работающие техники.

    Приемы НЛП
    Существует исторически сложившееся поле, которые по традиции считается полем НЛП. Глазодвигательные реакции, нейрологические уровни, договор с бессознательным, рефрейминг, якорение — когда специалисты это слышат, они уверенно говорят: «Это НЛП».

    Основным принципом НЛП является рефрейминг, используемый для прямой коммуникации со структурами, обеспечивающими функционирование за пределами сознания. Якорение (анкеровка) — другая методика НЛП, используемая для связывания — на некогнитивном уровне — приятного чувства от воспоминания прошлого приятного события с воспоминаниями, всегда сопровождавшимися неприятными чувствами. Действуя совместно, рефрейминг и анкеровка могут вызывать приятные воспоминания и чувства в данный момент. При психотерапевтическом применении НЛП обеспечивает излечение большинства фобий и иррациональных мыслей в течение 5 мин. НЛП прямо обучает людей за несколько сеансов, как использовать свои ресурсы более удовлетворительным образом.

  2. Нейропсихология

    Комментарии к записи Нейропсихология отключены

    Нейропсихология — междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. Термин нейропсихология применяется как к исследованиям с повреждениями у животных, так и работам, базирующимся на изучении электрической активности отдельных клеток (или групп клеток) у высших приматов (в том числе, существуют исследования человека в данном контексте).
    Нейропсихология применяет научный метод и рассматривает отдельные психические процессы, существующие в разуме, как процессы обработки информации. Данная концепция пришла из когнитивной психологии и когнитивной науки.

    Это одна из самых эклектичных дисциплин психологии, пересекающаяся с исследованиями в области нейронауки, философии (особенно философии разума), нейрологии, психиатрии и информатики (особенно, в создании и изучении искусственный нейронных сетей).
    На практике нейропсихологи в основном работают в научных-исследовательских организациях и в организациях, занятых клиническими исследованиями, специализированных клиниках (направление — клиническая нейропсихология), судебных и следственных учереждениях (часто занимаются судебной экспертизой в судебных процессах) или инсдустрии (часто как консультанты в организациях, где нейропсихологические знания важны и применяются при разработке продукции).

    Подходы

    Экспериментальная нейрофизиология — подход, использующий методы экспериментальной физиологии для исследования связей между функционированием и строением нервной системы и когнитивными функциями. Бо́льшая часть исследований проводится при изучении поведения здорового человека в лаборатории, однако часть исследований ведётся в экспериментах на животных. Преимущество экспериментов с участием человека в том, что можно использовать специфические функции нервной системы человека для исследования связей между нейроанатомией и психологическими функциями.

    Клиническая нейрофизиология- применение нейрофизиологического знания для оценки, управления и реабилитации людей, страдающих от болезни или травмы (особенно травмы мозга), которая вызвала повреждение когнитивных функций человека. В частности, этот подход дает физиологическую точку зрения на лечение таких больных, на то как заболевание и/или травма влияет на психологию человека и как психологические воздействия может повлиять на течение болезни. Клинические нейрофизиологи обычно работают в лечащих учереждениях.

    Коннективизм — использование искусственных нейронных сетей для моделирования когнитивных процессов. Этот подход использует различные упрощенные, но правдоподобные модели функционирования нейронов. Например, для изучения эффектов травм или болезней головного мозга, нейронные сети сначала тренируют для выполнения какой-либо когнитивной задачи, потом вносят изменение, моделирующее травму (болезнь), и сравнивают с данными, полученные на реальном мозге.

    Учёные, внёсшие большой вклад в нейропсихологию
    • Вильгельм Вундт — основатель экспериментальной психологии и когнитивной психологии
    • Александр Романович Лурия — основатель отечественной нейропсихологии;
    • Борис Митрофанович Величковский — профессор нейропсихологии (1990, Билефельдский университет, ФРГ);

  3. Невроз

    Комментарии к записи Невроз отключены

    Невроз (от греч. neuron — жила, нерв) — нервно-психическое расстройство, которое не обусловлено психотическим состояниям.

    В возникновении невроза существенную роль играют биологические факторы, такие как наследственность, соматические заболевания, социально-психологические факторы, прежде всего касающиеся неблагоприятных семейных обстоятельств, а также особенности личности и эмоциональные переживания. Затруднение с поиском выхода из переживаний влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности, формирование симптомов невроза. Клиническая картина невроза включает в себя отрицательные субъективные переживаниями (тревога, ощущение собственной неполноценности).

    Выделяют три основные формы невроза: неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний.

    Основными симптомами неврастении, возникающей преимущественно при длительно действующих психотравмирующих факторах, являются раздражительная слабость (возбудимость в сочетании с легкой истощаемостью), неустойчивое настроение, часто пониженное. В некоторых случаях появляются тревога или страх, нетерпеливость, расстройства сна, разнообразные нарушения вегетативной нервной системы. Истерические формы невроза чрезвычайно разнообразны и нередко маскируются под различные заболевания. Наиболее часты двигательные расстройства, параличи, нарушения координации движений, расстройства болевой чувствительности, сенсорики (истерическая слепота, глухота и др.), речи. Истерический невроз чаще возникает у лиц демонстративных, с большой внушаемостью, самовнушаемостью. Невроз навязчивых состояний проявляется, помимо общеневротических симптомов (раздражительность, повышенная утомляемость, нарушения сна, вегетативные расстройства), в наличии у личности различных навязчивостей, особенно часто в виде фобий.

    Невроз относятся к обратимым расстройствам. Прежде всего необходимо по возможности устранить травмирующие психику обстоятельства либо смягчить их влияние. Невроз нередко возникает как реакция на продолжительный стресс, и успех в исцелении невроза невозможен без снятия стрессогенных обстоятельств. Иногда положительное воздействие оказывает перемена обстановки. При лечении невроза должна быть нормализация режима труда и отдыха (сон не менее 8 часов в сутки). Психотерапия лечения должна осуществляться в двух направлениях: лекарственная терапия и психологическая помощь.

    Поскольку в происхождении и характере течения невроза одно из важнейших мест занимают особенности воспитания и отношений развивающейся личности, проблема невроза представляет значительный интерес для психологии.

  4. Ностальгия

    Комментарии к записи Ностальгия отключены

    Ностальгия (от лат. nostos — возвращение на родину + algos — боль, печаль) — клиническое нарушение. Ностальгия — тоска по родине, по родному дому. На протяжении развития психологии и психиатрии наполнение этого понятия существенно менялось. Почти все современные словари русского языка фиксируют также другое значение слова «ностальгия» — «тоска по прошлому».

    Первым ввел понятие ностальгии врач J. Hofer (1688) в труде «Dissertatio medica de Nostalgia oder Heimweh», где шла речь о заболеваниях швейцарских солдат, служивших наемниками вдали от своей страны, и студентов, которые исцелялись вскоре после возвращения на родину.

    Выделяются три стадии развития ностальгии:

    больной чувствует себя уставшим, печальным, он молчалив, ищет уединения, постоянно думает о родных местах, но не говорит об этом;

    мысли о родине приобретают форму «идеи фикс», появляется бессонница, пропадает аппетит, нарушается пищеварение, повышается кровяное давление;

    окончательно формируется бредовая идея или возникает состояние острого помешательства, также возникает возможность смерти от истощения, если больной не получает сообщение о возможности вернуться на родину. Состояние ностальгии порой распространялось в виде эпидемий (например, у наполеоновских солдат).

    Ностальгия — это болезнь, поражающая только взрослых. Иногда взрослый человек устает от своей свободы и самостоятельности, ему становится невыносимо трудно одному нести бремя ответственности. В период слабости, сомнений, внутреннего кризиса его охватывает ностальгия — тоска по уютному миру детства, в котором он не был одинок и предоставлен сам себе. Он стремится вновь обрести эту утраченную гармонию с миром, ощущение внутренней целостности. Как библейский блудный сын, человек, охваченный приступом ностальгии, решает вернуться домой. Но, возвращаясь, не находит на прежнем месте того дома и тех людей, которых он покинул, или находит их до неузнаваемости изменившимися.

    В XVIII столетии термин ностальгия стал пониматься как тоска по неиспорченным нравам сельского мира, тесно связанного с природой. В последнее время интерес к данному явлению возрождается на основе понимания его как состояния неудовлетворенности жизнью у современного человека.

    В целом же, ностальгия играет позитивную роль в жизни человека и общества: способствует утверждению идентичности «Я» человека, укрепляет связь с ранними этапами его жизни, с «корнями», формирует моральные идеалы, сохраняет моральные ценности прошлого и обеспечивает преемственность традиций, «примиряет» в общественном сознании прошлое с настоящим, стабилизирует отношения между оппонентами в споре («породнив» их между собой через общее прошлое), «ломает» коммуникативные барьеры между людьми и т. д.

  5. Нарциссизм

    Комментарии к записи Нарциссизм отключены

    Нарциссизм — сексуальная девиация, при которой половое влечение направлено на самого себя. В более широком смысле нарциссизм — это самовлюбленность, любая форма любви к себе. Личности с нарциссизмом нуждаются в похвале, чувствуют себя центром вселенной и постоянно ощущают потребность в восхищении.

    Название произошло от героя греческой мифологии Нарцисса, который, согласно легенде, увидел в воде своё изображение, в которое влюбился и не мог оторваться от созерцания своей красоты и умер от любви к себе. После смерти был превращен богами в цветок нарцисс.

    При нарциссизме сексуальное удовлетворение достигается созерцанием собственного обнажённого тела или его зеркального отражения, отдельных его частей, в том числе половых органов, часто в сочетании с онанизмом. Достаточно часто нарциссизм проявляется в фотографировании и видеосъёмке собственного обнажённого тела, мастурбации и других сексуальных действий. Полученные материалы являются для нарцисса источником возбуждения.

    Нарциссизм формируется при воспитании индивида в условиях изоляции от сверстников, в результате чего в процессе полового созревания внимание обращается прежде всего на собственное тело. Подростковый нарциссизм свойственен детям, имеющим творческий характер, которые испытывают потребность быть центром всеобщего внимания и болезненно воспринимают негативные оценки со стороны окружающих. Отдельные признаки нарциссизма обычно проявляются в детском и подростковом возрасте, однако потом они в большинстве случаев исчезают.

    Нарциссизму характерны следующие основные черты:

    чувство раздутой грандиозности, «особенности», отличности от других, «звездности»

    отсутствие эмпатии

    патологическая зависть, успехи других сильно травмируют самооценку

    глухота в близких межличностных связях, до неспособности к ним

    Эти характерные типы поведения при нарциссизме, проявляются в обесценивании и идеализации. Для обесценивания нарциссу никаких убедительных аргументов не надо, как и для идеализации. Идеал, при детальном рассмотрении моментально обесценивается. В общении с нарциссом, можно почувствовать себя неуверенно, потому, что он обожает обращать внимание на недостатки других. Человек с нарциссизмом анализирует внешний вид, социальное положение, семью и многое другое. На критику он реагирует либо холодной замкнутостью, либо решительной агрессией и приступами плохого настроения. Ещё одной основной чертой нарциссизма есть неспособность любить. Нарцисс с трудом способен к межличностной близости, он не способен любить, как и ревновать — нарциссическая ревность возникает только постфактум, когда вторая сторона объявляет о разрыве отношений. Партнер нужен нарциссу как зеркало для отражения себя любимого.

    Само по себе понятие нарциссизма довольно распространено, его черты можно увидеть у многих людей. Идеализация своей персоны, самовлюблённость, самосовершенствование, эгоизм — вещи распространенные. Но есть и противоположности. Например, можно выделить комплекс неполноценности, садомазохизм, обесценивание собственной значимости, самоунижение. Психика нормального человека находится на золотой середине между всеми этими характеристиками.

  6. Невербальная Коммуникация

    Комментарии к записи Невербальная Коммуникация отключены

    Невербальная коммуникация (от лат. verbalis — устный и лат. cоmmunicatiо — общаться) — поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Невербальная коммуникация является системой невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения с большой степенью точности, которая в той или иной степени отчуждена и независима от психологических и социально-психологических качеств личности.

    Невербальная коммуникация включает в себя пять подсистем:

    1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).

    2. Взгляд.

    3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:

    внешний вид собеседника,

    мимика (выражение лица),

    пантомимика (позы и жесты).

    4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая:

    вокальные качества голоса,

    его диапазон,

    тональность,

    тембр.

    5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся:

    темп речи,

    паузы,

    смех и т. д.

    По невербальной коммуникации мы можем определить установку собеседника на общение. Различают следующие установки: доминирование — равенство — подчинение; заинтересованность — незаинтересованность; официальность — доверительность; закрытость — открытость.

    Существуют различные зоны невербальной коммуникации:

    1. Интимная зона (15-45 см) — допускаются только самые близкие люди.
    2. Личная зона (45-120 см) — общение деловых партнеров.
    3. Социальная зона (120-350 см) — общение в малой группе (10-15 чел.). Пресс-конференции, круглый стол, семинар и т. д..
    4. Публичная зона (от 350 см) — общение с большой группой людей, массовой аудиторией.

    Знание зон позволит правильно построить коммуникацию и достичь наибольшего эффекта.

    В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов.

    Психологи считают, что невербальная коммуникация является важнейшим условием эффективного общения. Это объясняется тем, что:

    около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

    невербальная коммуникация, сигналы при ней, позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

    наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов — походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т. д.

    Особенно ценны сигналы невербальной коммуникации потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.

  7. Небылицын Владимир Дмитриевич

    Комментарии к записи Небылицын Владимир Дмитриевич отключены

    Небылицын Владимир Дмитриевич (1930 — 1972) — отечественный психолог. В 1947 г. поступил на отделение русского языка, логики и психологии филологического факультета МГУ. После окончания работал учителем и методистом Института усовершенствования учителей в Махачкале. В 1954 г. поступил в аспирантуру Института психологии АПН СССР. В 1965 г. защитил докторскую диссертацию. После смерти Б. М. Теплова руководил созданной им лабораторией в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, был заместителем директора института по научной работе. Профессор (1968), член-корреспондент АПН СССР. С первых дней основания Института психологии АН СССР (1971) Владимир Дмитриевич Небылицын- заместитель директора и заведующий лаборатории дифференциальной психологии.

    Владимир Дмитриевич Небылицын экспериментально обосновал гипотезу Б. М. Теплова об обратной зависимости между силой нервной системы и чувствительностью, внедрил факторный анализ и электроэнцефалографические методы в исследование физиологических основ индивидуально-психологических различий. Это позволило выделить такое свойство нервной системы, как динамичность нервных процессов. Владимир Небылицын раскрыл роль типологических свойств нервной системы в индивидуально-психологическом своеобразии деятельности (производственной, учебной и др.); предложил оригинальную трактовку темперамента («Основные свойства нервной системы», 1966; «Психофизиологические исследования индивидуальных различий», 1976).

    На основе исследований Теплова Владимир Дмитриевич Небылицын разрабатывал основные принципы дифференциальной психофизиологии. Доказал гипотезу Теплова об обратной зависимостью между силой нервной системы и чувствительностью. Описал новые свойства нервной системы, например, динамичность. Разработал ряд электрофизиологических методов исследования динамики нервных процессов, протекающих в головном мозге. Свойства нервной системы рассматривались им как основные детерминанты индивидуальных различий между людьми. Под этим углом зрения были проанализированы различные функциональные состояния в сложных видах трудовой деятельности, в частности у человека-оператора в системах управления. Владимир Дмитриевич Небылицын выдвинул гипотезу об общих свойствах нервной системы, которые лежат в основе таких личностных характеристик, как активность и саморегуляция. Один из пионеров использования факторного анализа советской психологии.

    На основе исследований Теплова разрабатывал основные принципы дифференциальной психофизиологии. Доказал гипотезу Теплова об обратной зависимостью между силой нервной системы и чувствительностью. Описал новые свойства нервной системы, например, динамичность. Разработал ряд электрофизиологических методов исследования динамики нервных процессов, протекающих в головном мозге. Выдвинул гипотезу об общих свойствах нервной системы, которые лежат в основе таких личностных характеристик, как активность и саморегуляция. Один из пионеров использования факторного анализа в советской психологии.

    Сочинения Владимира Дмитриевича Небылицына.

    Основные свойства нервной системы человека. 1966;
    Психофизиологические исследования индивидуальных различий. 1976.

remove adware from browser