info@syntone.ru   +7 (495) 507-8793

Тренинг-Центр Синтон

Лучшие тренинги России

Archive

  1. Методы Психологии

    Комментарии к записи Методы Психологии отключены

    Методы психологии — это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своему составу метод в психологии представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. Так, метод интроспекции включает одну совокупность операций, а метод эксперимента — совершенно иную.

    Представление о методе психологии или способе изучения психической реальности исходит из вполне определенного ее понимания. Многообразие же исторических определений предмета психологии приводит к возникновению и сосуществованию многих психологических школ и направлений. Подобное утверждение верно и относительно методов психологии.

    Метод психологии в его единстве с предметом психологии составляет научный подход к изучаемой реальности. Существо научного подхода выражается в методологических принципах, т. е. установках, организующих направление и характер исследования. Тот или иной научный подход и методологические принципы реализуются в конкретно-исследовательских методах психологии. Исследовательский метод психологии есть форма организации определенного способа познания. Требованиям объективности исследования отвечают методы внешнего наблюдения, эксперимента, тестов и т. д. Методологические установки изучения развивающихся объектов адекватно реализуются в методах биографического изучения, в эксперименте и т. д.

    В свою очередь, метод психологии конкретизируется в исследовательских методиках. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода психологии может быть создано множество методик. Например, экспериментальный метод в психологии воплощен в методиках изучения интеллекта, воли, личности и других сторон психологической реальности.

    Фактом психологической науки является то, что у нее нет однозначного набора исследовательских методов. Существующие методы психологии получают свою интерпретацию в рамках той или иной научной школы. Есть методы психологии, которые используются только представителями данного направления в психологии, и есть методы, используемые в разных направлениях.

    Учение о методе психологии составляет особую область знания — методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Методология равно относится и к теоретической, и к практической деятельности человека. С этой точки зрения существуют методология юридической деятельности, методология юридической науки и т. п. Методология учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат; исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания, законы его функционирования и изменения, объяснительные схемы науки и т. п.

    В качестве мировоззренческой основы психологической антропологии может быть определена философская антропология как учение о целостной человеческой реальности. Человек понимается как самостоятельное и свободное существо, творчески воздействующее на объективные сферы бытия. Конкретно-научное познание человека должно исходить из философского понимания сущности человека, из выявления основной структуры человеческого бытия, из фундаментальных свойств человеческого способа существования. Одним из постулатов этой методологии является положение о бесконечности человека и о принципиальной незавершенности его бытия. Поэтому невозможно окончательно познать и определить человека. Следует различать познание абстрактного человека в специальных науках и понимание его духовной сути, выявление «человека в человеке», его живой человеческой индивидуальности.

  2. Меланхолия

    Комментарии к записи Меланхолия отключены

    Меланхолия (от греч. melas — черный + chole — желчь) — болезненное состояние, проявляемое в угнетенном настроении, замедленности движений и затрудненном течении мыслей. Самая тяжелая форма постоянной депрессии. Меланхолия заключается в том, что субъект находится в печальном, подавленном настроении, не мотивированном или недостаточно мотивированном внешними обстоятельствами, и что психическая деятельность его вообще сопровождается неприятными, болезненными мучениями.

    При меланхолии в сознании преобладают представления, соответствующие грустному расположению духа; фантазия и воспоминания больного направлены исключительно на неприятные вещи и события. При меланхолии всё видится в мрачном цвете, ничто его не радует, жизнь становится тягостной, стимулы к деятельности слабеют или совершенно исчезают, человек делается малоподвижным, безучастным к своим важнейшим жизненным интересам, считает лучшим исходом смерть, которая нередко осуществляется путем самоубийства. Во многих других случаях при меланхолии возникают нелепые бредовые идеи и обманы чувства. Что касается первых, то они преимущественно имеют характер самообвинения: больные обвиняют себя в каком-нибудь проступке или преступлении против религии или нравственности, нередко приписывают себе совершенно фантастические, чудовищные действия, ожидают за них такие же чудовищные наказания. Кроме бреда самообвинения встречается также бред преследования или так называемый бред отрицания: ничего больше нет, люди исчезают, мир и жизнь кончаются и т. п. Меланхолия сопровождается понижением общего питания, как вследствие недостаточного аппетита и отказа от пищи, так и вследствие болезненного изменения процессов усвоения, обмена веществ и кровообращения. Большей частью бывает, кроме того, упорная бессонница.

    Меланхолия отличается глубокой страдальческой удрученностью, исчезновением интереса к внешнему миру, потерей способности любить, задержкой всякой деятельности и понижением самочувствия, выражающимся в упреках и оскорблениях по собственному адресу и нарастающим до бреда ожидания наказания.

    Весьма часто меланхолия не составляет самостоятельной душевной болезни, а только эпизод, одну из стадий сложного душевного расстройства.

    В тех же случаях, когда меланхолия является психическим, самостоятельным заболеванием, она всегда длится по крайней мере 8—10 месяцев, и затем больной может совершенно выздороветь. Если же выздоровление не наступает, то меланхолия или становится хронической, или преобразовывается во вторичное слабоумие, причём болезнь уже становится неизлечимой. Причины меланхолии совпадают с причинами душевных болезней вообще.

  3. Мнемотехника

    Комментарии к записи Мнемотехника отключены

    Мнемотехника (от греч. mnemonikon — искусство запоминания) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

    Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

    Технический арсенал современной мнемотехники состоит из набора унифицированных приемов запоминания, позволяющих запоминать разные сведения однотипно. Наиболее распространенным приемом мнемотехники является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий. Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием — чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

    Можно выделить основные четыре этапа мнемотехники: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.

    Мнемотехника применяется для запоминания незапоминаемой информации. Например, когда нужно запомнить последовательность двухсот цифр, список из 50-100 телефонных номеров, хронологическую таблицу, план-конспект речи, сборник анекдотов, новые иностранные слова, грамматические правила и т. п. Методы мнемотехники позволяют абсолютно точно воспроизводить последовательность информации. Так, ряд чисел может быть воспроизведен как в прямом, так и в обратном порядке.

    Мнемотехника позволяет запоминать информацию с однократного восприятия каждого элемента. Например, 100 случайных слов (чисел) можно запомнить последовательно с интервалом в среднем в 6 секунд.

    При запоминании учебных дисциплин (физика, биология и т. п.) мнемотехника обеспечивает очень глубокое понимание материала, поскольку методы запоминания предписывают создавать в воображении яркие образные иллюстрации для понятий и определений.

    Овладение мнемотехникой — это овладение инструментальным навыком. Обучение мнемотехнике можно сравнить с обучением машинописи, стенографии. Очевидно, что для формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Без упражнений освоить мнемотехнику нельзя.

    Мнемотехника не совершенствует память, она только облегчает запоминание, но и то лишь в отдельных случаях (там, где придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро). Во многих случаях мнемотехника может даже оказать прямой вред, так как подменяет осмысленное (логическое) запоминание механическим заучиванием.

  4. Мышление

    Комментарии к записи Мышление отключены

    Мышление — то, что создает смыслы, осмысленное, осмысленность. Дает видение и понимание, как одно соотносится с другим, как что-то принадлежит другому.

    Мышление и восприятие

    Восприятие создает образы, мышление облачает образы в слова и формулировки.

    Думать и мыслить

    Как правило, эти термины употребляются как синонимы, но, похоже, между ними есть разница. Думать — всегда целесообразная деятельность, в отличие от мышления, которое может быть процессом без цели. Думают чаще результатники, мыслят — процессники. Думая, люди пользуются чаще рабочими понятиями, мысля — понятиями правильными.

    Свойства и виды мышления

    Мышление бывает наглядно-действенным, наглядно-образным и понятийным (абстрактным).
    Мышление направленно, оно отвечает на какой-то (не обязательно целесообразный) вопрос.
    Мышление необъективно, но логично.
    Мышление может быть развитым и неразвитым. Смотри Развитие мышления
    Мышление развивается не в результате заучивания, а в результате понимания.
    Развитие мышления

    Мышление можно развивать, увеличивая его:

    скорость.
    глубину и свободу.
    эффективность, делая его конкретным, позитивным и рабочим.
    Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений.

    Однако в психологии существует множество других определений. Например — высший этап обработки человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения мышления продолжаются по сей день.

    В нейропсихологии мышление относят к одной из ВПФ. Оно рассматривается как деятельность имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.

    Типология мышления
    В различных концепциях и отраслях психологии мышление встречается в различных словосочетаниях:

    Наглядно-действенное мышление
    Наглядно-образное мышление
    Понятийное мышление
    Интуитивное мышление
    Теоретическое мышление
    Групповое мышление
    Визуальное мышление
    Количественное мышление
    Абстрактное мышление
    Конкретное мышление
    Речевое мышление
    Эмоциональное мышление
    Логическое мышление
    Алгоритмическое мышление
    Альтернативное мышление
    Практическое мышление
    История изучения мышления в психологии
    В начале двадцатого столетия в центр своих интересов поставила мышление Вюрбургская школа психологии (О. Кюльпе и др.), работы представителей которой были основаны на феноменологии ассоцианизма. В экспериментах данной школы мышление изучалось методами систематической интроспекции с целью разложения процесса на основные этапы.

    Основные этапы мышления
    Используя данные самонаблюдения известных ученых (таких, как Г. Гельмгольц и А. Пуанкаре), были разграничены четыре «стадии творческого мышления»: подготовка, созревание, вдохновение и проверка истинности. В настоящее время существует много разных классификаций последовательности акта мышления.

    Нарушения мышления при психических заболеваниях
    Нарушения динамики мышления.
    1. Ускорение мышления («скачка идей») Условно за единицу времени образуется больше ассоциаций, чем в норме и при этом страдает их качество. Быстро сменяющие друг друга образы, представления, суждения, умозаключения крайне поверхностны. Обилие лёгкости новых ассоциаций, спонтанно возникающих от любого раздражителя, отражается в речевой продукции, которая может напоминать т. н. пулеметную речь. От беспрерывного говорения больные иногда теряют голос, или же он становится хриплым, шепотным. В целом, ускорение мышления является обязательной производной маниакального синдрома различного генеза (аффективные расстройства, шизофрения, наркомания и др.)

    Скачка идей (fuga idearum). Это чрезвычайное ускорение мышления: мыслительный процесс и речевая продукция беспрерывно течет и скачет; они бессвязны. Однако, если эту речь записать на магнитофон и прокрутить в медленном темпе, можно определить в ней некоторый смысл, чего никогда не бывает при истинной бессвязности мышления. В основе скачки идей — повышенная лабильность корковых процессов.

    Характерно:

    Быстрые ассоциации, повышенная отвлекаемость, экспрессивная жестикуляция и мимика.
    Не нарушен анализ, синтез, осмысление ситуации.
    Мало задумываются над ответом.
    Легко исправляют ошибки, если на них указать.
    Ассоциации хаотичны, случайны, не оттормаживаются.
    Доступен обобщенный смысл задания, может выполнять его на этом уровне, если не будет отвлекаться.
    2. Инертность мышления. Проявления: заторможенность, бедность ассоциаций. Наиболее выражено замедление ассоциативного процесса в абсолютно «пустой голове, в которой мысли вообще не появляются». На вопросы больные отвечают односложно и после длительной паузы (латентный период речевых реакций возрастает по сравнению с нормой в 7-10 раз). Общая цель мыслительного процесса сохраняется, но переключение на новые цели крайне затруднительно. Подобное нарушение мышления обычно характерно для эпилепсии («первичное нарушение»), эпилептойдной психопатии, маниакально-депрессивного синдрома, но может отмечаться при астенических состояниях, а также при лёгких степенях помрачнения сознания. Больные могут менять способа работы, изменять ход суждений, переключаться на другой вид деятельности. Характерна замедленность, тугоподвижность, плохая переключаемость. Решение задачи доступно, если выполняется только одним определенным образом. Инертность связей прошлого опыта приводит к снижению уровня обобщения.

    3. Непоследовательность суждений. Неустойчивый способ выполнения задания. Уровень обобщения не снижен. Анализ, синтез, усвоение инструкции сохранны. Понимают переносный смысл пословиц, метафор. Адекватный характер суждений неустойчив. Чередуют правильный и неправильный способ выполнения задания.

    81 % сосудистые заболевания

    68 % травма

    66 % МДП

    14 % шизофрения (в период ремиссии)

    При невыраженной степени заболевания такая непоследовательность суждений поддается исправлению. Часто бывает достаточно привлечь внимание, чтобы больной исправился. Колебания возникают при малейшем изменении условий задания.

    4. «Откликаемость». У больных, страдающих тяжелой формой сосудистых заболеваний. Неустойчивость способа выполнения задания и связанные с ней колебания умственных достижений приобретают гротескный характер.

    Пример: после выполнения классификации больной вдруг начинает относиться к картинкам, как к реальным объектам: пытается поставить карточку с кораблем, так как если положить — утонет. Такие больные могут быть не ориентированы в месте и времени. Они некритичны к своему состоянию. Не помнят имён близких, значимых дат, имени врача. Речь нарушена, может быть несвязной. Поведение часто нелепо. Отсутствуют спонтанные высказывания.

    Эти нарушения мышления отличаются динамичностью. На протяжении короткого отрезка времени характер суждений и действий больных колеблется. Характерна повышенная откликаемость на самые разные раздражители окружающей обстановки, к ним не адресованные. Иногда вплетают в речь предметы окружения.

    Создаётся вынужденная тенденция без отбора отражать в речи все то, что воспринимают. Быстрая откликаемость на внешние случайные раздражители сочетается с плохой переключаемостью. В более ранних работах феномен откликаемости описывался как полевое поведение.

    Следует различать откликаемость и отвлекаемость (у детей). У них разный генез:

    откликаемость — следствие снижения уровня активности коры; способствует разрушению целенаправленной деятельности.
    отвлекаемость — следствие усиленного ориентировочного рефлекса, высокой активности коры. Образование большого количества временных связей — основа дальнейшей целенапрвленной деятельности.
    5. Соскальзывание Правильно решая какое-либо задание и адекватно рассуждая о каком-либо предмете, больные неожиданно сбиваются с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способны продолжать рассуждения последовательно, не повторяя ошибки, но и не исправляя ее. Характерно для довольно сохранных больных шизофренией. Соскальзывания внезапны, эпизодичны. В ассоциативном эксперименте часто появляются случайные ассоциации и ассоциации по созвучию (горе-море).

    Процесс обобщения и отвлечения не нарушен. Могут правильно синтезировать материал, правильно выделять существенные признаки. Вместе с тем на какой-то отрезок времени правильный ход мышления у них нарушается вследствие того, что больные в своих суждениях начинают руководствоваться случайными, несущественными в данной ситуации признаками.

    Нарушения операциональной стороны мышления при психических заболеваниях.
    1. Снижение уровня обобщения. В суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением конкретных связей между предметами. Не могут отобрать признаки, которые наиболее полно раскрывают понятие.

    95 % олигофрения
    86 % эпилепсия
    70 % энцефалиты
    2. Искажение процесса обобщения. Отражают лишь случайную сторону явлений, существенные отношения между предметами мало принимаются во внимание; предметное содержание вещей и явлений не учитывается. Чаще встречается у больных психопатов (33 %).

    Нарушение процесса обобщения вызывается тем, что больные не руководствуются культурно принятыми отношениями между предметами. Так в задаче четвертый-лишний больной может объединить стол, кровать и шкаф назвав их объёмами, ограниченными деревянными плоскостями.

    Нарушения мотивационного компонента мышления.
    Разноплановость мышления
    Разноплановость мышления — суждения больных о каких-либо явлениях протекают в разных плоскостях. Больные не выполняют задания, хотя усваивают инструкцию, у них сохранны умственные операции отвлечения. Действия больного лишены целенаправленности. Особенно четко разноплановость выступает в заданиях на классификацию предметов и исключение предметов.

    Резонёрство
    Резонёрство — один из видов нарушений мышления, характеризующийся пустым, бесплодным многословием, рассуждательством с отсутствием конкретных идей и целенаправлености мыслительного процесса.

    По классификации нарушений мышления Б.В. Зейгарник, резонёрство (наряду с разноплановостью и разорванностью) относится к категории нарушений мотивационно-личностного компонента мышления.

  5. Меланхолик

    Комментарии к записи Меланхолик отключены

    Меланхолик (от греч. melas (melanos) — черные, chole — желчь) — субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующимся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. Мимика и движения меланхолика невыразительны, голос тихий, движения бедны.

    Меланхолик в качестве господствующей наклонности имеет наклонность к печали. Безделица его оскорбляет, ему все кажется, что им пренебрегают. Его желания носят грустный оттенок, его страдания кажутся ему невыносимыми и выше всяких утешений.

    Меланхолик — это человек, плохо сопротивляющийся воздействию сильных стимулов, поэтому он часто пассивен и заторможен. Воздействие сильных стимулов на него может привести к нарушениям поведения. У меланхолика нередко отмечается боязливость и беспокойство в поведении, тревожность, слабая выносливость. Незначительный повод может вызвать у него обиду, слезы. Он очень склонен отдаваться переживаниям, неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Он неэнергичен, ненастойчив, необщителен. Меланхолика пугает новая обстановка, новые люди — он теряется, смущается и потому боится контактов с другими людьми, уходит в себя, замыкается, уединяется. Подобно улитке, он постоянно прячется в свою «раковину».

    Меланхолики обладают повышенным интуитивным восприятием отношения к себе окружающих людей. Однако нельзя забывать об их чрезмерной чувствительности к эмоциональному отвержению со стороны значимых лиц и постоянной потребности в сопереживании. Поэтому у меланхоликов часто сохраняется постоянная озабоченность отношением к себе окружающих, осторожность и даже робость в контактах, непонятные окружающим переживания, обусловленные комплексом собственной неполноценности, а также убежденностью в своей неспособности нести бремя за себя, не то что за других.

    Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедлённый темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов — интроверты. Он застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной привычной для него обстановке, меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами.

  6. Медитация

    Комментарии к записи Медитация отключены

    Медитация (от лат. meditatio — размышление) — интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т. д., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и другое напряжение). Поступление сигналов через тело блокируется или направленно сужается, и сознание освобождается от мыслей, образов и чувств, которые связаны с внешним миром. Происходит расширение сознания до «космического».

    Медитация — прием психической тренировки, принимающий различные формы в зависимости от культурно-исторического окружения. Наибольшее число свидетельств о приемах медитации сохранилось на Востоке — в Индии, Китае и связанных с ними культурах.

    Особое развитие и конкретную направленность медитация получила в индийской йоге и буддизме (как одно из основных средств достижения религиозного освобождения). Ныне медитация прочно вошла в национальные и религиозные культуры многих стран, особенно стран Востока.

    В США огромный толчок популярности медитации дало в 1960-х и 1970-х годах движение хиппи. Хиппи считали медитацию одним из основных средств для достижения гармонии с собой и окружающими. И, хотя популярность самого движения хиппи постепенно угасла, но именно с тех пор медитация получила такое распространение в развитых западных странах. В России интерес к медитации появился во время перестройки и достиг пика в начале 1990-х годов. Медитация сопровождается ощущением покоя и экстаза, а также эффектом слияния сознания со всем окружающим миром.

    Принципиально медитация разделяется на два вида:

    Медитация на пустоте, которая может вызвать вслед за собою особое состояние осознавания, называемого на Востоке «Просветление».

    Однонаправленная медитация (т. н. медитация на одном) — это созерцание конкретного объекта, например, собственного дыхания, сознания или визуального образа.

    В различных культурах для медитации были разработаны десятки поз. Хотя научные исследования не подтверждают зависимость между глубиной медитации и позой. Самая известная поза для медитации такова: сидя, спина выпрямлена, голова чуть опущена, ноги скрещены, руки лежат на коленях ладонями кверху, ладони раскрыты, большие и указательные пальцы соединены.

    При длительной медитации на безмыслии, после которой исчезают все виды мыслей, желаний и прекращается осознавание своего я — практически полностью исчезает дыхание, устанавливается состояние глубокого покоя, после которого внутреннее сознание человека освещается светом, вызывающем состояние невыразимого блаженства. В этом состоянии человек может находиться очень долго, не осознавая окружающего.

    В современной психотерапии очень широко применяются медитативные методы. Считается, что медитация способствует расслаблению, освобождению от стресса, очищению сознания от ненужных мыслей и переживаний, получению душевного покоя и внутренней гармонии. В большинстве психотерапевтических методик рекомендуется упражняться в медитации на пике мышечного расслабления. Например, 10 минут медитации после 20 минут мышечной релаксации по методу Джекобсона. По мнению современных психотерапевтов, для освоения медитации на приемлемом уровне, достаточно упражняться по полчаса ежедневно на протяжении полугода.

  7. Милтон Эриксон

    Комментарии к записи Милтон Эриксон отключены

    Милтон Эриксон (5 декабря 1901, Аурум, Невада — 25 марта 1980, Феникс, Аризона) — американский психиатр, специализирующийся в медицинском гипнозе.
    Эриксон Милтон написал более 140 работ по психотерапии. Многочисленные статьи и книги Эриксона вызывают интерес не только в среде профессионалов, но и среди новичков в области гипноза и НЛП. Записи его лекций и видеокассеты семинаров переиздаются из года в год и привлекают в «школу доктора Эриксона» новых и новых учеников.

    Эриксон Милтон был доктором медицины, основателем и первым президентом Американского Общества клинического гипноза, адъюнкт-профессором Университета Уэйна, руководителем Американской Психиатрической Ассоциации, Американской Ассоциации Психологии и Американской Ассоциации Психопатологии, был членом Американской Ассоциации психиатров. С его именем связано основание Фонда обучения и исследований при Американском Обществе клинического гипноза.

    Милтон Эриксон не был вполне здоровым человеком с медицинской точки зрения. Он от рождения был лишен цветоощущения, не различал звуки по высоте и был не способен воспроизвести музыкальную мелодию. В детстве он страдал от нарушения процесса чтения, а в семнадцатилетнем возрасте Милтон перенес приступ полиомиелита и выздоровел полностью благодаря единственно лишь разработанной им самим программе реабилитации. Однако в пятьдесят лет Милтон вновь ощутил приступ полиомиелита и на этот раз ему удалось выздороветь лишь частично, так что последние годы жизни Милтон был прикован к инвалидному креслу, его мучили постоянные сильные боли и он был частично парализован.

    В 1936 году Милтон Эриксон написал статью, в которой изложил результаты своего эксперимента с тестом словесных ассоциаций, суть которого состоит в том, что человек бессознательно дает ассоциативную связь на стимульное слово теми словами, которые описывают его проблему. Используя некоторую обратную логику, Эриксон понял, что психотерапевт мог бы обратить весь процесс и послать замаскированное сообщение клиенту в виде рассказа. Именно тогда у него возникла идея создания особого языка гипноза, в котором внушение проводится мягко, без насилия минуя сознание пациента. Составляющими этого гипнотического языка является поэтичность и образность, разноплановость подаваемой информации для сознания и подсознания, бережность и уважение желаний пациента.

    Милтон Эриксон получил мировое признание как крупнейший психотерапевт-практик. Его подход к измененным состояниям сознания лег в основу целого направления, известного как эриксоновский гипноз и психотерапия, дающая быстрый стратегический результат.

    Характерной особенностью эриксоновского гипноза является использование косвенного подхода, позволяющего обходить возможное сопротивление и оказывать терапевтически ориентированное воздействие. Эриксон показал терапевтичность гипнотического транса — сам факт пребывания в трансе уже оказывается полезным для разрешения множества проблем; кроме того, он разработал множество тонких и элегантных методов, позволяющих осуществлять в трансе терапевтическую работу.

    Милтон Эриксон не создавал надуманных теоретических построений; будучи внимательным и тонким наблюдателем, он в самой жизни находил многочисленные терапевтические возможности, ухватывал их суть и в «очищенном» виде возвращал в жизнь в форме приемов и методов гипнотерапии. Именно поэтому эриксоновская гипнотерапия является открытой системой, которая продолжает развиваться, совершенствуя свои техники; более того, она дает возможность создания новых техник. На сегодняшний день эриксоновская гипнотерапия является одной из самых эффективных и экономичных терапевтических практик. Владение техниками эриксоновского гипноза дает возможность успешно работать с широким спектром психологических, соматических и психосоматических проблем.

  8. Маслоу Абрахам Харольд

    Комментарии к записи Маслоу Абрахам Харольд отключены

    Маслоу Абрахам Харольд (1908-1970) — американский психолог, один из основоположников гуманистической психологии.

    Выдвинул концепцию целостного подхода к человеку и анализа его высших сущностных проявлений — любви, творчества, духовных ценностей и др. В противовес господствующим тогда бихевиоризму и психоанализу Маслоу полагал, что сущность человека исходно позитивна и направлена в сторону постоянного развития. В этом случае цель психологии заключается в том, чтобы «помочь человеку обнаружить в себе то, что в нём уже заложено», помочь его самоактуализации. Согласно Маслоу, эти особенности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий. Маслоу создал иерархическую модель мотивации (Пирамида потребностей Маслоу), в соответствии с которой утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности.
    Его идеи послужили созданию гуманистической психологии, предметом которой является целостный человек в его высших проявлениях, таких как самоактуализация, высшие ценности и смыслы, свобода, ответственность и др.
    Публикации
    «Мотивация и личность»
    «Психология Бытия»
    «Самоактуализированные люди: исследование психологического здоровья»

  9. Макаренко Антон Семенович

    Комментарии к записи Макаренко Антон Семенович отключены

    Антон Семенович Макаренко (1888-1939) — педагог, писатель и деятель образования.

    Антон Семенович Макаренко окончил Кременчугские педагогические курсы (1905), учительствовал на Украине (1911-1914). Окончив Полтавский учительский институт (1917), заведовал железнодорожным училищем в Крюкове и городским училищем в Полтаве. С 1920 г. руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы. В 1926 г. был переведен под Харьков, где с 1927 г. совмещал работу в колонии с организацией детской трудовой Коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, в которой работал до 1935 г. В 1935-1936 гг. заведовал отделом трудовых колоний в НКВД Украины. В 1937 г. переехал в Москву, где занимался литературной и общественно-педагогической деятельностью. В связи с разработкой педагогической проблематики затрагивал в своих трудах ряд вопросов психологии.

    Антон Семенович Макаренко автор концепции формирования личности в коллективе, взаимосвязь членов которого рассматривалась им как отношения «ответственной зависимости». Исследовал мотивационную сферу личности, механизмы формирования ее общественно ценных качеств, основную роль отводя воспитанию нравственно оправданных потребностей, то есть потребностей коллективиста. Антон Семенович Макаренко подчеркивал, что разрыв социальных связей наносит огромный вред взрослеющему человеку, а их восстановление выправляет его развитие. Считал необходимым поддерживать позитивный эмоциональный настрой воспитанников, мажорный тон их жизни, которые помогают сплачивать детей, создавать оптимистическую атмосферу в коллективе. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: «как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

    Антон Семенович Макаренко определил три стадии развития коллектива: его создание, становление и сплочение в единую организацию с системой самоуправления и сложившимися традициями. Большое внимание он уделял также вопросам семейного воспитания, структуре семьи, ее культуре, методам воспитания в семье, утверждая, что правильно воспитать ребенка легче, чем потом его перевоспитывать. Педагогические и психологические идеи Антона Семеновича Макаренко находили воплощение в практике возглавлявшихся им детских воспитательных учреждений. Его открытия оказали существенное влияние на развитие социальной педагогики, педагогической психологии и других смежных с педагогикой дисциплин, которые были практически запрещены в 30-е годы.

    При жизни Антон Семенович Макаренко подвергался критике и «справа» и «слева». В 20-е гг. его обвиняли в увлечении дореволюционной педагогикой, стремлении к утверждению авторитаризма, дисциплины, наказаний. Он не был близок и педагогам-гуманистам (П.П. Блонскому, С. Т. Шацкому и др.), которые одновременно с Антоном Семеновичем Макаренко искали пути воспитания нового человека, но не разделяли его революционной активности, увлечения коллективистскими формами. В 30-е гг. Антона Семеновича Макаренко критиковали за отступление от партийных постановлений по школе и приверженность «Декларации о единой трудовой школе» (1918), за демократизм и внедрение самоуправления. Преследования и критика продолжались и после опубликования книги «Педагогическая поэма». В 1938 г. против него развернулась кампания по обвинению в намерении исказить революционную действительность и вреде его книг для социалистического воспитания. Все эти годы вплоть до своей смерти искания Антона Семеновича Макаренко поддерживал М. Горький. После смерти Антона Семеновича Макаренко наибольший урон изучению его идей нанесла канонизация его образа в официальной педагогической теории в СССР. До середины 80-х гг. издания его трудов выходили с купюрами и значительными исправлениями. В настоящее время идеи Антона Семеновича Макаренко получили развитие во многих странах. Например, в Германии, Венгрии осуществляется углубленное исследование его творчества в целях использования его трудов в практике воспитательной работы. Основные труды Антона Семеновича Макаренко: «Книга для родителей» (совм. с Г.С. Макаренко), 1937; «Педагогические сочинения», т. 1-8, М., 1983-1986.

  10. Мамардашвили Мераб Константинович

    Комментарии к записи Мамардашвили Мераб Константинович отключены

    Мераб Константинович Мамардашвили (15 сентября 1930, Гори, Грузинская ССР, СССР — 25 ноября 1990, Москва) — советский философ, доктор философских наук (1968), профессор (1972).

    Мераб Константинович Мамардашвили родился в г. Гори (Грузия), в семье военнослужащего. В 1955 году окончил философский факультет Московского государственного университета.

    Один из основателей Московского логического кружка (с 1952 г.; в Кружок также входили Б. Грушин, А. А. Зиновьев и Г. П. Щедровицкий; позднее — Московский методологический кружок).

    Работал в Москве; в 1961-1966 гг. — в Праге в журнале «Вопросы мира и социализма»; с 1980 г. — в Грузии.

    «Сократический» характер философствования Мамардашвили наиболее полно отразился в его многочисленных лекциях (в том числе о Декарте, И. Канте, М. Прусте, сознании и др.), которые он читал в вузах Москвы и других городов. Читал лекции в университетах Франции, Германии и других стран.

    В 2001 году Мамардашвили поставили памятник в Тбилиси. Открытие памятника вызвало идеологически окрашенные уличные столкновения.

    Определение философии

    Как философ Мамардашвили настаивает на том, что имеется «реальная философия» и имеются философские системы.

    Реальная философия — это те проблемы, которыми занимается философия, перечисленные в определениях ниже.

    Философия — это:
    одно из орудий самоконструирования человека. По Мамардашвили, человек — это вне-природная, сверхприродная сущность. Сущность, которая к известным природным силам не сводится, не может быть выражена в терминах известных сил природы. Главное заключается в том, что человек саморазвивается, ему никакая природа для развития не нужна. Природа является предметом для его деятельности;

    учение о бытии. Это объяснение того, почему мир таков, почему существует человек, почему существует именно такое отношение между человеком и миром;

    учение о мышлении. У Мамардашвили между бытием и мышлением разницы, по существу, нет. Поскольку человек — мыслящее существо, а бытие — это то, где находится и действует мыслящее существо, то никакого различия нет, бытие — это и есть существование мыслящего человека;

    учение о тайне бытия. Основная тайна бытия, по Мамардашвили, — это совесть, наличие этических отношений. Различение добра и зла составляет ядро философии;

    учение о свободе и об условиях свободы;

    гигиена, которую надо соблюдать при занятиях незнанием, способ, который позволяет человеку в условиях колоссального окружающего его незнания не сходить с ума;

    машина переживания, объясняющая смысл;

    учение о вечных проблемах. Предметом философии является философия.

    Сочинения Мераба Константиновича Мамардашвили

    Формы и содержание мышления (1968)
    Анализ сознания в работах Маркса (1968)
    Проблема объективного метода в психологии (1977)
    Современная европейская философия (20век). (1979).
    Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке (совместно с А. М. Пятигорским, Иерусалим, 1982)
    Классические и неклассические идеалы рациональности (1984)
    Сознание и цивилизация (idem, idem) (1984)
    Как я понимаю философию (издание избранных работ М. К. Мамардашвили: доклады, выступления, интервью, статьи. 1990)
    Лекции о Прусте (Психологическая топология пути) Аудио-лекции (издано в 1995)
    Грузия вблизи и на расстоянии (издано в 1995)
    Необходимость себя. Введение в философию, доклады, статьи, философские заметки (издано в 1996)
    Картезианские размышления (издано в 1997)
    Кантианские вариации (фрагменты лекций, прочитанных в 1982 году в Москве; изданы в 1997)
    Стрела познания. Набросок естественноисторической гносеологии (издано в 1997)
    Лекции по античной философии (изданы в 1997)
    Эстетика мышления (лекции, прочитанные в 1986-87 гг. в Тбилисском университете, изданы в 2000)

remove adware from browser