info@syntone.ru   +7 (495) 507-8793

Тренинг-Центр Синтон

Лучшие тренинги России

Archive

  1. Лабильность

    Комментарии к записи Лабильность отключены

    Лабильность (от лат. labilis — скользящий, неустойчивый) — максимальное число импульсов, которое нервная клетка или функциональная структура может передать в единицу времени без искажений.

    Понятие «лабильность» введено русским физиологом Н. Е. Введенским (1886), который считал мерой лабильности наибольшую частоту раздражения ткани, воспроизводимую ею без преобразования ритма.

    Лабильность отражает время, в течение которого ткань восстанавливает работоспособность после очередного цикла возбуждения. Наибольшей лабильностью отличаются отростки нервных клеток — аксоны, способные воспроизводить до 500-1000 импульсов в 1 с.; менее лабильны центральные и периферические места контакта — синапсы (например, двигательное нервное окончание может передать на скелетную мышцу не более 100-150 возбуждений в 1 с.).

    Угнетение жизнедеятельности тканей и клеток (например, холодом, наркотиками) уменьшает лабильность, т. к. при этом замедляются процессы восстановления и удлиняется рефрактерный период. Лабильность — величина непостоянная. Так, в сердце под влиянием частых раздражений рефракторный период укорачивается, а следовательно, возрастает лабильность. Это явление лежит в основе т. н. усвоения ритма. Учение о лабильности важно для понимания механизмов нервной деятельности, работы нервных центров и анализаторов как в норме, так и при различных болезненных отклонениях.

    В биологии и медицине термином «лабильность» обозначают подвижность, неустойчивость, изменчивость (например, психики, физиологического состояния, пульса, температуры тела и т. д.).

    В психологии лабильность так же представляет собой неустойчивое психическое и физиологическое состояние человека.

  2. Личность

    Комментарии к записи Личность отключены

    Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке которую даёт себе сам человек.

    Основные свойства личности:

    Отличается самостоятельностью в поступках;

    Способна нести ответственность и решать проблемы;

    Контролирует поведение, обладает силой воли;

    Способна изменяться с течением времени.

    Человека как личность характеризует система обусловленных жизнью в обществе отношений, субъектом которых он является. В процессе отражения объективного мира активно действующая личность выступает как целое, в котором познание окружающего осуществляется в единстве с переживанием. Личность рассматривается в единстве (но не тождестве) чувственной сущности ее носителя — индивида и условий социальной среды. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как социально обусловленные ее элементы.

    Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания. Дети не обладают личностью, поскольку ответственность за их поступки вменяется их родителям. По мнению Л. И. Божович, можно выделить два необходимых и достаточных критерия сформировавшейся личности:

    Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определённом смысле, а именно если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.

    Способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов.

    От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчёта в том, что заставило его поступить именно таким образом, и тем не менее поступить нравственно. Таким образом, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредованное поведение, подчёркивается сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

    Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

  3. Либидо

    Комментарии к записи Либидо отключены

    Либидо (лат. libido — влечение, желание, страсть, стремление) — одно из основных понятий психоанализа, разработанного Фрейдом. Оно обозначает сексуальное желание или половой инстинкт.

    Либидо представляет собой сложный и многогранный в своем проявлении механизм, определяющий стремление к противоположному (обычно) полу. Сексуальное влечение формируется в детском возрасте в результате сложной интеграции врожденных (преимущественно биологических) качеств, психологических особенностей индивидуума и процессов воспитания. Сложность и многообразие интегрирующих факторов, формирующих либидо, зависимость его направленности и выраженности как от биологических, так и от социальных факторов, определяют чрезвычайную индивидуальность этого физиологического феномена.

    Большую роль в формировании и реализации либидо имеют органы чувств, где зрительный анализатор стоит на первом месте, особенно у мужчин. Образ желаемого сексуального объекта формируется прежде всего на основе признаков, воспринимаемых зрительным анализатором. При этом создавшийся воображаемый образ не имеет конкретного адреса, а наделен собирательными положительными качествами многих представителей противоположного пола. В формировании этого образа важное значение имеют воображение, эротические фантазии и опыт раннего эротического экспериментирования.

    Либидо рассматривается как доминирующий мотив человеческого поведения, проявляющийся в социально приемлемой форме благодаря сублимации, вытеснению и другим видам «психологической защиты»

    Одними из выражений либидо являются интерес, внимание, различного рода стимуляция. Проявление либидо в отношении какого-либо объекта определяет степень ценности этого объекта для индивида. Либидо может быть сколь угодно трансформируемо или замещаемо, но ни в коем случае не разрушено бесследно. Если либидо, связанное с одним объектом, исчезает, следует ожидать его возникновения где-то еще.

    В развитии либидо условно выделяют три стадии: платоническую, эротическую и сексуальную.

    Платоническое либидо характерно для ранних этапов развития индивидуума. Оно проявляется стремлением к противоположному полу без потребности физического удовлетворения, необходимостью оказать любимому знаки внимания, предпочтения, ухаживания. Эта фаза в большей степени характерна для женской сексуальности. Эротическое либидо характеризуется — стремлением к нежности, сексуальным ласкам, поцелуям, что также более всего характерно для женщин. Сексуальное либидо типично для мужчин и проявляется в стремлении к физической близости.

    В оптимальном варианте либидо как у мужчин, так и у женщин должно содержать в себе все три составные части.

  4. Локус Контроля

    Комментарии к записи Локус Контроля отключены

    Локус контроля (от лат. locus — место и controle — проверка) — понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним либо внешним факторам.

    Понятие локус контроля предложено американским психологом Д. Роттером. Локус контроль является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации. Для определения локус контроля создан специальный вопросник и разработан комплекс методик, позволяющий выявить закономерную связь между локус контролем и другими личностными характеристиками.

    Склонность приписывать результаты деятельности внешним факторам называется «внешний локус контроля».

    Склонность приписывать результаты деятельности внутренним факторам называется «внутренний локус контроля». Внутренними факторами здесь являются свойства личности индивида: свои усилия, собственные положительные и отрицательные качества, наличие или отсутствие необходимый знаний, умений и навыков, и т. п.

    Людей с внешним локусом контроля, склонных объяснять последствия своих поступков влиянием обстоятельств, принято называть экстерналами, поскольку ответственность за свою деятельность они приписывают исключительно внешним условиям.

    Противоположный тип — интерналы. Люди этого типа считают ответственными за результаты своей деятельности только самих себя. Даже если обстоятельства неблагоприятны, интернал не станет оправдывать себя за ошибки или неудачи.

    Например, если ученик получил неудовлетворительную оценку, то обладая внешним локусом контроля он возложит вину на внешние факторы (например «к родителям пришли гости и отвлекали меня от выполнения домашнего задания», «задание было плохо написано на доске» и т. п.), а обладая внутренним локус контролем — на внутренние (например «я не успел должным образом подготовиться к предмету», «я так и не смог найти решение задачи», «этот предмет мне неинтересен», и т. п.)

    Показано, что люди, обладающие внутренним локус контролем, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему локус контролю, напротив, проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность. Экспериментально показано, что внутренний локус контроль является социально одобряемой ценностью.

  5. Ломброзо Чезаре

    Комментарии к записи Ломброзо Чезаре отключены

    Чезаре Ломброзо (итал. Cesare Lombroso) (6 ноября 1835, Верона, Италия — 9 октября 1909, Турин, Италия) — итальянский тюремный врач-психиатр, родоначальник антропологического направления в криминологии и уголовном праве, основной мыслью которого стала идея о прирождённом преступнике.

    Чезаре Ломброзо с 1862 г. профессор Павийского университета, с 1896 г. профессор Туринского университета. Главная заслуга в криминологии Ломброзо заключается в том, что он сместил акцент изучения с преступления как деяния на человека — преступника.

    Работы Чезаре Ломброзо

    Гениальность и помешательство
    В 1863 году итальянский психиатр Чезаре Ломброзо издает свою книгу «Гениальность и помешательство» (русский перевод К. Тетюшиновой, 1892), в которой проводит параллель между великими людьми и помешанными.

    Вот что пишет Чезаре Ломброзо в предисловии книги: «Когда, много лет тому назад, находясь как бы под влиянием экстаза, во время которого мне точно в зеркале с полной очевидностью представлялись соотношения между гениальностью и помешательством, я в 12 дней написал первые главы этой книги, то, признаюсь, даже мне самому не было ясно, к каким серьезным практическим выводам может привести созданная мною теория. …»

    В своей работе Чезаре Ломброзо пишет о физическом сходстве гениальных людей с помешанными, о влиянии различных явлений (атмосферных, наследственности и др.) на гениальность и помешательство, приводит примеры, многочисленные свидетельства медицинского характера о наличии у ряда писателей психических отклонений, а так же описывает специальные особенности гениальных людей, страдавших в то же время и помешательством.

    Эти особенности заключаются в следующем:

    1. Некоторые из таких людей обнаруживали неестественное, слишком раннее развитие гениальных способностей. Так, например, Ампер в 13 лет уже был хорошим математиком, а Паскаль в 10 лет придумал теорию акустики, основываясь на звуках, производимых тарелками, когда их расставляют на стол.

    2. Многие из них чрезвычайно злоупотребляли наркотическими веществами и спиртуозными напитками. Так, Галлер поглощал громадное количество опия, а, например, Руссо — кофе.

    3. Многие не чувствовали потребности работать спокойно в тиши своего кабинета, а как будто не могли усидеть на одном месте и должны были постоянно путешествовать.

    4. Не менее часто меняли они также и свои профессии и специальности, точно мощный гений их не мог удовольствоваться одной какой-нибудь наукой и вполне в ней выразиться.

    5. Подобные сильные, увлекающиеся умы страстно предаются науке и с жадностью берутся за разрешение труднейших вопросов, как наиболее подходящих, может быть, для их болезненно-возбужденной энергии. В каждой науке они умеют уловить новые выдающиеся черты и на основании их строят нелепые иногда выводы.

    6. У всех гениев есть свой особый стиль, страстный, трепещущий, колоритный, отличающий их от других здоровых писателей и свойственный им, может быть, именно потому, что он вырабатывается под влиянием психоза. Положение это подтверждается и собственным признанием таких гениев, что все они по окончании экстаза не способны не только сочинять, но и мыслить.

    7. Почти все они глубоко страдали от религиозных сомнений, которые невольно представлялись их уму, между тем как робкая совесть заставляла считать такие сомнения преступлениями. Например, Галлер писал в своем дневнике: «Боже мой! Пошли мне хотя бы одну каплю веры; разум мой верит в тебя, но сердце не разделяет этой веры — вот в чем мое преступление».

    8. Главные признаки ненормальности этих великих людей выражаются уже в самом строении их устной и письменной речи, в не логических выводах, в нелепых противоречиях. Разве Сократ, гениальный мыслитель, предугадавший христианскую мораль и еврейский монотеизм, не был сумасшедшим, когда руководствовался в своих поступках голосом и указаниями своего воображаемого Гения или даже просто чиханьем?

    9. Почти все гении придавали большое значение своим сновидениям.
    В заключении своей книги Чезаре Ломброзо, однако, говорит о том, что на основании вышеизложенного нельзя прийти к заключению, что гениальность вообще есть не что иное как умопомешательство. Правда в бурной и тревожной жизни гениальных людей бывают моменты, когда эти люди представляют сходство с помешанными, и в психической деятельности и других есть немало общих черт — например, усиленная чувствительность, экзальтация, сменяющаяся апатией, оригинальность эстетических произведений и способность к открытиям, бессознательность творчества и сильная рассеянность, злоупотребление спиртными напитками и громадное тщеславие. Между гениальными людьми есть помешанные, и между сумасшедшими — гении. Но было и есть множество гениальных людей, у которых нельзя отыскать ни малейших признаков умопомешательства.

  6. Лу́рия Алекса́ндр Рома́нович

    Комментарии к записи Лу́рия Алекса́ндр Рома́нович отключены

    Лу́рия Алекса́ндр Рома́нович (16 июля 1902, г. Казань — 14 августа 1977) — известный советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, ученик Л. С. Выготского
    Профессор (1944), доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), действительный член Академии Педагогических наук РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1967), принадлежит к числу выдающихся отечественных психологов, получивших широкую известность своей научной, педагогической и общественной деятельностью. Окончил Казанский университет (1921) и 1-й Московский медицинский институт (1937). В 1921—1934 гг. — на научной и педагогической работе в Казани, Москве, Харькове. С 1934 г. работал в научно-исследовательских учреждениях Москвы. С 1945 г. — профессор МГУ. Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (1966—1977). В течение более чем 50-летней научной работы А. Р. Лурия внес важный вклад в развитие различных областей психологии таких как психолингвистика, психофизиология, детская психология, этнопсихология и др.

    Лурия — основатель и главный редактор «Докладов АПН РСФСР» — издания, в котором начали свои публикации представителя ряда как психологических, так и гуманитарных направлений (Московский логический кружок) послевоенной мысли в России и СССР.
    Следуя идеям Л. С. Выготского, разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

    В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.

    Создал новое направление — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал теорию локализации высших психических функций, сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств (см. Афазия) и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.
    Лурия имел высокий международный авторитет, он являлся зарубежным членом Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Он был почетным доктором ряда университетов: г. Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (Бельгия), Тампере (Финляндия) и др. Многие его работы переведены и изданы за рубежом.

    Основные публикации
    • Лурия А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. — М., 1927.
    • Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М., 1930 (в соавт. с Л. С. Выготским).
    • Лурия А. Р. Учение об афазии в свете мозговой патологии. — М., 1940.
    • Лурия А. Р. Травматическая афазия. — М., 1947.
    • Лурия А. Р. Восстановление функций после военной травмы. — М., 1948.
    • Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. — М., 1960.
    • Лурия А. Р. Лобные доли и регуляция психических процессов. — М., 1966.
    • Лурия А. Р. Мозг и психические процессы. — М., 1963, Т.1; М., 1970. Т.2.
    • Лурия А. Р. Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга. — М., 1962, 2-е изд. 1969.
    • Лурия А. Р. Психология как историческая наука. — 1971.
    • Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.
    • Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. — М., 1974.
    • Лурия А. Р. Нейропсихология памяти. — М., 1974. Т.1; М., 1976. Т.2.
    • Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М., 1976.
    • Лурия А. Р. Язык и сознание (idem). — М., 1979.
    • Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти.

  7. Лоренц Конрад Захариас

    Комментарии к записи Лоренц Конрад Захариас отключены

    Конрад Захариас Лоренц (нем. Konrad Zacharias Lorenz; 7 ноября 1903, Вена — 27 февраля 1989, Вена) — выдающийся австрийский учёный, один из основоположников этологии — науки о поведении животных, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1973, совместно с Карлом фон Фришем и Николасом Тинбергеном).

    Биографические вехи Конрада Лоренца

    Окончив медицинский факультет Венского университета, Конрад Лоренц получил диплом врача, но не занимался медицинской практикой, а посвятил себя исследованию поведения животных. В 20-е годы прошел стажировку в Англии под руководством известного биолога и философа Джулиана Хаксли. Затем приступил к самостоятельным исследованиям в Австрии.

    Конрад Лоренц член НСДАП с 1938 года. В его вступительной речи в качестве члена НСДАП он написал: «Я способен сказать, что вся моя научная работа посвящена идеям национал-социализма».

    После плена, проведенного в СССР, Лоренц существенно пересмотрел свои взгляды.

    Позже, вспоминая о периоде увлечения нацизмом, он признавался:
    За эту ошибку он дорого заплатил — после войны научное сообщество западных стран отвернулось от Лоренца, в частности — за его прежние евгенические взгляды, несмотря на изменение его мировоззрения. Более дорогую плату заплатило всё общество Германии.
    Помимо научных исследований Конрад Лоренц занимался литературной деятельностью, его книги пользуются большой популярностью и сегодня.

    Книги Конрада Лоренца

    Кольцо царя Соломона (1952)
    Человек находит друга (Человек встречает собаку) (1954)
    Эволюция и изменение поведения (1956)
    АГРЕССИЯ (так называемое «зло») (1966)
    Изучения поведения человека и животного в 2 т. (1970,1971)
    Оборотная сторона зеркала (1973)
    8 смертных грехов человечества (1974)
    Год серого гуся (1979)
    Основания этологии (1982)
    Естественная наука человеческих видов: введение в сравнительное исследование поведения — русский манускрипт (1944-1948) (1995)

  8. Леонгард Карл

    Комментарии к записи Леонгард Карл отключены

    Леонгард Карл (1903—1988) — выдающийся немецкий психиатр.
    Специалист в области психологии акцентуированных личностей. Разработал типологию акцентуированных личностей. Автор работы «Акцентуированные личности», где он на материале анализа художественной литературы дал иллюстрации акцентуированным типам личности.
    Монография состоит из двух частей. В первой части дан психологический и клинический анализ акцентуированных личностей, то есть людей со своеобразным заострением свойств личности и особым реагированием. Вторая часть является как бы иллюстрацией к первой, то есть в ней проводится характеристический анализ героев классических произведений мировой литературы свыше тридцати писателей: Толстого, Достоевского, Гоголя, Шекспира, Сервантеса, Бальзака, Гёте, Стендаля и др.
    В данной типологии было выделено десять чистых типов и ряд промежуточных. По своему происхождению выделенные типы имеют разную локализацию.

    К темпераменту, как природному образованию, Леонгардом были отнесены такие типы, как:
    • гипертимный (желание деятельности, погоня за переживаниями, оптимизм, ориентированность на удачи);
    • дистимический (заторможенность, подчеркивание этических сторон, переживания и опасения, ориентированность на неудачи);
    • аффективно-лабильный (взаимная компенсация черт, ориентированность на различные эталоны);
    • тревожный (боязливость, робость, покорность);
    • аффективно-экзальтированный (воодушевление, возвышенные чувства, возведение эмоций в культ);
    • эмотивный (мягкосердечие, боязливость, сострадание).

    К характеру, как социально обусловленному образованию, были отнесены такие типы, как:
    • демонстративный (самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я как на эталон);
    • педантичный (нерешительность, совестливость, ипохондрия, боязнь несоответствия Я идеалам);
    • застревающий (подозрительность, обидчивость, тщеславие, переход от подъема к отчаянию);
    • возбудимый (вспыльчивость, тяжеловесность, педантизм, ориентированность на инстинкты).
    Наконец, к личностному уровню были отнесены типы:
    • экстравертированный;
    • интровертированный

    Особо стоит обратить внимание на то, что определения экстраверсии и интроверсии по Леонгарду находятся в противоречии с другими распространёнными определениями данных терминов (по Айзенку, по Майерс и Бриггс, в соционике). Экстраверт по Леонгарду — это конформист, восприимчивый к влиянию среды, в то время как интроверт — личность волевая, с чёткими ценностями, по которым не боится противопоставлять себя среде. Для сравнения, Айзенк связывает экстраверсию с общительностью и инициативностью, интроверсию — с замкнутостью и сдержанностью.
    По всей видимости, такое толкование не случайно. Ещё автор данных терминов Карл Густав Юнг, будучи (по его собственной классификации) мыслительным интровертом, в некоторых фрагментах своих работ примешивал к определению интроверсии также некоторые черты мыслительных типов — и наоборот, к определению экстраверсии — также некоторые черты этических (переживающих) типов. Леонгард же просто перенёс акцент именно на логику и этику, причём в их наиболее экстремальных проявлениях.
    В связи с тем, что не только в России, но и во многих других странах психологи опираются на трактовку данных терминов по Айзенку, а психиатры — по Леонгарду, такое терминологическое расхождение создаёт проблему в нахождении общего языка между ними.

  9. Левин Курт

    Комментарии к записи Левин Курт отключены

    Левин Курт (1890—1947) — германо-американский психолог. Был близок к гештальт-психологии. Выступил с критикой ассоциативной концепции аффективно-волевых актов и учения Н.Аха о детерминирующих тенденциях. Используя физическое понятие “поле” и принципы описания, принятые в топологии, разработал концепцию динамической системы поведения, которая находится под напряжением, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Согласно учению Левина о мотивации, мотивами являются объекты — различные районы “жизненного пространства”, в которых индивид испытывает потребность, или квазипотребность — намерение. Сами объекты окружающей среды приобретают при этом мотивационную силу и утрачивают ее, когда потребность (или квазипотребность) удовлетворена. Левин отвергал представление о том, что потребность является биологически предопределенной константой, а энергия и динамика мотива замкнуты в пределах индивида. Левин разработал экспериментальные методики изучения мотивации, в частности уровня притязаний, запоминания законченных и незаконченных действий и др. Психологическое “пространство” он изображал с помощью графических символов, разделяя его границами и барьерами на районы, изменяющие свои формы. Им была разработана также особая геометрическая модель для описания векторов движения субъекта в психологическом поле и его представления о том, “что ведет к чему?” В дальнейшем Левин создал новую исследовательскую программу, отразившую актуальные социальные запросы. От анализа индивидуальной мотивации он перешел к изучению групповой динамики, трактуя группу как динамическое целое, сплачиваемое взаимодействующими внутри ее силами. Это потребовало от Левина и его сотрудников экспериментального изучения лидерства, конфликта и других социально-психологических проблем, возникающих в группе.

    Публикации
    • Динамическая психология
    • Разрешение социальных конфликтов

  10. Леонтьев Алексей Николаевич

    Комментарии к записи Леонтьев Алексей Николаевич отключены

    Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979) — советский психолог.
    Разрабатывая в 20-х гг. совместно с Л.С.Выготским и А.Р.Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание и память) как процесс “вращивания”, интериоризации внешних форм орудийно-опосредованных действий во внутренние психические процессы (“Развитие памяти”, 1931). Опираясь на идеи культурно-исторической теории, выдвинул и детально разработал общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся одним из влиятельных теоретических направлений в советской и мировой психологии. Содержание этой концепции тесно связано с проведенным Леонтьевым анализом развития психики в фило- и онтогенезе, раскрывающим механизмы происхождения сознания и его роли в регуляции деятельности человека (“Проблемы развития психики”, 1959). На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры деятельности (деятельность — действие — операция — психофизиологические функции), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив — цель — условие), изучался широкий круг психических явлений (восприятие, мышление, память, внимание и др.), среди которых особое внимание уделялось анализу сознания (выделение значения, смысла и “чувственной ткани” в качестве главных его компонентов) и личности (трактовка ее базовой структуры как иерархии мотивационно-смысловых образований). Концепция деятельности Леонтьева стимулировала рост многочисленных исследований в различных отраслях психологии (общей, детской, педагогической, медицинской, социальной и др.), в свою очередь обогащавших ее новыми данными. Дальнейшее развитие этой концепции, согласно Леонтьеву, ориентировано на создание целостной системы психологии как “науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности в процессах деятельности” (“Деятельность. Сознание. Личность”, 1975).

remove adware from browser