info@syntone.ru   +7 (495) 507-8793

Тренинг-Центр Синтон

Лучшие тренинги России

Archive

  1. Интроспективная Психология

    Комментарии к записи Интроспективная Психология отключены

    Интроспективная психология [лат. introspecto — гляжу внутрь, всматриваюсь] — ряд направлений в психологии, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания. Истоки интроспективной психологии восходят к учению Р. Декарта — Дж. Локка о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, а именно, путем внутреннего созерцания, или внутреннего опыта, объектом которого служат психические образы, мысли, переживания.

    В период формирования психологии как самостоятельной науки метод интроспективной психологии стал руководящим для немецкого психолога В. Вундта и его школы, соединивших интроспекцию, под которой имелось в виду внутреннее восприятие субъектом осознаваемых им психических процессов, с экспериментальным методом. При этом предполагалось, что ненадежность обычного («ненаучного») самонаблюдения может быть преодолена путем специальной тренировки испытуемых, у которых вырабатывается навык самоотчета о том, что они непосредственно осознают в момент предъявления раздражителя.

    Сведения, о которых они сообщали, оценивались как научные факты лишь в том случае, если при постоянных внешних раздражителях возникали одни и те же субъективные феномены. На этом основании за структурные элементы психики были приняты ощущения, их копии — образы памяти и простейшие чувства. Эти «атомы» чувственной «ткани» сознания изучались с точки зрения их качества, интенсивности и др. Наиболее последовательно и прямолинейно отстаивал подход интроспективной психологии американский психолог Э. Б. Титченер.

    Другой вариант интроспективной психологии представлен немецким философом Ф. Брентано и его последователями (К. Штумпф, Т. Липпс, О. Кюльпе), которые усматривали задачу психологии в том, чтобы непредвзято реконструировать переживаемое индивидом во всей полноте и конкретности. Эта установка повлияла на программу Вюрцбургской школы, которая, не ограничивая интроспекцию отчетом о непосредственных раздражителях, соединила ее с ретроспекцией — последующим воспроизведением того, что прежде испытывалось субъектом при решении им интеллектуальных задач. Против Вундта выступила также гештальтпсихология, подвергшая критике «атомизм» его схемы и использовавшая свидетельства сознания для доказательства целостности психического образа.

    Интроспективная психология выдвигая субъективный метод как единственное средство изучения психической реальности (в отличие от физической), отождествила эту реальность с данными самонаблюдения, вследствие чего сознание оказалось противопоставленным остальному миру и по своей сущности, и по познаваемости. Интроспективная психология была подвергнута острой критике сторонниками бихевиоризма и психоанализа.

    Интроспективная психология — течение в психологии, признающее основным методом исследования интроспекцию, а также ряд психологических направлений, имеющих свои истоком учения Р. Декарта и Дж. Локка, основанных на постулате о не опосредованности субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследования психических процессов.

    При этом «чужое» сознание рассматривается как специально реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с внешними их проявлениями, строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения.

    К интроспективной психологии можно отнести школу В. Вундта, структурную психологию Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, Вюрцбургскую школу, а также Л. М. Лопатина, Г. И. Челпанова.

  2. Индивидуальная Психология

    Комментарии к записи Индивидуальная Психология отключены

    Индивидуальная психология — (адлерианская психология adlerianpsychology). — была создана Альфредом Адлером. Обращена к неделимости личности на элементы, к человеку во всей его полноте.

    Исходные положения индивидуальной психологии

    Теория Адлера основывается на следующих исходных положениях:

    1. Все органы и функции человека в индивидуальной психологии рассматриваются с точки зрения обслуживания потребностей человека как целостной системы.

    2. Поведение людей не предопределено, они не являются жертвами своего прошлого, своей наследственности или своей окружающей среды. Люди имеют выбор и делают его. Теория учит личной ответственности.

    3. Все поведение является целенаправленным и лучше всего может быть понято на основе целевых стремлений или тенденций конкретного человека или на основе его неповторимой траектории движения (к цели). Личность всегда находится в процессе становления. По замыслу, это движение к цели способствует изменению положения человека с «минуса на плюс».

    4. Поскольку люди могут выбирать, в индивидуальной психологии они рассматриваются как проактивные, а не только как реактивные существа. Они способны осознавать события, оценивать их и делать соотв. выводы.

    5. Люди не просто приспосабливаются к своему окружению, событиям или стимулам. Они могут создавать и частично или полностью изменять эти стимулы — объективно или субъективно.

    6. Люди воспринимают мир субъективно, поэтому, чтобы понять конкретного человека «мы должны быть способны видеть его глазами и слышать его ушами» (А. Адлер).

    7. Индивидуальная психология — это социальная психология. Все поведение должно пониматься в рамках социальной среды. Люди изменяют свое положение, как это описывалось в ранней гештальт-психологии, в феноменальном поле. Индивидуальную психологию часто характеризуют как теорию поля.

    8. Адлер представил миру психологию ценностей. Наивысшая ценность — идеальная ценность для людей — заключается в социальном интересе, который многими понимается как переформулирование на языке психологии таких религиозных заповедей, как «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» и «Не отделяй себя от народа своего». Многое в мыслях и практике Адлера относится к нормам человеческого общежития.

    9. Индивидуальную психологию можно охарактеризовать как идиографическую психологию. Номотетические описания могут использоваться в целях обучения, однако всякий раз, когда Адлер позволял себе такие формулировки, он предостерегал своих учеников: «Впрочем, все может быть совсем иначе».

    10. Индивидуальная психология — скорее психология пользования, чем психология владения. Она функциональна, динамична. Адлерианцы, кроме как в эвристических целях, не прибегают к категоризации. Диагностическая номенклатура не слишком созвучна адлерианской практике.

  3. Интуиция

    Комментарии к записи Интуиция отключены

    Интуиция (от лат. intueri — пристально, внимательно смотреть) — способность мысленно оценивать ситуацию и, минуя рассуждения и логический анализ, моментально принимать правильные решения на основе накопленного ранее жизненного опыта, а также под влиянием родовой и генетической наследственности. Интуиция может возникнуть как в результате напряженного раздумывания над решением вопроса, так и без него.

    Процесс формулировки интуитивного решения протекает в подсознании. Интересный подход к интуиции предлагается в психологической концепции К. Юнга. В ней интуиция рассматривается как одна из ведущих функций личности, определяющая отношение человека к самому себе и окружающему миру, способ принятия им жизненно-важных решений. Интуиция — способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств. Еще одно трактование интуиции — это прямое постижение умом истины, не выведенное логическим анализом из других истин и не воспринимаемое через органы чувств.

    Интуиция трактуется и как специфическая способность — например, художественная или научная интуиция, и как «целостное охватывание» условий проблемной ситуации — чувственная интуиция, интеллектуальная интуиция, и как механизм творческой деятельности — творческая интуиция. Научная психология рассматривает интуицию как необходимый, внутренне обусловленный природой творчества момент выхода за границы сложившихся стереотипов поведения и, в частности, логических программ поиска решения задачи. Так называемое «непосредственное» интуитивное знание обычно опосредствовано опытом практической и духовной деятельности человека, что собственно и позволяет говорить о профессиональной интуиции как необходимой составляющей профессионального творчества.

    Роль интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Интуиция представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — истина.

  4. Интроспекция

    Комментарии к записи Интроспекция отключены

    Интроспекция (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов. Интроспекция представляет собой углубленное исследование и познания человеком актов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание, и т. п.

    В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р. Декарта, который указывал о непосредственном характере познания собственной душевной жизни, и Дж. Локка, разделившего человеческий опыт на внутренний, касающихся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир. В качестве самостоятельных вариантов этого метода можно выделить интроспекцию аналитическую, систематическую и феноменологическое самонаблюдение.

    Аналитическая интроспекция разработана в школе Э. Титченера. Характеризуется стремлением полного расчленения чувственного образа на составные элементы.

    Систематическая интроспекция разработана в Вюрцбургской школе. Характеризуется ориентацией на отслеживание основных стадий процесса мышления.

    Феноменологическая интроспекция характеризуется ориентацией на описание психических феноменов в их непосредственности и целостности «наивным испытуемым». Этот метод, находит свои истоки в методе «внутреннего восприятия», разработанном Ф. Брентано.

    Интроспекция долгое время была главным методом исследования психических состояний и содержания сознания человека. Преимуществом метода интроспекции считалось то, что интроспекция поставляет психологические факты в чистом виде, без искажений: и любое чувство, которое испытывает человек, независимо от его объективной обусловленности или причины, есть истинный психологический факт. Но делая отчет по памяти даже о только что пережитом опыте, человек неизбежно его искажает, ибо направляет внимание только на определенные его стороны. Особенно сильно искажающее внимание наблюдателя, который знает, что именно он ищет. Так практика применения и углубленное обсуждение интроспекции обнаружили ряд фундаментальных недостатков этого метода, столь существенных, что они поставили под сомнение метод в целом. Уже в начале ХХ века, в связи с изменением и расширением объекта и предмета психологии, появлением новых направлений в психологии, интроспекцию объявили методом идеалистическим, субъективным и ненаучным.

    Тем не менее интроспекция всегда присутствовала в исследованиях психологов в форме самонаблюдения.

  5. Инсайт

    Комментарии к записи Инсайт отключены

    Инсайт (от англ. insight — постижение, озарение) — внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.

    Понятие инсайт введено в 1925 г. В. Келером. В опытах Келера с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия и просто разглядывали предметы вокруг, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению. В дальнейшем понятие инсайт использовалось К. Дункером и М. Вертгеймером в качестве характеристики человеческого мышления, при котором решение достигается путем мысленного постижения целого, а не в результате анализа.

    Кроме того, психологи употребляют термин инсайт для описания такого явления, при котором человек испытывает озарение, скорее относящееся к категории воспоминаний, но отличное от последнего тем, что формируется не просто мысленный образ, но и все ощущения различных модальностей, присущие тому воспоминанию. Инсайт также отражает такое явление, когда человек может вспомнить часть своего бессознательного детства, включая момент рождения. Термин инсайт может использоваться в значении внелогического прозрения. В некоторых медитативных практиках, а также при приёме сильнодействующих препаратов, человек может получить убеждения по свойствам предмета или материала без получения какой бы то ни было достоверной информации о нём.

    Глубина инсайта может быть различной. Первый уровень — преимущественно интеллектуальное понимание: в сознании пациента возникает связь между своим состоянием и психотравмирующими факторами. Второй уровень инсайта — осознание пациентом связи между патогенной ситуацией и особенностями личности, позволяющее прояснить существование и содержание внутриличностного конфликта. Третий уровень инсайта — осознание связи между стереотипами личностного реагирования и внутриличностным конфликтом, психологической защитой, связанными с нарушенной системой отношений, сформировавшейся в процессе развития личности на разных жизненных этапах.

    Инсайт относительно собственной проблемы обычно достигается в ходе психотерапии в результате проработки этой проблемы.

  6. Интроверт

    Комментарии к записи Интроверт отключены

    Интроверт — человек, психический склад которого характеризуется сосредоточенностью на своем внутреннем мире, замкнутостью, он обращен на самого себя. Интроверты считают свои интересы самыми важными, придают им высшую ценность; для них характерна социальная пассивность и склонность к самоанализу.
    Интроверт с удовольствием исполняет возложенные на него обязанности, но не любит ответственности за конечные результаты.

    Самая важная отличительная черта интровертов заключается в источнике энергии: интроверты черпают энергию из своего внутреннего мира идей, эмоций и впечатлений. Они консервируют энергию. Внешний мир быстро вводит их в состояние перевозбуждения, и у них появляется неприятное ощущение, когда чего-то «чересчур много». Это может проявляться в издерганности или, наоборот, в апатии. В любом случае им необходимо ограничивать социальные контакты, чтобы не оказаться полностью опустошенными. Тем не менее интровертам нужно дополнить время, проведенное в одиночестве, временем, когда они выходят во внешний мир, иначе они могут потерять ощущение перспективы и взаимосвязи с другими людьми. Интроверты, способные уравновесить энергетические потребности, обладают стойкостью и упорством, могут смотреть на вещи независимо, глубоко сосредоточиваться и творчески работать.

    Интроверты подобны электрической батарее с подзарядкой. Им необходимо периодически останавливаться, переставать тратить энергию и отдыхать, чтобы зарядиться снова. Именно возможность зарядиться и обеспечивает интровертам менее возбуждающая обстановка. В ней они восстанавливают энергию.

    Наиболее известно понятие интроверта, принадлежащее Карлу Густаву Юнгу и Гансу Юргену Айзенку. Согласно Юнгу, интроверт, предпочитает размышления и воображение операциям с реальными внешними объектами. Интроверт — тип личности (или поведения), ориентированный вовнутрь или на себя.

    Для интровертов характерно поведение, больше связанное с комфортным одиночеством, внутренними размышлениями и переживаниями, творчеством или наблюдением за процессом. Интроверт может быть превосходным ученым, исследователем, наблюдателем, писателем или индивидуальным предпринимателем. Интроверту комфортно трудиться и в одиночестве.

    Типичный интроверт по Айзенку, спокоен, застенчив, отдалён от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всём и держит свои чувства под строгим контролем.

  7. Интеллект

    Комментарии к записи Интеллект отключены

    Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения.

    Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. На сегодняшний момент принято считать, что существует общий интеллект как универсальная психическая способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство неравной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью.

    Уровень интеллекта возможно развить, как повысить так и понизить. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задаче выживания: выживание — основная задача человека, остальные для него — лишь вытекающие из основной, или к задачам в какой-либо области деятельности. Влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у homo sapiens выделило его из Animalia и стало началом развития социума, а затем и человеческой цивилизации.

    Интеллект, как способность, обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способность познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной и т. д.

    Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

    Пытливость — стремление разностороннее познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.

    Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.

    Гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления.

    Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей.

    Доказательность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности

    Показателем развития интеллекта является несвязанность субъекта внешними ограничениями, отсутствие у него ксенофобии — боязни нового, непривычного.

    Различное содержание деятельности требует развития определённых интеллектуальных способностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации.

    Существенное качество ума индивида — предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.

    Развитие отдельных качеств интеллекта определяется как генотипом данного вида, так и широтой его жизненного опыта. В некоторых социальных режимах формируется так называемое «целевое мышление» — сфера мышления индивида сужается до крайне ограниченных житейских пределов. В групповом мышление начинают преобладать расхожие стереотипы, шаблонные ориетации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации в содержании интеллекта. Возможны деформации и в структуре интеллекта, в его организации. Негативным качеством интеллекта является ригидность мышления — его негибкость, предвзятое отношение к явлению, преувеличение чувственного его впечатления, приверженность к шаблонным оценкам.

    Интеллект является относительно устойчивой структурой умственных способностей индивида.

  8. Индивидуализм

    Комментарии к записи Индивидуализм отключены

    Индивидуализм (фр. individualisme, от лат. individuum — неделимое) — моральное, политическое и социальное мировоззрение (философия, идеология), которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость и исповедует принцип «полагаться на самого себя». Индивидуализм противопоставляет себя идее и практике подавления личности, в особенности если это подавление производится обществом или государством.

    Индивидуализм не характерен для примитивных, архаических обществ, где индивиды ещё настолько неразвиты и незрелы, что непосредственно принадлежат своему социальному целому как несамостоятельные его частицы. Часто встречается утверждение, что свои лучшие черты индивидуализм проявляет только в нравственно развитом обществе.

    Индивидуализм включает следующие представления и идеи:

    все ценности (прав человека, свободы, демократии, справедливости) являются личностно-центрированными,

    в моральном и правовом отношении все индивиды равны и равноценны в своих правах и обязанностях перед сообществом,

    естественная природа человека дает основание для веры в изначальную доброту и порядочность человека,

    никто и ничто не может никогда использовать индивида как средство для достижения целей других членов или структур сообщества,

    каждый индивид обладает свободой выбора,

    сообщество является средством для развития и реализации индивида, а не наоборот.

    Индивидуализм ориентирован на социальную защиту прав человека в самоорганизации своей частной жизни, на его самостоятельность и самодостаточность как члена сообщества, на его самоощущение как независимой личности, на его способность противостоять внешним влияниям («дурной» среде, политико-идеологическим требованиям, авторитаризму власти, групповому давлению, криминальному насилию и т. п.).

    Индивидуализм — тип мировоззрения, сутью которого является в конечном счёте абсолютизация позиции отдельного индивида в его противопоставленности обществу, причём не какому-то определённому социальному строю, а обществу вообще. Индивидуализм проявляется как в реальной жизненной позиции — в моральном поведении, так и в различных концепциях — этической, философской, идеологической, политической и т. п.

  9. Индукция

    Комментарии к записи Индукция отключены

    Индукция (от лат. inductio — выведение) — процесс логического вывода на основании перехода от частных положений к общим. Среди наиболее важных законов индукции выступают правила доказательства, связывающие причину и следствие:

    всегда, когда возникает причина, возникает и феномен (следствие);

    всегда, когда есть феномен (следствие), ему предшествует причина;

    если варьирует причина, варьирует и феномен;

    если причина имеет дополнительные свойства, то и феномен приобретает дополнительные свойства.

    Термин индукция впервые встречается у Сократа. Но индукция Сократа имеет мало общего с современной индукцией. Сократ под индукцией подразумевает нахождение общего определения понятия путём сравнения частных случаев и исключения ложных, слишком узких определений.

    Индукция — это когда от отдельных случаев мы переходим к общему суждению. Индукция — это умозаключение, дающее вероятное суждение. Полная индукция — это такое умозаключение, когда общее заключение о всех элементах данного класса делается на основании рассмотрения каждого элемента этого класса. Полная индукция дает достоверное заключение, поэтому она применяется в математических и иных строгих доказательствах. Неполная индукция — это когда мы рассматриваем не все случаи изучаемого явления, а заключение делаем для всех.

    Первый вид — индукция через простое перечисление — на основании повторяемости одного и того же признака у ряда однородных предметов и отсутствия противоречащего случая делается общее заключение, что все предметы этого рода обладают этим признаком. Пример: считали, что все лебеди белые, пока не встретили черного лебедя.

    Второй вид — индукция через анализ и отбор фактов — стремление исключить случайность обобщений, т. к. изучаются планомерно отобранные и наиболее типичные предметы разнообразные по времени, способу получения и т. д. Пример: для определения качества рыбных консервов берут банки из разных партий и разных холодильников.

    Третий вид — научная индукция — это умозаключение, в котором на основании познания необходимых признаков делается общее заключение обо всех предметах данного класса. Дает достоверный вывод, опирается на всесторонность анализа фактов.

    Психология изучает развитие и нарушения индуктивных рассуждений. Движение от единичного к общему знанию анализируется в его обусловленности всеми психическими процессами, строением мыслительной деятельности в целом. Примером экспериментальных исследований индуктивных рассуждений являются опыты с образованием искусственных понятий.

  10. Индивидуальность

    Комментарии к записи Индивидуальность отключены

    Индивидуальность (от лат. indiduum — неделимое, особь) — понятие, обозначающее в экспериментальной психологии уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.

    Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности.

    Индивидуальность — неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры. Человек многогранен: в нем есть и животное начало (организм), и социальное (личность), но в нем есть и чисто человеческие качества (индивидуальность). Индивидуальность — это то, что отличает человека от животного и социального мира.

    Индивидуальность дает возможность проявиться человеку как свободному, независимому существу (И. Кант). В индивидуальности человека скрыт источник его деяний. Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек. Человеческая индивидуальность рассматривается как высокий уровень развития человека в онтогенезе.

    Деформация индивидуальности может проходить по нескольким направлениям: во-первых, это может быть развитие всех сфер в интересах человека; во-вторых, — развитие этих сфер в интересах общества и человека; в-третьих, — изменение их в интересах только общества (или государства), но не человека; наконец, в-четвертых, — их изменение в интересах определенных групп.

    В то же время индивидуальность человека во многом не зависит от того, в каком обществе (коллективе) находится человек. Его опыт, интеллект, сформировавшиеся сферы в данный конкретный момент не зависят уже от обстоятельств, поэтому индивидуальность во многом носит черты постоянства, в какой-то мере абсолютности. Поэтому когда говорят о подчинении личных (а точнее, индивидуальных) интересов общественным, то это не выдерживает испытания жизнью. Происходит разрушение и индивидуальности, и личности.

    Индивидуальностью человек не рождается, а становится ею в ходе своей жизни, в результате воспитания и самовоспитания. Об индивидуальности можно говорить тогда, когда человек осознает уникальность себя и своей жизни и, чувствуя свою неповторимость, сам реализует свое будущее, чтобы как можно более полно раскрыть свои возможности. А это требует как понимания самого себя и активного отношения к своей жизни, так и предоставление обществом возможностей для самостоятельного выбора целей и средств жизнедеятельности.

remove adware from browser