info@syntone.ru   +7 (495) 507-8793

Тренинг-Центр Синтон

Лучшие тренинги России

Archive

  1. Харьковская Психологическая Школа

    Комментарии к записи Харьковская Психологическая Школа отключены

    История и состав Харьковской психологической школы

    К нач. 1930-х гг. идеологическая атмосфера в Москве начала сгущаться. Относительно безопасней было на периферии. Это стало главным мотивом отъезда (бегства) ученых из Москвы. Первым приютом в Харькове для Лурия, Леонтьева, Запорожца оказалась Всеукраинская психоневрологическая академия (Харьков в те годы был столицей Украины).

    Харьковская психологическая школа зародилась в 1932 г. когда группа московских психологов, учеников Выготского (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Т. О. Гиневская, Л. И. Божович) переехала в столицу Украины того времени, Харьков, где была дополнена примкнувшими к ней местными психологами (такими как П. И. Зинченко, П. Я. Гальперин, В. И. Аснин, Г. Д. Луков, а затем и К. Е. Хоменко, В. В. Мистюк, Л. И. Котлярова, Д. М. Дубовис-Арановская, Е. В. Гордон, Г. В. Мазуренко, О. М. Концевая, А. И. Розенблюм, Т. И. Титаренко, И. Г. Диманштейн, Н. Н. Соломах[ин?]а и Ф. В. Бассин). Леонтьев в своей автобиографии указывает, что в 1936-37 годах Харьковская психологическая школа насчитывала 15 сотрудников.

    Представители Харьковской психологической школы работали и развивали идеи Л. С. Выготского в 30-е гг. (примерно с 1931 по 1941 г.) в ряде учебных и научных учреждений Харькова, таких как Украинская психоневрологическая академия (в прошлом Украинский научно-исследовательский психоневрологический институт), Украинский научно-исследовательский институт педагогики, Харьковский государственный педагогический институт им. Г. С. Сковороды, Харьковский педагогический институт иностранных языков. Леонтьев принимал непосредственное участие в работе Харьковской психологической школы в период с 1931 по 1935 г.: в 1935 г. Леонтьев вернулся в Москву, в то время как заведование кафедрой психологии педагогического института, центральной организации школы, взял на себя Запорожец. Исследования этого периода легли в основание психологической теории деятельности. Лурия продолжал исследования аффективной сферы и в 1937 г. защитил в Харькове докторскую диссертацию. На методах и результатах исследований продолжало сказываться влияние Выготского, труды которого к середине 1930-х гг. были запрещены. После перерыва, вызванного войной (1941-1945) многие исследования продолжились в Москве и Харькове.

    Научный вклад Харьковской психологической школы

    Основные направления исследований в Харьковской психологической школе включали эмпирические исследования таких разнообразных психических явлений и процессов, таких психических действий как:

    простейшие орудийные действия ребенка (Гальперин);

    сенсорные действия, в т. ч. цветочувствительность кожи ладони (Аснин, Запорожец, Леонтьев);

    двигательные навыки, в т. ч. формируемые неосознанно (Аснин);

    умственные действия, формируемые в контексте наглядно-действенного и логического мышления (Аснин, Запорожец, Хоменко);

    формирование образа в условиях активного и пассивного осязания (Гиневская, Котлярова);

    мнемические действия при произвольном и непроизвольном запоминании (Зинченко);

    генезис эстетического восприятия у детей (Арановская, Запорожец, Хоменко, Концевая, Титаренко);

    осознание речи в процессах игры у дошкольников (Луков);

    формирование понятийного мышления у детей (Концевая).

    История Харьковской психологической школы и отношение ее исследований этого периода к идеям Л. С. Выготского представляют собой в известной степени «белое пятно» в историографии психологии. Некоторые работы Харьковской психологической школы либо публиковались в малодоступных и малотиражных сборниках тех лет (главным образом, на украинском языке), либо остались неопубликованными. В настоящее время в связи с возросшим интересом в мировой психологии к традиции культурно-исторической психологии Выготского и интенсивным поиском своих оснований и направлений развития деятельностной психологии и теории деятельности А. Н. Леонтьева представляется необходимым реконструировать этот этап развития отечественной психологической науки во всей его полноте.

    Послевоенный период и до наших дней

    Все исследования были прерваны началом Великой Отечественной войны. После войны значительная часть Харьковской психологической школы переехала в Москву, в то время как оставшиеся в Харькове П. И. Зинченко, В. И. Аснин и их сотрудники продолжали интенсивные исследования в области психологии памяти, инженерной психологии и развивающего обучения (известная также как система Эльконина-Давыдова) на базе Харьковского педагогического института им Г. С. Сковороды (под руководством Аснина), а также Харьковского педагогического института иностранных языков и Харьковского университета (под руководством Зинченко, позднее Г. К. Середы). 5 сентября 2000г. был создан факультет психологии (деканом, которго по сегодняшний день является Лактионов А. Н.)

  2. Холотропная Терапия

    Комментарии к записи Холотропная Терапия отключены

    Холотропная терапия (от греч.: holos — целый и tropos — направление, поворот) — теория и практика психотерапии и самоисследования в измененных состояниях сознания, разработанная Станиславом и Кристиной Гроф. Процедура холотропной терапии, направленной на активизацию бессознательного содержания психики, предполагает использование интенсивного дыхания, прослушивание специально подобранной музыки и работу с собственным телом.

    Главная цель холотропной терапии заключается в активизации бессознательного материала, разблокировании энергии, сдерживаемой в эмоциональных и психосоматических симптомах, и в обращении стационарного энергетического баланса в поток переживаний.

    Пациентам, предлагается проследовать за потоком энергии и опыта, куда бы он ни вел, глубоко веря, что процесс сам найдет свой путь на благо пациента. При интенсивном дыхании и специально организованном музыкальном воздействии (музыка активизирует актуальные глубинные переживания, помогает полному включению пациента в терапевтический процесс, способствует непосредственному эмоциональному отреагированию), по мере нарастания напряжений и их постепенном исчезновении, полезно представлять усиление давления при каждом вдохе и освобождение на выдохе. В это время у пациента могут возникать разнообразные мощные переживания — повторное проживание важных биографических событий детства или более поздней жизни, различные аспекты памяти биологического рождения. В идеале не надо делать ничего, кроме поддержания определенной схемы дыхания и полного раскрытия всему, что бы ни происходило. В таких «очищающих» переживаниях происходит спонтанная и самопроизвольная интеграция проявившегося материала с сознанием, которая приводит, с точки зрения С. Грофа, к глубокой трансформации личности за короткий срок. При этом пациент заканчивает процесс в полностью разрешившемся, релаксированном состоянии глубоко духовного характера.

    В холотропной терапии иногда применяется сфокусированная работа тела. Какова бы ни была природа и локализация проблемы, пациенту предлагают акцентуировать симптом. Остальным частям тела при этом позволяется выражать все, к чему есть спонтанная тенденция. Пациента следует поощрять к полной отдаче возникающим ощущениям и эмоциям, к поискам подходящего способа их выражения — звуками, движениями, позами, гримасами. Другой важный аспект работы тела в холотропной терапии — использование поддерживающего физического контакта.

    В большинстве случаев холотропных сеансов постепенно нарастают эмоциональное и физическое проявления, достигают своей высшей точки и неожиданно ослабляются (разрешаются). После разрешения дыхание становится замедленным. Следует полежать спокойно некоторое время, пока все не придет в норму. На этом сеанс оканчивается.

    Являясь методом сильного эмоционального высвобождения, холотропная терапия подвержена известной критике, относящейся к любым техникам, опирающимся на теорию катарсиса. Серьезную проблему для холотропной терапии, с одной стороны, представляет теоретическое подкрепление тезиса о спонтанной целительной деятельности бессознательного в измененных состояниях сознания. С другой стороны, несмотря на стремление к самопроизвольному катарсису, холотропная терапия включает ряд психотехнических факторов, которые могут программировать внутренний опыт субъекта.

    В целом холотропная терапия обладает не только высоким психотерапевтическим потенциалом, но и направлена на самопознание, духовный рост личности. Трансперсональные переживания, возникающие в измененных состояниях сознания, значительно обогащают внутренний опыт человека, способствуют его духовной трансформации и личностному развитию.

  3. Хорни Карен

    Комментарии к записи Хорни Карен отключены

    Карен Хорни (англ. Karen Horney, правильно фамилия произносится [хо́рнай]; 16 сентября 1885 — 4 декабря 1952) — американский психолог норвежско-датского происхождения.

    Разделяя основные положения психоанализа о решающей роли бессознательного и антагонизме природного и социального, Хорни акцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности. Некоторые положения теории Хорни легли в основу неофрейдизма. Как и Фрейд, она придавала огромное значение пережитому в детстве и детским переживаниям. Основу мотивации человека она усматривала в чувстве беспокойства, которое заставляет человека стремиться к безопасности, и в котором заключена потребность в самореализации.

    Карен Хорни переехала в США из Германии в 1932 году для работы в Чикагском психоаналитическом институте. В результате ей удалось проанализировать в какой мере культурная среда влияет на образование невротического поведения: «тогда я увидела, что отношения между людьми и неврозы в этой стране [США] во многом отличаются от тех, которые я наблюдала в Европейских странах. И что объяснить это может лишь различие в цивилизациях» [Карен Хорни — Наши внутренние конфликты].

    Невроз формируют воздействие окружающей социальной среды и разрушение человеческих взаимоотношений. Ортодоксальный психоанализ же ориентируется на генетические и инстинктивные причины (например, подавление [культурой] инстинктов приводит к формированию невроза [пример — Эдипов комплекс]). В результате меняется смысл терапии. Цель ортодоксального психоанализа — помочь справиться со своими инстинктами. По Хорни цель терапии состоит в восстановлении отношений с людьми и собой, поиска точки опоры в себе, избавления от невротических защитных механизмов, лишь отчасти помогающих человеку справляться с жизненными трудностями, но при более глубоком взгляде закрывающими возможность нормальной жизни.

    В основе любого невроза обычно усматривают внутренний конфликт (противоборство между чем-то и чем-то в психике человека). Невротический конфликт по Фрейду — борьба вытесненных (инстинкты) и вытесняющих сил (культура). Невротический конфликт по Хорни — борьба несовместимых сочетаний между несколькими невротическими наклонностями. Под невротическими наклонностями (термин введён Хорни) Хорни понимала компульсивные (навязчивые) влечения (также понимаются как основа невроза). Одними из главных невротических наклонностей Хорни считала компульсивную потребность в любви и компульсивное стремление к власти. В конфликте друг с другом могут находиться невротическое стремление к любви и невротическое соперничество — невозможно идти по головам людей и заботиться о них (рассчитывая получить любовь в ответ). В принципе, даже для здорового человека соперничество будет означать дефицит проявлять любовь и получать любовь (любовь — в широком смысле слова). У невротических наклонностей обычно есть функция (скрытая выгода). В конечном счёте, она сводится к снятию или смягчению тревожности конкретной личности.

    «Невротик нашего времени» (1937) преднамеренно написана доступным неспециалисту языком (самолечение предполагается). Главная ценность книги — системное описание невроза. Последовательно изложен большой объём различных причинно-следственных связей. Основные темы — тревога, враждебность, компульсивное стремление к любви и к власти, невротическое чувство вины.

    «Новые пути в психоанализе» (1939) содержит специальную терминологию, что не слишком мешает прочтению. Эта книги стоила Хорни места в Американской психологической ассоциации за попытку усомниться в непогрешимости ортодоксального психоанализа.

    Библиография Карен Хорни

    Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ / Перевод с англ. В. В. Старовойтова; Общ. ред. [и послесл.] Г. В. Бурменской. — М.: Прогресс: Универс, 1993. отрывок
    Хорни К. Женская психология: (Сборник) / Пер. с англ. — СПб.: Восточно-Европропейский институт психоанализа, 1993.
    Хорни К. Собрание сочинений: В 3 тт. / Пер. с англ. — М.: Смысл, 1997.
    Хорни К. Базисный конфликт
    Хорни К. Невроз и личностный рост
    Хорни К. Отношения полов
    Хорни К. Разрешение невротических конфликтов
    Хорни К. Самоанализ
    Хорни К. Тревожность

  4. Хазин Марик

    Комментарии к записи Хазин Марик отключены

    Марик Хазин (PhD) — автор метода интегральной экспрессивной терапии.

    PhD, Гештальт-терапевт, психодраматист, бизнес-коуч и ведущий экспрессивных тренингов личностного роста и результативной коммуникации. Художник, музыкант, хореограф, режиссер театра и кино.
    Автор книги «От любви до ненависти… и обратно».
    Готовятся следующие книги — о продажах и про деньги.
    В Москве создан Тренинг-Центр Марика Хазина, тел. 979-5232, www.marik.ru
    Марик посвятил свое формальное и неформальное образование живописи, театру и кино, изучал дальневосточные искусства боя, получил дипломы преподавателя и режиссера. Обучался контактному танцу. Закончил психодраматический колледж и институт ведущих групп в Тель-Авиве, 27 лет изучал гештальт-терапию в Израиле и в США. С 1982 стал тренером. Богатый синтез творчества и психологии дал стереоподход и создание экспрессивно-творческого метода работы с группами.
    В 2006 защитил PhD по клинической психологии, и за свою профессиональную деятельность получил звание associate professor.

remove adware from browser