Заказать звонок
Фромм Эрих

Эрих Фромм (Fromm, 1900-1980) — нем.-амер. психолог и философ, создатель «гуманистического психоанализа».
В понимании причин человеческого поведения придерживался антрополого-экзистенциалистской ориентации; при этом большое влияние на Фромма оказали антропологические работы Маркса.
Главная тема творчества — противоречия человеческого существования в мире.
Особенное значение для психологии имеет анализ Фромма:

Двух способов существования человека: «иметь» и «быть»;

Проблемы человеческой свободы и ее видов: «свобода от» и «свобода для»;

Проблем «социального», т. е. «типичного» для той или иной эпохи или культуры;

Характера личности, являющегося результатом приспособления человека к требованиям общества (например, «рыночный характер» и др.).

Фромм попытался соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления — это следствие погруженности личности в различные социальные среды. Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования «экзистенциального» и «исторического»:

1) Экзистенциальная составляющая —
a) Человек, изначально находится между жизнью и смертью, «он брошен в этом мире в случайном месте и времени» и «выбирается из него опять же случайно»;
b) Существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.

2) Исторические противоречия —
Не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории. Устранение исторических противоречий Фромм связывал с созданием нового гуманистического общества.

Также исследования проблемы отчуждения человека от общества в различных его видах и способов его преодоления, важнейшим из которых Фромм считал любовь в широком смысле слова. Разработанные Фроммом приемы «гуманистического психоанализа» призваны ликвидировать имеющуюся дисгармонию между человеком и природой и «оздоровить» общество.

Главная задача в построении душевно здорового общества — это воспитание в людях продуктивного характера. Непродуктивность — это неспособность любить и реализовать себя, использовать свои силы, место которых занимают навязанные бессознательной тревогой формы активности. Фромм описывает четыре исторически возникших типа непродуктивной ориентации характера:

рецептивный

эксплуататорский

накопительский

рыночный

Продуктивность — это, напротив, способность человека любить, использовать свои силы, способность к самореализации. Там он призывает заменить доминирующую ныне в характере человека установку на обладание установкой на бытие.

Публикации Эриха Фромма

«Бегство от свободы» (1941)
«Человек для самого себя»
«Душевно здоровое общество» (1945)
«Психоанализ и религия» (1950)
«Искусство любить» (1956)
«Революция надежды» (1968)
«Иметь или быть?» (1976)
«Анатомия человеческой деструктивности»
«Мужчина и женщина»
«Кредо»
«Величие и ограниченность теории Фрейда»
«Ради любви к жизни»
«Кризис психоанализа»
«Революция надежды. Избавление от иллюзий»