Заказать звонок
Память

Память — в классическом смысле — память — это способность человека восстанавливать и воспроизводить прежние впечатления. В более широком понимании — память — это не только способность воспроизводить картинки прошлого (память прошлого) но и будущего (память будущего). Память может различаться по способам восприятия информации: память визуальная, память на звуки, на запахи и так далее.

Память и сон

Архивация запомненных событий проиходит в основном ночью. Поэтому информацию, которую нужно запомнить лучше учить с вечера и повторять утром (это планов кстати тоже касается. Написал план вечером, утром подредактировал, днем пару раз бросил взгляд — и глядишь, ничего не забыл). И спать, поэтому, нужно ночью — это раз (активность головного мозга так устроена, что днем он совершенно не настроен что-либо запоминать) и два — спать нужно достаточно — минимум 8 часов (хотя сейчас есть гипотеза, что не 8 — а 9 часов — необходимый минимум).

Функцию памяти связывают еще со сновидениями — американские исследователи в одном из экспериментов обратили внимания, что люди с нарушениями памяти почти никогда не видят снов. Интересно, что слепоглухонемые от рождения люди видят сны без зрительных образов, а ослепшие после 5-ти лет продолжают видеть сны с картинками из детства. Иногда во сне человек переживает те события, которые происходили очень давно, и которые не мог вспомнить днем.

Память и обучение

Память — это обязательное условие любого обучения.

Виды памяти

Память сенсорная, кратковременная и долговременная
Память внутренняя (естественная) и внешняя (на носителях)
Память негативная и позитивная
Память прошлого и память будущего
Память непроизвольная, произвольная и послепроизвольная
Запоминание — это сохранение в памяти новой информации. Запоминание — это обязательная часть любой учебы, обучения и научения.

Виды запоминания

Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным.

Маленький ребенок запоминает окружающий мир неосознанно, школьник в школе — учит предмет осознано и целенаправлено — чтобы ответить на уроке.
Неосознанное запоминание различают двух видов: запечатление (импринтинг) и непроизвольное запоминание.

Запечатление (импринтинг) — это сохранение в памяти событий, образа, ощущения на долгое время (часто навсегда) при коротком с ним контакте. Запечатление — это самый первый способ узнать о том, какой мир. Родившийся младенец запечатлевает образ матери, мама — своего ребенка.

В дикой природе, например среди зебр, родившийся малыш раз и навсегда запоминает свою мать — ведь каждая зебра имеет свою особенную расцветку. В последующем, чтобы ни случилось — зебренок точно знает как выглядит его мама и ни с кем ее не путает. ’
Запечатление происходит сразу по всем каналам восприятия — запечатлеваются звуки, картинки, ощущения — соответственно запечатление различают звуковое, визуальное, кинестетическое.’

Верблюды, например, запечатлевают друг друга в основном по звуку — после рождения они какое-то время вяло перекрикиваются.
Запечатление происходит и в более позднем возрасте — но уже труднее. Обязательным условием запечатления является эмоциональное впечатление.

Непроизвольное запоминание — сохранение в памяти событий в результате случайного повторения.

Учитель в школе через какое-то время начинает запоминать учеников, которых не учит, но с которыми несколько раз сталкивался в коридоре школе.
Осознанное запоминание — это целенаправленное сохранение в памяти нужного материала.

Осознанное запоминание еще называют произвольным. У человека — это основной вид запоминания.

Осознанное запоминание — основа учебы и обучения. Произвольное запоминание бывает двух видов: механическое запоминание (заучивание) и смысловое запоминание (понимание).

Произвольное запоминание

Механическое запоминание — заучивание — это целенаправленное повторение одного и того же материала.

Если материал в результате заучивания воспроизводится дословно — значит и заучивание было дословным.

Так учат слова и тексты когда изучают новый язык. Так музыканты учат ноты и гаммы, прежде чем научиться играть.
Если в результате заучивания запоминаются основная логика текста, основные термины, аргументация — такое заучивание называется близким к тексту.

В школе такое заучивание называется пересказ.
Смысловое запоминание — это сохранение в памяти не самого материала — а отношения между основными блоками материала, логики, связывающей эти блоки.

В идеале смыслового запоминания должно быть максимально много, а заучивания мало.

Но полнотью отказаться от заучивания тоже невозможно. Поэтому терминологию новой науки приходится заучивать. А вот заученной терминологией очень удобно оперировать при смысловом запоминании.

Как запоминать.

Для установки долговременной памяти нужно минимум 30 минут. Обычно продолжительность этой памяти связанно с количеством и интенсивностью повторений запомненного материала. Кроме того, не последнюю роль играет эмоциональный фон — резко отрицательные или положительные эмоции позволяют запомнить материал раз и навсегда без всяких повторений. Кстати и стремление, желание запомнить ту или иную информацию улучшают процесс запоминания.

Лучший вариант запоминания — это проработка материала, разбивка его на блоки (не более 7 блоков), логический анализ текста, подбор ассоциаций, запоминание в сравнениии с чем-то и так далее — в этом случае память сохраняется на более долгий срок. Есть классный способ зафиксировать что-то в памяти — это связь тезисов с хорошо знакомыми зрительными образами (так делали древнегреческие ораторы) — например есть дорога домой и есть тезисы, которые нужно запомнить — и первый тезис например ассоциируется с выходом из метро, второй с деревом, третий с вывеской магазина и так далее.

Самый нежелательный вариант — это выучивание, запоминание. Обычно учится долго, забывается быстро (это знают все студенты — выучил-сдал, через три дня — как будто и не учил никогда ).