Заказать звонок
Невербальная Коммуникация

Невербальная коммуникация (от лат. verbalis — устный и лат. cоmmunicatiо — общаться) — поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Невербальная коммуникация является системой невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения с большой степенью точности, которая в той или иной степени отчуждена и независима от психологических и социально-психологических качеств личности.

Невербальная коммуникация включает в себя пять подсистем:

1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).

2. Взгляд.

3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:

внешний вид собеседника,

мимика (выражение лица),

пантомимика (позы и жесты).

4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая:

вокальные качества голоса,

его диапазон,

тональность,

тембр.

5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся:

темп речи,

паузы,

смех и т. д.

По невербальной коммуникации мы можем определить установку собеседника на общение. Различают следующие установки: доминирование — равенство — подчинение; заинтересованность — незаинтересованность; официальность — доверительность; закрытость — открытость.

Существуют различные зоны невербальной коммуникации:

1. Интимная зона (15-45 см) — допускаются только самые близкие люди.
2. Личная зона (45-120 см) — общение деловых партнеров.
3. Социальная зона (120-350 см) — общение в малой группе (10-15 чел.). Пресс-конференции, круглый стол, семинар и т. д..
4. Публичная зона (от 350 см) — общение с большой группой людей, массовой аудиторией.

Знание зон позволит правильно построить коммуникацию и достичь наибольшего эффекта.

В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов.

Психологи считают, что невербальная коммуникация является важнейшим условием эффективного общения. Это объясняется тем, что:

около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

невербальная коммуникация, сигналы при ней, позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов — походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т. д.

Особенно ценны сигналы невербальной коммуникации потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.