info@syntone.ru   +7 (495) 507-8793

Вертикаль власти

Основатель «Синтона», доктор психологических наук, профессор. Автор 8 первых книг-бестселлеров по психологии.

Хороший руководитель — это руководитель, который умеет организовать подчиненных для того, чтобы они эффективно и успешно выполняли свою работу. А для этого руководителю приходится с подчиненными взаимодействовать. И от того как строиться это взаимодействие зависит и успешность выполнения задач сотрудниками. А кроме формального взаимодействия «руководитель — сотрудник», есть еще множество неформальных аспектов взаимодействия в организации, которые и составляют неформальную вертикаль власти. Свои размышления об этом предлагает известный психолог Николай Иванович Козлов.

Казалось бы, все просто и ясно:

Если тебе от сотрудника что-то нужно, встань и подойди к нему.
Если сотруднику от тебя что-то надо, пусть зайдет к тебе, и вы вопрос обговорите. Да?

Да, только если ты не руководитель. Руководителю сложнее, потому что он обязан думать не только о решении непосредственного вопроса, а о формировании или поддержании неформальной вертикали власти.

Во всех серьезных организациях:

— в армии,
— в церкви,
— в солидных правительственных учреждениях,
— в крупных корпорациях —
годами отлаживаются традиции и ритуалы, способствующие подчеркиванию Вертикали Власти и особого места ФИГУРЫ РУКОВОДИТЕЛЯ. Бережно формируются правила и порядки, обеспечивающие принятие власти руководителя, подчинение его распоряжениям на самом надежном — на бессознательном — уровне.

Чтобы слушались всегда, а не задумывались каждый раз.

Вспоминайте очевиднейшие вещи:
— Разрешите обратиться, товарищ генерал!
— Разрешаю, курсант.
— …………………………………………………………..
— Хорошо, курсант. Приказываю…
— Есть! — Разрешите идти?
— Разрешаю!

Неважно, о чем идет речь, но каждый такой диалог с вытянутой фигурой курсанта и рассматривающим его генералом вкладывает, закрепляет, вмуровывает самое важное для армии содержание: «Приказы не обсуждаются и подлежат немедленному и беспрекословному выполнению».

Ура!!! А где было не Ура, те армии давно похоронены.

Возвратимся к простейшему:
— Если тебе от сотрудника что-то нужно, встань и к нему подойди.

Да? Нормально? Можно?

Правильный ответ: если это организация с высокой корпоративной культурой, когда авторитет шефа сомнению не подвергается, — да, нормально и можно. А если в вашем коллективе идут схватки диких приматов — нет. Или — это очень спорно. Потому что приматы внимательнейшим образом отслеживают уровень самоуважения руководителя и при наличии малейшей бреши бьют.

Опускают.

Отсюда следует: понты кидать не надо, и все правила вежливости остаются в силе, но даже на поведенческом уровне разумный минимум уважения руководителя к самому себе вы должны держать. В соответствии с этим минимумом:

При встрече вы можете сидеть, когда можно не вставать.

Но если вы захотели встать, даже во время совещания, — вы, как руководитель, сделать это можете. Что не позволено быкам, позволено Юпитеру.

Вы можете только привстать, когда можно из-за стола не выходить.

Потому что вы работаете!

Чтобы встретиться, вы вызовете сотрудника к себе, а не пойдете к нему.

Но если вы хотите посмотреть на него на его рабочем месте, вы сделаете это даже без предупреждения.

Если вызов ординарный, его сделает ваша секретарша, а не вы. Ваш личный звонок или ваш личный ответ по электронной почте указывает на особенное внимание, которое вы уделяете этому контакту.

Простите за элементарность рекомендаций, но нарушаются они почему-то сплошь и рядом.

Если милые коллеги грузят вас проблемами, вы не будете загружать себе этим голову, а вместо этого поручите разобраться и итоги вам доложить.

Только в этом случае вы сможете держать действительно важные вопросы под своим личным контролем.

В искусстве руководства это называется «делегирование». Если вы не будете делегировать, то есть грузить работой окружающих, грузить работой, как ишака, будут вас.
Ваш выбор?

В деле руководства и управления
все работают на руководителя.
В целом, любому, кто хочет быть лидером (и не только лидером-руководителем, но и лидером в любой жизненной ситуации) полезно понять механизмы неформального лидерства и научиться ими пользоваться.

Автор: Козлов Н.И.
Размещено на сайте http://www.syntone.ru. При публикации статьи ссылка на сайт обязательна.

Другие психологические статьи вы также можете почитать на сайтах:

http://paratnova.ru/

Расскажите друзьям:

Похожие материалы
remove adware from browser