info@syntone.ru   +7 (495) 507-8793

  • Главная
  • Книга
  • «ТЕХНИКИ УПРАВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ РЕАКЦИЯМИ ЧЕРЕЗ ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ»

«ТЕХНИКИ УПРАВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ РЕАКЦИЯМИ ЧЕРЕЗ ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ»

В профессиональной деятельности и в быту порой мысталкиваемся с людьми, которые проявляют негативные, разрушительныепереживания. Свои эмоции они нередко направляют на окружающих,которые становятся «объектами» их болезненных реакций.Техники этой группы предназначены для сохранения самообладания ирегулирования человеком своего поведения в сложной обстановке.Рассмотрим некоторые методики, предназначенные для защиты отпроявлений болезненных эмоций со стороны других людей.

Техники управленияэмоциональными реакциями через изменение поведения

Среди стратегий управления эмоциональнымисостояниями существует обширная группа методов и методик, основаннаяна классической схеме «стимул — реакция». Эмоцияздесь рассматривается как поведение и прежде всего как комплексвегетативных реакций. Эти методики направлены прежде всего на то,чтобы освободиться от переживаний здесь и сейчас. Такие способыособенно эффективны для быстрого преодоления сильных негативныхэмоций в конфликтной ситуации и особенно — в ситуациивынужденного общения.

В профессиональной деятельности и в быту порой мысталкиваемся с людьми, которые проявляют негативные, разрушительныепереживания. Свои эмоции они нередко направляют на окружающих,которые становятся «объектами» для канализации ихболезненных реакций. Если вы становитесь таким «объектом»,то вы можете кое-что предпринять для психологической самозащиты.Рассмотрим некоторые методики, предназначенные для защиты отпроявлений болезненных эмоций со стороны других людей.

Общие принципы

Когда человек переживает сильные эмоции, важноотноситься с уважением к попыткам выразить их: ведь большинству людейвыразить свои чувства словами довольно трудно.

Возможно, следует набраться терпения, когда кто-тобурно переживает эмоциональную реакцию. Один из признаков зрелости —умение предоставить другим возможность выразить свои чувства(естественно, в определенных пределах), не обижаясь на них и неподдаваясь собственным эмоциям. Когда вы имеете дело с чьими-тобурными эмоциями, используйте техники активного слушания, локализациипретензии.

* Отойдите от негативной борьбы за власть.Нередко люди стремятся к власти для того, чтобы преодолеть ощущениебеспомощности и низкой самооценки. Лучше не участвовать в этомбессмысленном соревновании: как конфронтация с таким человеком, так исдача позиций обычно только поощряют его негативное поведение. Болееэффективная линия поведения — помочь такому человеку укрепитьего самооценку путями, не связанными с попытками побороть вас.

* Не поддавайтесь соблазну отомстить.Желание отомстить — одна из самых трудных эмоций, с которымивам придется иметь дело в конфликте. Иногда оно проистекает изчувства глубокой обиды. Далеко не всегда удается нейтрализовать его спомощью призывов к порядочности и справедливости. Помните, что обида— неаутентичное чувство, под которым часто скрывается страх,тревога. А месть обычно направлена на то, чтобы пережить торжество,«сплясать на костях» оппонента. Торжествуя победу надоппонентом, вы часто уменьшаете свой выигрыш в целом. Особеннонеэффективна месть как стратегия по отношению к людям, с которыми вамвместе предстоит жить или работать.

* Не поощряйте негативных реакций. Помните,что с точки зрения поведенческой психологии, любое поощрение приводитк учащению поощряемого акта. Ваш оппонент может стремиться снизитьсвою тревогу, связанную с ощущением низкой самокомпетентности,вызывая у вас негативные эмоции: манипулирование вашими реакциямидает ему ощущение власти. Ваши негативные реакции будут для такогочеловека поощрением. Разумнее активно поощрять поведение, котороесоответствует вашим нуждам. При любой возможности поощряйтепозитивные шаги других и игнорируйте попытки негативными средствамиснискать ваше внимание. Как же управлять своими эмоциональнымиреакциями? Если эмоция — это реакция на инициирующее событие,то для изменения реакции можно:

1. изменить запускающее событие (например, избегаяего или сознательно искажая его восприятие)

2. изменить реакцию, сознательно вмешиваясь в еепротекание.

Избегание оппонента, прекращение отношений

Радикальный способ избавиться от конфликтных,проблемных взаимоотношений состоит в том, чтобы их прекратить. Есливы пришли к выводу, что ваши взаимоотношения с неким человеком сталислишком разрушительными, или в то время, как вы стремитесь копределенности, они слишком неустойчивы, подумайте, действительно лиобщение с ним вам необходимо. Если нет, то может быть, вам следуетсвести ваше общение к минимуму и найти что-нибудь иное для заполненияобразовавшегося вакуума.

О прекращении взаимоотношений можно подумать и втом случае, если вы обнаружили, что другой человек, обладаяопределенным мнением о вас, сдерживает ваше развитие, поскольку выэтому мнению не соответствуете или уже изменились. Действительно,этот случай встречается часто, когда вы переживаете период переменыили самосовершенствования, а окружающие вас люди не готовы к этимизменениям. Если это так, то бывает полезно создать в отношениях стаким человеком некоторую дистанцию.

Иногда какая-то сторона может получить большуювыгоду от наличия проблемы, чем от ее разрешения. Вы можете «отойтив сторону», занявшись разрешением вашей части проблемы и находяуспокоение в том, что вы не несете ответственности за других. Однакодалеко не во всех ситуациях мы можем выбирать себе круг общения.Продавцы, кассиры, менеджеры, социальные работники, врачи, психологи— представители многих профессий вынуждены соприкасаться сболезненными реакциями других в процессе работы. Это примерыситуаций, где общение с вашей стороны — вынужденное, аоппоненты — люди, с которыми вас не связывает общее будущее. Напервый взгляд, контакты с трудными, конфликтными клиентами являютсяразовыми, случайными и позволяют эффективно применять избегание дляпредотвращения негативных эмоциональных последствий. Однако избеганиеклиентов — далеко не самый лучший способ вести дела: результатытакой стратегии могут быть весьма плачевны для бизнеса. В подобныхобстоятельствах лучше уклоняться от спора, стычки, а не от контакта.

Искажение восприятия оппонента

Если вы окажетесь в окружении людей злых,враждебных, необъективных, если это разрушает вас, причиняетнеудобства, вам будет необходимо установить что-то наподобиепсихологического барьера. Это может оказаться особенно полезным, есливы не можете просто уйти или прервать общение (например, это можетбыть ваш сотрудник или родственник, который живет неподалеку). Длялюдей, которым по роду своих обязанностей приходится контактировать склиентами в конфликтогенных ситуациях, предназначены техникиуправления своими эмоциональными реакциями с помощью искажениявосприятия оппонента.

Суть этих техник заключается в том, что вывоспринимаете вашего оппонента избирательно. Для этого вывоспринимаете только ту часть информации, которая непосредственнокасается решаемой вами задачи, и игнорируете все его болезненныепроявления: интонации, замечания лично в ваш адрес. Заметим, что втакой ситуации необходимо рационально оценивать и степень вашейфизической безопасности, чтобы в случае необходимости принять мерыдля самозащиты.

Человек не может усилием воли вызвать у себяслюноотделение, но может представить себе кислый лимон. Для создания«фильтра», предназначенного для защиты отпсихологического вторжения, предлагается прибегнуть к использованиювозможностей своего воображения.

«Купол». Вы можете создатьвокруг себя мысленную энергетическую ограду, которая препятствовалабы влиянию на вас отрицательного эмоционального заряда. Как только выпочувствуете, что вам угрожает воздействие чьей-либо «отрицательнойэнергии», что производится «психологическое вторжение»,вы воздвигаете воображаемый прозрачный купол. Этот купол не долженбыть преградой для всех, он предназначен только для защиты вас отлюдей с отрицательным потенциалом. Неадекватные оценки вашейличности, несправедливые эпитеты и проклятья — вся ихотрицательная энергия останавливается невидимым куполом и стекает снего как вода. Если вы почувствуете, что напор возрастает, отодвиньтеваш «щит» поближе к тому, кто ее излучает. Выпочувствуете себя более устойчиво и уравновешенно и сможете болееспокойно и комфортно делать то, что вам необходимо.

«Стрелоуловитель». Выпредставляете, что несправедливые реплики в ваш адрес — этострелы, посылаемые в вас оппонентом. Он намерен причинить вам боль,задеть вас или ранить. Но у вас есть толстая невидимая подушка,которая обладает свойством задерживать острые стрелы и пропускатьданные, важные для контроля над ситуацией. Подушка не отбивает стрелыобратно в оппонента, она их мягко поглощает. «Перемещая»эту подушку в воображаемом пространстве, поглощайте острые стрелы.Будьте внимательны! В потоке стрел могут оказаться важные сведения,которые, возможно, понадобятся для преодоления конфликта, а такжепримиряющие жесты.

«Отводная труба». Вы можетеобразно представить себе, что у вас внутри вставлена тонкая трубка.Ее начало находится у вас в ухе, а конец выходит из пятки. На вашемрабочем месте есть специальное «сливное отверстие».Оказавшись объектом бестактности, несправедливости, резкости вусловиях неравноправного общения, вы немного разворачиваетесь коппоненту «дежурным ухом» и «вставляете»пятку в это отверстие. Колкости, исходящие от собеседника, с легкимшуршанием проходят в землю, не затронув вашего самолюбия и непричинив ему никакого вреда. Прием часто предлагается продавцам,кассирам для единоборства с грубым клиентом. Важное уточнение: вверхней части трубки есть фильтр, который «отцеживает»данные, необходимые для контроля над ситуацией.

«Самонаблюдение», или «втораяпара глаз». Выполняя эту технику, вы как бы раздваиваетесь.Продолжая взаимодействовать с окружающими или решать какую-то своювнутреннюю задачу, вы в то же время стремитесь направить часть своеговнимания для наблюдения за собой. Этот «внутренний наблюдатель»должен быть беспристрастным и объективным. С помощью «второйпары глаз» вы стремитесь как можно глубже разобраться всобственных реакциях, изучить, как они возникают, как протекают и какпроходят, проследить, как влияют на них разные приемы, и оценитьдействие этих приемов. Взгляд «второй пары глаз» долженбыть максимально критическим: нужно зафиксировать в сознании все, чтоподлежит исправлению в себе, а в дальнейшем отмечать все успехи и всенеудачи. Например: «Посетитель очень трудный, но я нераздражаюсь, не напряжен, однако опять говорю слишком громко…Теперь ошибки исправлены, все в порядке… Так держать!»

«Анализ собеседника». Частьвнимания обособляется от непосредственного взаимодействия ссобеседником и направляется на изучение его со стороны. Здесь такжедействует «вторая пара глаз», но взгляд обращается уже нена самого себя, а на другого. Что может быть объектом такого анализа?

* Попытка построить гипотезу о роде занятийсобеседника, его характере, семейном положении и т. д. Материалом длягипотезы могут служить внешность, поведение, интересы и любые другиепризнаки.

* Наблюдение за состоянием мышечного тонуса идыхания собеседника. Попытка распознать по его движениям и манерамего «зажимы», зафиксировать присущие ему излишниестереотипные движения (можно и обороты речи). Заметим, кстати, чтоподобное наблюдение за другими может оказать большую пользу в работенад собой.

* Речь собеседника. Его голос, особенностипроизношения, интересные обороты, терминология, которой онпользуется, речевые дефекты, ошибки и многое другое.

* Лицо человека. Обычно прежде всегососредоточиваются на глазах. Взгляд может быть: теплым, внимательным,пристальным, лукавым, насмешливым, сверлящим, гневным, презрительным,невидящим и т. д. Очень тонко отображают состояние и характерчеловека его губы. В качестве примера можно назвать губы «нервные»(дрожащие), капризные, обиженные, насмешливые, брезгливые, упрямые,надменные и т. д. Более легкий путь — выделить какую-тоособенную черту лица собеседника и попытаться найти в памяти аналогиюсреди своих знакомых или среди образцов мировой живописи.

* Любое, чисто случайно выбранное направление.Например, заняться изучением одежды человека, его украшений, часов ит.п.

«Чужая роль». Эта техникаблизка к предыдущей и может применяться вместе с ней. Вы принимаетена себя роли собеседника, смотрите на происходящее его глазами ипытаетесь предвидеть его дальнейшие действия. Затем можно сравнитьреальные поступки оппонента с предполагавшимися, а позже подумать опричинах расхождений.

Описанные выше техники построены на «расщеплении»конфликтной обстановки, а точнее — собственной реакции наобстановку. Благодаря этому человек оказывается противопоставленнымне всей, часто весьма сложной, ситуации, а какой-то выделенной из неечасти.

Одновременно он получает возможность перенестидолю своего внимания с конфликта на другую, менее эмоциональнозначимую деятельность. Тем самым уменьшается степень его«включенности» в конфликт.

Для того чтобы успешно пользоваться этимитехниками, их следует первоначально освоить. Приступая к разучиваниюкакого-либо приема, надо сформулировать для себя конкретные задачи, азатем отмечать, как идет их выполнение, каких удалось добитьсяуспехов, какие встречаются трудности и неудачи и какие надо из этогосделать выводы и поправки.

Техники этой группы предназначены для сохранениясамообладания и регулирования человеком своего поведения в сложнойобстановке и во взаимодействии с трудными, неприятными для контакталюдьми. Но часто применять их в нормальной обстановке не стоит,потому что это может ослабить их действие или же сделать обращение кним привычным, автоматичным, а это нежелательно, поскольку ониискусственно строят помехи в общении и таким образом отрывают отреальности, ограничивают активность человека.

Автор: Николай Николаевич Bacильeв

Расскажите друзьям:

Похожие материалы
remove adware from browser