info@syntone.ru   +7 (495) 507-8793

«СТИЛЬ РЕЧИ И КРИЗИС ОРГАНИЗАЦИИ»

4стиля речи против 4-х кризисов организации

 Автор: Феодоритов Ю., 2004 г.
Сайт: http://www.feod.narod.ru

Многие проблемы управленияпроизводственными коллективами связаны не с дефектами организационных структур,а с неспособностью руководителей выбрать стиль общения с подчиненными,отвечающий объективным нуждам коллектива. В этом обзоре мы рассмотрим напримере новостного вещания СМИ (информирование – необходимая функцияруководства) теорию стилей речи Розенштока-Хюсси.

Новости сочетают в себе чертыи развлекательных программ, и программ влияния. Ориентация на массовогозрителя предполагает конкуренцию СМИ: кто сможет интереснее развернуть сюжетыиз стандартного набора, предлагаемого информационными агентствами, кто оперативнее отреагирует на события, кто лучше впишется вожидания аудитории и т.п. Но содержание новостей формируется и под влияниемразличных социальных группы в их борьбе за благоприятное общественное мнение.Все это чрезвычайно затрудняет выбор тем и стиля подачи новостей.

Теоретическая база решения подобных проблем была развита в работах О.Розенштока-Хюсси (1888-1973) — первоклассного мыслителя,который, подобно Декарту, смог предложить новый всеохватный метод исследованиядействительности и, подобно Аристотелю, создал полную типологию человеческойречи. Суть предложенного им подхода — в использовании грамматики живого языкакак источника жизненных сил общества. / “Общество живет речью, умирает вотсутствие речи. Говорить — значит объединять, упрощать, интегрировать жизнь.Не будь этого усилия, нас разорвало бы на части либо от чрезмерноговнутреннего, невыраженного желания, либо от обилия впечатлений, полученных изокружающей среды, от чересчур многочисленных окаменелых формул, связывающих наспо рукам и ногам, или от чрезмерно беспокойной любознательности относительнобудущего. Грамматический метод — это путь, на котором человек осознает своеместо в истории (позади), мире (вовне), обществе (внутри) и судьбе (впереди)”.Применительно к новостному вещанию «грамматический метод» даетследующую картину.

Аудитории интересны достоверные новости, которыми вещатель участвует вдвижении общества, вносит в это движение нечто свое. Т.е. социальноответственное новостное вещание. / «Речь возникает только тогда,когда за словами человека — его репутация, жизнь честь… Все, что в речи нижекритической точки истины — и, следовательно, лжесвидетельство, — это уже неречь, а сплетня, болтовня или просто лепет… Речь должна вести к определеннымпоследствиям. Она должна иметь место в жизненном процессе; иначе это не речь, ареплика «в сторону». (О.Розеншток-Хюсси,1963)

Такое вещание включено в деятельность по поддержанию жизни общества и борьбус угрозами распада социума.Олицетворением этих угроз, их масштабнымвыражением являются социальные бедствия — те, которые охватывают более одногопоколения или более одного региона. Сталкиваясь с угрозами бедствий, аудиторияжадно приникает к экранам в поисках новостей. / “Общественная дезинтеграция- это благословенное зло, ибо оно понуждает нас проснуться. … негативныестороны общественной жизни понуждают нас думать, говорить, писать, изучать, иничто иное не может заставить нас мыслить реально”. (О.Розеншток-Хюсси,1963)

Темы и стиль подачи новостей обусловлены видом социальных бедствий, которыев этих новостях упоминаются, и установкой вещателя на раскачивание, либо настабилизацию обсуждаемой ситуации.

Задача классификации бедствий может быть решена, исходя из пространственно-временнойструктуры общественного бытия. Семантическое пространство любой речи, вт.ч. и новостного вещания, поляризовано базовыми отношениями: “внутрь-вовне” социума и его “прошлое-будущее”. Этимотношениям соответствует деление новостей на внутренние и международные, а вхронологическом плане — на обращенные в прошлое (знаменательные даты, традиции,хроника текущих событий) и в будущее (прогнозы, программные заявления, призывы,законотворчество). Отношению “внутрь-вовне”соответствует пара бедствий “анархия-война”, отношению “прошлое-будущее” — пара“революция-упадок”.

УПАДОК выражает состояние общества, когда у людей недостает жизненныхсил, чтобы вдохновить поколение, следующее за ними, своими целями и идеалами. Бедствиеупадка — отсутствие веры в будущее. / “Упадок” означает невозможностьдожить до будущего — телом, сознанием или душой. Упадок старшего поколенияобрекает младшее поколение на варварство”. “…слова, которыми обмениваютсяродители и дети в эпоху упадка, достигают слуха молодых людей лишенными силыубеждения. Что-то случилось с содержанием языка. Он, похоже, стал простымсотрясением воздуха, мертвой формулой, окаменелым ритуалом”. (О.Розеншток-Хюсси, 1963)

АНАРХИЯ возникает при отсутствии у людей стремления прийти к какому-либосоглашению. Бедствие анархии — отсутствие единодушия. / “Единодушиеих не вдохновляет, и им не по силам вступать между собой в регулярные контакты,чтобы в атмосфере чистосердечия восстановить сплоченность и единство… Каждыйнаживает себе состояние, стремясь ухватить больше, чем ему положено,непредвиденным образом пользуясь своим членством в сообществе”. “…слова всемиупотребляются так, как если бы общество было одно. Но эти слова (такие каксправедливость, благосостояние, всеобщее благо) имеют для людей разныезначения. Команда одного корабля, у которой, однако, нет одного общего языка.Слова их бескрылы, это не слова из подхваченной всеми общей песни; они убитывзаимным недоверием или просто взаимным равнодушием”. (О.Розеншток-Хюсси,1963)

РЕВОЛЮЦИЯ — это насилие над существующим миропорядком и над людьмипрошлого. Бедствие революции — отсутствие уважения к прошлому. / “Вовремена революций и язык, и традиции прошлого обесцениваются, как вышедшая изупотребления валюта. Нормы прежнего языка и другие классические ценностиподвергаются осмеянию. Создается новый язык”. (О.Розеншток-Хюсси,1963)

ВОЙНА утверждает силу и власть на территориях, до сей поры неподведомственных воюющему режиму. Это попытка включить в свой составтерриторию, лежащую вовне. Бедствие войны — это отсутствие сил в организациивнешнего пространства мирным путем, т.е. путем переговоров. / Война -это разрыв переговоров. “Война двух территорий заканчивается миром. Что этозначит? Люди, которые не разговаривали друг с другом, снова начинают говорить”.(О.Розеншток-Хюсси, 1963)

Циркуляция осмысленной речи в новостях несет обществу жизненные силы.Речь лечит общество от болезней дисгармонии и распада во времени и впространстве. / “Первый выкрик человеческого самосознания, касающийсяобщества, — это слово “Слушай!”… “Слушай, чтобы мы выжили” — говорят все, ктокогда-либо заговаривал о социальных проблемах… “Слушайте, и мы выживем” -априорное утверждение, которое предполагает, что человекдостаточно силен, чтобы установить с соседом отношения, возвышающиеся над ихличными интересами”. (О.Розеншток-Хюсси,1963)

Новостное вещание, ориентированное на поддержание жизни общества, призванокультивировать в качестве средств противодействия четырем базовым угрозаммиропорядка:

  1. Веру в будущее (против упадка)
  2. Единодушие (против анархии)
  3. Уважение к прошлому (против революции)
  4. Силу дипломатии (против войны)

Каждому иззаболеваний общества соответствует свой стиль речи, исцеляющей его:

«Это будет». Драматическая манера говорить — Вера в будущеерождается через управление этим будущим, через установление законов иследование им. Это повелительный, императивный язык. Язык глаголов иповелительного наклонения. Политическое красноречие, пророчество. Авторитетвождей. Команда. Проповедник. Здесь человек подчиняется стимулирующемувоздействию. / “Когда другой ответственно говорит “Иди”, а я отвечаютем, что иду, мы вдвоем изменяем мир. Приказания изменяют мир. Мы, такимобразом, достигаем будущего благодаря императивам; мир не противостоит нам какнечто чуждое и враждебное только при том условии, если мы ориентируемся в немпосредством императива… / Настоящий императив… понимают как приказание, всмысле указания на препятствие, которого не объедешь; и его выполняют, так какон не вызывает противодействия… Императив не вносит раскол в группу, потомучто человек, который отдает приказ, руководствуется не лично своей волей: егоголос ответственно выражает волю коллектива; и тот, кто повинуется, тоже неотъединен от остальной части группы — он делает именно то, что выразил голосдругого… Когда мать говорит со своим ребенком или офицер со своими солдатами,они сильнее всех опасностей внешнего мира. Они полагаются на духовное единство;сила командира только в том, что он владеет секретом сопротивления внешнемумиру… / Команда предполагает добровольное соответствие между сказанным иуслышанным… приказание и повиновение должны как-то соотнестись между собойпрежде, чем приказ будет отдан… Тот, кто отдает команду, действует поддавлением коллективного желания, коллективного долга, коллективного побужденияили коллективного страха. Но со стороны того, кто служит, установка чистогодобровольца выражается более четко и честно. Он раскован, гармоничен,ненапряжен. Те, кто находятся в услужении, ведут себя мягче и тактичнее. Им нетнадобности быть жестокими. Они воплощают собой добрую волю… Подчиненныедолжны позволить своему генералу разделить с ним их внутреннюю свободу игармонию, которые так легко даются тем, кто служит тихо и мирно. Этот настройони должны затем передать своему начальнику, и его приказание прозвучит какнадо… Хороший армейский офицер не станет ни заигрывать с подчиненными, ниорать на них. Так как звук и слух должны быть обоюдно настроены до того, какприказ отдан, можно с полным правом утверждать, что целое обращается к своимсоставным частям”. (О.Розеншток-Хюсси, 1963)

«Я его часть. Позвольте мне быть одним из вас». Лирическая манераговорить — Внутренний аспект речи подчеркивает единство собеседников,связанных чувством единодушия: язык местоимений (мы, наш, я, ты, вы, ваше, мое,…), прилагательных и сослагательного наклонения. Единодушие во внутреннем кругувыражается в пении. Это поэтический язык. Сфера поэзии, музыки. Песня.Художник. Здесь передается внутренний аспект поступков, сложностьпереживаний, лирика ситуации между становлением деятеля и завершением деяния./ «Сила языка, проявляющаяся в песне, коренится преимущественно в немсамом. Если язык во всех случаях предполагает наличие некоего внутреннегопространства, где он может священнодействовать, соединяя собеседников, то естьгруппу людей, пение проникает, так сказать, в самую сердцевину этого процесса.… Когда мы поем, мы ощущаем себя внутри целого; мы чувствуем себя в мире какдома. Петь — значит говорить не от себя лично, а говорить хором, «всеммиром». Это — чистое выражение в настоящем, отвлекающееся от отношенияречи к будущему, к прошлому и к внешнему миру… Петь — значит добровольноучаствовать, демонстрировать свою добрую волю… Колдовские чары, действующие напевца, равно как и на очарованного слушателя, … выражают состояние полнойспонтанности… Поэзия живет пунктом и контрапунктом, темой и инверсией темы,двумя темами, соревнующимися и противоборствующими одна с другой… Душапереживает смятение, эту разъятость как нечтобожественное, но в то же время и как жар преисподней. Это смятение чувств -наше богатство, но в то же время и наша мука. Поэтому субъект музыкальнопереживаемого опыта внутреннего человека безымянен… Он пока еще не сделал себяименем, не стал самим собою из-за своих ошеломляющих чувствований. Он находитсяв состоянии, которое можно назвать пред-имянным -состоянии, в котором мы пребываем в ожидании своего настоящего имени в историии своего объективного места в мире вещей… Местоимение здесь наиболееэффективно. Я, мой, наш, вы, ты — это истинные формы царства эмоций иразнородных по составу мотивов, а грамматические формы, сопутствующие этимместоимениям, обычно — сослагательное и желательное наклонения, передающие тотфакт, что эти процессы — всего лишь высказывания внутреннего опыта: они еще невоплотились, не материализовались». «Во внешнем мире рсчленениям несть конца. Но стоит заговорить или запеть, имиллионы захвачены единым порывом, как в Девятой симфонии Бетховена. Когдавнешний мир — или внушающий почтение мир истории, или боевой мир, полныйсмертельного ужаса — загоняют наш язык в глубины нашего «я», когданам поется в лучшем случае внутри себя, поскольку внешние барьеры заставляютнас молчать, — в этом случае речь уходит в подполье». (О.Розеншток-Хюсси,1963)

«Это было». Эпическая манера говорить — Уважение к прошломуидет от приобщения к нему, когда прошлое рассказывается. Это язык имен иповествовательного наклонения. Исторический фон, моральный суд. История. Юрист.Здесь поступающий заслонен своим поступком, деятель как бы замещен фактом,который теперь передается и записывается для потомства./ “Рассказпереносит нас из настоящего в минувшее… наше первое утверждение относительнопрошлого состоит в том, что оно мертво; значит, когда я вхожу в музей прошлогос лампой просветителя истории, я, собственно приношу в дань прошлому элементживой воли. Говорить о прошлом значит убеждать себя и своих слушателей, что впрошлом жизнь била ключом, что прошлое — не просто мертвый материал для набивкичучел. Всякая история толкует в первую голову о великих именах. Что в нем, вимени? История человеческой расы состоит из имен. …весь смысл истории — всвидетельстве о том, что люди, жившие на свете до нас, что-то имеют нам ещесказать, и важно встретиться с ними… / В языке любое историческоевысказывание несет в себе именительный падеж — именует носителя деяния…Именованием человека, совершившего поступок, прошлое преобразовывается вчастицу нашей собственной жизни… Факты объективны и мертвы; действия ипоступки историчны, вследствие чего и возвращаются к жизни именем автора (этихдействий)… Поступки отличаются от фактов: это не просто объективные действия,а деяния людей, ставших историческими фигурами, основателями и продолжателямитрадиций”. (О.Розеншток-Хюсси, 1963)

«Я вижу это. Это есть». Логическая манера говорить — Силадипломатии базируется на продумывании внешнего мира. Это научный язык, языкчислительных и изъявительного наклонения.. Подчеркивание свободы каждогопартнера. Вычисление. Ученый.Здесь путем анализа помещают то, чтотребовалось, свершалось и подверглось записи, в ту или иную категорию./“Когда разговор ведется с объективной точки зрения, мы осознаем, что находимсяне у себя; мы — в объективном мире и должны ждать сопротивления и трудностей…Когда мы не усматривает в своих отношениях с визави и намека на партнерство, а,напротив, находим у него другие интересы, он становится для нас как бы частьюобъективной природы. А часть природы — крепкий орешек, твердый и непроницаемый.В отношении объекта нам доступен только один языковый стиль. Мы можемизмерить его и исчислить, принять в расчет его тенденции и предпосылки, а вследза этими расчетами его можно интерпретировать, оценивать и изменять…” (О.Розеншток-Хюсси, 1963)

Подлинное совершенство достигается в речи не смешением всех четырех стилей,а так, чтобы необходимое время царил лишь один из них. Важно при этом, чтобыречь в целом оставалась четырехаспектной, так как ниодин из стилей не способен передать цельную истину, которую мы пытаемсядонести. / «Каждая из четырех сторон жизни встроила в каждогоиндивида свой «бастион» — точку опоры для самой себя. У нас имеютсявоспоминания в связи с прошлым, эмоции в связи с пространством нашеговнутреннего мира, разум для постижения внешнего пространства и любовь длябудущего. Эти силы, однако, изменяют нам. Порой мы забываем вместо того, чтобыпомнить. Мы ненавидим, когда должны бы любить. Мы выходим из себя вместо того,чтобы слушаться разума. И мы остаемся безучастными там, где должны вскипеть… Ксчастью, мы уже знаем, что говорить — значит участвовать в эволюционномприключении человечества… Род человеческий заботится о том, чтобыскомпенсировать мою забывчивость, мою безучастность, мои страхи, мое безумие…ни один индивид не мог бы соединить в одно целое свой внутренний мир, своевнешнее окружение, свою историю и свое предназначение, выступая лично от себя.Чтобы спасти каждого из нас от безумия, равнодушия, ненависти и забывчивости,требуется коллективное участие всего человечества и постоянный перевод с языкаодного типа на языки всех других типов… Говорить — значит преодолевать четыререальных препятствия… Говорить — значит испытывать симпатию, прояснять,направлять, а также сознавать, что невозможно обладать каким-то одним из этихкачеств, не культивируя в себе в то же время трех остальных». (О.Розеншток-Хюсси, 1963)

Мы нуждаемся в том, чтобы опереться на положительные имена. Цель — внедрятьв общественный обиход правильные имена. Мыслить — значит вводить все лучшиеимена. / «Мы мыслим, потому что сами хотим говорить авторитетно,как говорили до этого с нами самими. Именем этой власти, которую мы узнаемпосредством имен, мы теперь хотим рассказать свой собственный рассказ. Мы хотимвысказаться и объяснить, каким образом мы упразднили и еще должны упразднитьопределенные имена, чтобы заменить их другими… Речь возводит человека на трон.Ибо каждый, кому есть чего сказать. Получает тем самым от общества свой офис. Атрон — это место в офисе… Законы существуют только в том случае, если онипоняты как приказания, разъясняющие нам с вами, что делать и что говорить.Закон гласит не только «не убий». Он к тому же вменяет в обязанностьне отмалчиваться, когда совершено убийство. Мы должны либо сообщить в полицию,либо поговорить с преступником. Но говорить мы обязаны. Трагедия современнойполитической науки заключается в том, что она не подчеркивает это важнейшееобстоятельство, подразумеваемое во всех законах. Закон не только заставляет насдействовать и как-то себя вести. Закон бессилен, если он не заставляет насговорить правду». / «Посредством речи мы питаем жизнь обществаподлинной энергией… тот, кто болтает про все на свете, еще не говорит.Пустомеля не разговаривает в полном смысле этого слова, поскольку за ним нетэнергии убеждения… речь состоит не из абстрактных суждений или обобщений; речь- это ответ на обращение или приказ, это согласие или выражение чувств,наконец, объективный отчет о происшедшем и совершенном… По-настоящему зрелаяречь — это не замечания о погоде, о Боге или о мире. Человек произносит речь,когда он может действовать своим словом. А где имеет смысл говорить? В такомместе и в такое время, где и когда то, что я имею сказать, приведет копределенным последствиям. … Речь нельзя понять, ни утверждать, что онасуществует, если она не включена в реальный причинно-следственный процессправовых отношений, выборов администрации, научного эксперимента, подготовкистудентов к экзаменам; система тайной сигнализации, сплетни в женском и мужскомклубе — все это имеет свои последствия. Совершенно бесцельные на первый взглядзамечания ведут к действиям ужасающей силы… Речь не завершена, если она необращена к нужному адресату. Вот почему столь многие люди не могут отличитьподлинную речь от псевдоречи. Псевдоречь- это речь, в которой вроде бы говорится то же, что и в подлинной речи. Толькосказано это не тем человеком. Не в том месте и не в то время. Любая истинадолжна быть сказана особым образом. Если она не обращена к определенному лицу вопределенное время, она обычно приносит скорее вред, чем пользу, в лучшемслучае она просто бесполезна. Мир полон речей, которые произнесены не там и нетогда. Мир жив немногим числом речей, которые произнесены в нужное время внужном месте». (О.Розеншток-Хюсси, 1963)

Суть изложенной выше концепции связана с пониманием исключительно важной ролиречи в психике человека и в самоорганизации сообществ людей. Словом можно убитьличность, а можно вознести к вершинам ее самовыражения. Однако это труднопонять, если руководителем движет отчужденное отношение к окружающим — когдаподчиненные приравниваются к функционерам, а конкуренты – к животным, хищнымили травоядным – в зависимости от степени опасности. Для таких остервенелыхдеятелей рассуждения о речевой действительности покажутся пустым звуком. И этоправильно. Речевая культура – не для громил бизнеса, а для тех, кто их вытеснитиз цивилизованной экономики.

Юлий Феодоритов, к.э.н.,http://www.feod.narod.ru/prod05.htm

Расскажите друзьям:

Похожие материалы
remove adware from browser