info@syntone.ru   +7 (495) 507-8793

«СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ»

Конфликты всегдасуществовали, существуют и будут существовать, они неотъемлемая частьчеловеческих взаимоотношений. . Возможностьвозникновения конфликтов существует во всех сферах. Конфликты рождаются напочве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разныхмнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностныхособенностей. Они представляют собой эскалацию каждодневного соперничества ипротивостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленныхстолкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие. . Существуют ли какие-то возможности конструктивного иуспешного решения конфликта? . Ключ решения этой проблемы состоит в том, чтобывзглянуть на конфликт, как на задачу, которая должна быть решена : в первуюочередь определить причину конфликта, а затем — применить соответствующуютехнику решения конфликтных проблем. Например, методтворческой визуализации может быть использован для анализа причин конфликта;метод мозгового штурма может быть полезен при поиске альтернатив; методавтоматической записи может быть использован для выяснения собственных реакцийна те или иные возможности; метод мысленного представления может помочьспросить самого себя и получить от внутреннего голоса совет в отношении выбора.Наконец, метод мысленного контроля или техника волевого мышления может бытьиспользована для выработки достаточной внутренней мотивации или контроля сцелью реализации новых решений. . Методами контроляконфликтной ситуации может овладеть каждый. Они помогут решить проблемупрактически любого типа: внутренний конфликт, с окружающими людьми. . С чего начать? . Процесс в целом начинается срассмотрения конфликтов и определения их. Затем необходимо рассмотреть причиныконфликтов и заострить внимание на источнике напряжения. Например, некоторыеконфликты вызваны обстоятельствами; некоторые связаны сособенностями вовлечения в них людей; другие могут быть обусловлены повторяющейсяформой поведения или отношения, которая может лечь в основу конфликтнойситуации. .Полезно иметь представление о некоторых общих причинах конфликтовмежду людьми, которые являются результатом недостаточного общения илинепонимания; различия в планах, интересах и оценках; противостояния в групповых конфликтных ситуациях; неверных предположений вотношении чьих-либо действий; отсутствия сочувствия нуждам и желаниям другихлюдей и т.д. . После обнаружения скрытых причин иисточников конфликта следующим шагом является коррекция проблемы путемпроходящей реакции. Например, если конфликт вызван недостаточным общением илиего отсутствием, очевидная реакция состоит в поиске путей налаживания общения.Если конфликт связан с различием в жизненных планах, реакция будет заключатьсяв одном из компромиссов, выработанных в результате переговоров и поискарешений, при которых в выигрыше остается каждый участник конфликта. Если жепомехой является собственные страхи и нерешительность, то решение заключается ввыработке методов преодоления этих препятствий на пути.

a). Рационально-интуитивная модель овладения конфликтной ситуацией .Присоответствующем опыте действия в конфликтных ситуаций потенциальные конфликтымогут быть вообще предотвращены или разрешены и даже использованы в качествеисточника улучшения отношений с другими людьми и самосовершенствования. Задачасостоит не в том, чтобы уйти от конфликта, который потенциально возможен вовсех общественных отношениях и ситуациях внутреннего выбора, а в распознаванииконфликта и контроле над ним с целью получения наилучшего итога. . Идеальным с этой точки зрения является рационально -интуитивный метод разрешения конфликтов, разработанный американским ученымДжини Грехем Скотт. С самого начала этот метод вовлекает в работу сознание иинтуицию при осуществлении выбора образа действия в конфликтной ситуации. Этотподход основывается на оценке обстоятельств, характеров, интересов и нуждвовлеченных в конфликт людей, а так же собственных целей, интересов, нужд. . В серьезные конфликты всегда вовлечены эмоции участников.Таким образом, одним из первых шагов к разрешению конфликта является подавлениерождаемых им отрицательных эмоций — собственных и эмоций других людей. .После подавления эмоций появляется возможность использоватьсоответственно разум или интуицию для того, чтобы сформулировать возможныерешения, приемлемые для всех заинтересованных сторон. .Итак, основной способприменения рационально-интуитивного подхода к управлению конфликтом состоит втом, чтобы рассматривать любую конфликтную ситуацию как проблему илипотенциальную проблему, которая ждет своего решения. Затем подбираетсяподходящий метод решения проблем, пользуясь арсеналом возможных стратегическихмер контроля конфликтных ситуаций. Выбираемая стратегия будет зависеть от того,на какой стадии находится конфликт (потенциальный конфликт, развивающийсяконфликт, открытый конфликт) , от важности конкретногорешения, от оценки нужд и желаний других людей, а также от характера эмоций,проявляемых в конфликте. После выбора подходящего метода определяется наилучшийспособ его применения. . В нижеследующей схемеприведены вопросы и соответствующая стратегия, которые можно применить приразрешении конфликтной ситуации.

Вопрос

Стратегия

  1. Являются ли эмоции причиной конфликта или препятствуют ли они его разрешению? Если да, то: а). Каковы эти эмоции

1). Раздражение?

2). Недоверие?

3). Страх?

4). Другие эмоции

  1. Каковы скрытые причины конфликта?

III. Вызван ли конфликт непониманием?

  1. Вызван ли конфликт тем обстоятельством

а).Техника охлаждения эмоций обеих сторон, чтобы вы смогли выработать решения (соглашения)

1). Техника охлаждения или рассеивания раздражения, такая. Как сочувственное выслушивание, предоставление выхода гнева, убеждения с целью смягчения отрицательных эмоций или устранения недопонимания, вызывающего раздражение

2). Техника преодоления недоверия или открытого и продуктивного обсуждения его.
Техника уменьшения страха, открытого и продуктивного обсуждения его

Техника самоуспокоения и успокоения других людей

Рассмотрение реальных нужд и желаний

Техника преодоления непонимания посредством улучшения общения.

Техника определения ответственной стороны и выработка соглашения о принятии ответственности

что кто-то не берет на себя ответственность за какие-то действия?

  1. Какой из стилей проведения был бы лучшим в данной конфликтной ситуации?
  2. Имеются ли особые личностные факторы, которые должны быть учтены при решении конфликта?

VII. Какого рода альтернативы и решения возможны?

Оценка подходящих стилей и выбор наилучшего

Техника эффективного выражения своих нужд. Использование техники общения с особо трудными людьми

Выработка собственных идей или побуждение других сторон к выдвижению предположений. а). Метод мозговой атаки и творческой визуализации для генерирования идей б). Установление приоритетов среди разных возможностей

Далее рассмотримподробнее, как и когда применять каждую из этих стратегий. б). Принципиальныепереговоры .Нельзя забывать о таком механизмечеловеческого общения, как переговоры. . В наше время все чаще приходитсяприбегать к переговорам. Но стандартная переговорная стратегия пересталаудовлетворять людей. Они видят лишь две возможности ведения переговоров — бытьподталкиваемыми или жесткими. Мягкий по характеру человек желает избежатьличного конфликта и ради достижения соглашения с готовностью идет на уступки.Жесткий участник переговоров рассматривает любую ситуацию как состязание воли.Он хочет победить, однако часто кончает тем, что вызывает такую же жесткуюреакцию, и портит свои отношения с другой стороной. .Существует ли альтернатива позиционному подходу? . В Гарвардском проекте попереговорам американскими учеными разработан метод переговоров, которыйпредназначен для эффективного и дружественного достижения разумного результата.Этот метод назван принципиальными переговорами или переговорами по существу. . Он состоит в том, чтобы решать проблемы на основе ихкачественных свойств, то есть исходя из сути дела, а не торговаться по поводутого, на что может пойти или нет каждая из сторон. Этот метод предполагаетстремление к нахождению взаимной выгоды там, где только возможно, а там, гдеинтересы не совпадают, настаивание на таком результате, который был бы основанкакими-то справедливыми нормами независимо от воли каждой из сторон. Методпринципиальных переговоров означает жесткий подход к рассмотрению существадела, но предусматривает мягкий подход к отношениям между участникамипереговоров. Этот метод дает возможность быть справедливым, одновременнопредохраняя от тех, кто мог воспользоваться честностью другой стороны. .Метод принципиальных переговоров может быть сведен кчетырем пунктам: . Первый пункт учитывает тот факт, что все люди обладаютэмоциями, поэтому каждому трудно общаться друг с другом. Отсюда следует, преждечем начать работать над существом проблемы, необходимо отделить “проблемулюдей” и разобраться с ней отдельно. Если не прямо, то косвенно участникипереговоров должны прийти к пониманию того, что им необходимо работать бок обок и разбираться с проблемой, а не друг с другом. Отсюда следует перваярекомендация:

Сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров

Сделайте разграничениемежду участниками переговоров и предметом переговоров .Второй пункт нацелен на преодоление недостатков, которые проистекают изконцентрации внимания на позициях, заявленных участниками, в то время как цельпереговоров стоит в удовлетворении подспудных интересов. Второй базовый элементданного метода гласит:

Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях

. Третий пункткасается трудностей, возникающих при выработке оптимальных решений поддавлением. Попытки принять решение в присутствии другого сужает поле зренияпереговорщиков. Когда многое поставлено на карту, способность к созиданиюограничена. Отсюда вытекает третий базисный пункт:

Разработайте взаимовыгодные варианты

.Соглашение должноотображать какие-то справедливые нормы, а не зависеть от голой воли каждого изсторон (наличие каких-то справедливых критериев). Обсуждая такие критерии, обестороны могут надеяться на справедливое решение. Отсюда четвертый базисныйпункт:

Настаивайте наиспользование объективных критериев . Итак,принципиальный метод позволяет более эффективно достичь постепенного консенсусаотносительно совместного решения, без всяких потерь. А разграничение междуотношениями людей и существом проблемы позволяет иметь дело друг с другомпросто и с пониманием, что ведет к дружескому соглашению. Кроме того, этотметод менее зависим от человеческих отношений.

Расскажите друзьям:

Средства разрешения конфликтов

Конфликты всегда
существовали, существуют и будут существовать, они неотъемлемая часть
человеческих взаимоотношений. . Возможность
возникновения конфликтов существует во всех сферах. Конфликты рождаются на
почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных
мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных
особенностей. Они представляют собой эскалацию каждодневного соперничества и
противостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных
столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие. . Существуют ли какие-то возможности конструктивного и
успешного решения конфликта? . Ключ решения этой проблемы состоит в том, чтобы
взглянуть на конфликт, как на задачу, которая должна быть решена : в первую
очередь определить причину конфликта, а затем — применить соответствующую
технику решения конфликтных проблем. Например, метод
творческой визуализации может быть использован для анализа причин конфликта;
метод мозгового штурма может быть полезен при поиске альтернатив; метод
автоматической записи может быть использован для выяснения собственных реакций
на те или иные возможности; метод мысленного представления может помочь
спросить самого себя и получить от внутреннего голоса совет в отношении выбора.
Наконец, метод мысленного контроля или техника волевого мышления может быть
использована для выработки достаточной внутренней мотивации или контроля с
целью реализации новых решений. . Методами контроля
конфликтной ситуации может овладеть каждый. Они помогут решить проблему
практически любого типа: внутренний конфликт, с окружающими людьми. . С чего начать? . Процесс в целом начинается с
рассмотрения конфликтов и определения их. Затем необходимо рассмотреть причины
конфликтов и заострить внимание на источнике напряжения. Например, некоторые
конфликты вызваны обстоятельствами; некоторые связаны с
особенностями вовлечения в них людей; другие могут быть обусловлены повторяющейся
формой поведения или отношения, которая может лечь в основу конфликтной
ситуации. .Полезно иметь представление о некоторых общих причинах конфликтов
между людьми, которые являются результатом недостаточного общения или
непонимания; различия в планах, интересах и оценках; противостояния в групповых конфликтных ситуациях; неверных предположений в
отношении чьих-либо действий; отсутствия сочувствия нуждам и желаниям других
людей и т.д. . После обнаружения скрытых причин и
источников конфликта следующим шагом является коррекция проблемы путем
проходящей реакции. Например, если конфликт вызван недостаточным общением или
его отсутствием, очевидная реакция состоит в поиске путей налаживания общения.
Если конфликт связан с различием в жизненных планах, реакция будет заключаться
в одном из компромиссов, выработанных в результате переговоров и поиска
решений, при которых в выигрыше остается каждый участник конфликта. Если же
помехой является собственные страхи и нерешительность, то решение заключается в
выработке методов преодоления этих препятствий на пути.

a). Рационально-
интуитивная модель овладения конфликтной ситуацией .При
соответствующем опыте действия в конфликтных ситуаций потенциальные конфликты
могут быть вообще предотвращены или разрешены и даже использованы в качестве
источника улучшения отношений с другими людьми и самосовершенствования. Задача
состоит не в том, чтобы уйти от конфликта, который потенциально возможен во
всех общественных отношениях и ситуациях внутреннего выбора, а в распознавании
конфликта и контроле над ним с целью получения наилучшего итога. . Идеальным с этой точки зрения является рационально —
интуитивный метод разрешения конфликтов, разработанный американским ученым
Джини Грехем Скотт. С самого начала этот метод вовлекает в работу сознание и
интуицию при осуществлении выбора образа действия в конфликтной ситуации. Этот
подход основывается на оценке обстоятельств, характеров, интересов и нужд
вовлеченных в конфликт людей, а так же собственных целей, интересов, нужд. . В серьезные конфликты всегда вовлечены эмоции участников.
Таким образом, одним из первых шагов к разрешению конфликта является подавление
рождаемых им отрицательных эмоций — собственных и эмоций других людей. .После подавления эмоций появляется возможность использовать
соответственно разум или интуицию для того, чтобы сформулировать возможные
решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон. .Итак, основной способ
применения рационально-интуитивного подхода к управлению конфликтом состоит в
том, чтобы рассматривать любую конфликтную ситуацию как проблему или
потенциальную проблему, которая ждет своего решения. Затем подбирается
подходящий метод решения проблем, пользуясь арсеналом возможных стратегических
мер контроля конфликтных ситуаций. Выбираемая стратегия будет зависеть от того,
на какой стадии находится конфликт (потенциальный конфликт, развивающийся
конфликт, открытый конфликт) , от важности конкретного
решения, от оценки нужд и желаний других людей, а также от характера эмоций,
проявляемых в конфликте. После выбора подходящего метода определяется наилучший
способ его применения. . В нижеследующей схеме
приведены вопросы и соответствующая стратегия, которые можно применить при
разрешении конфликтной ситуации.

Вопрос

Стратегия

I. Являются ли
эмоции причиной конфликта или препятствуют ли они его разрешению? Если да,
то: а). Каковы эти эмоции

1). Раздражение?

2). Недоверие?

3). Страх?

4). Другие эмоции

II. Каковы скрытые
причины конфликта?

III. Вызван ли
конфликт непониманием?

VI. Вызван ли
конфликт тем обстоятельством

а).Техника охлаждения эмоций обеих
сторон, чтобы вы смогли выработать решения (соглашения)

1). Техника
охлаждения или рассеивания раздражения, такая. Как сочувственное
выслушивание, предоставление выхода гнева, убеждения с целью смягчения
отрицательных эмоций или устранения недопонимания, вызывающего раздражение

2). Техника
преодоления недоверия или открытого и продуктивного обсуждения его.
Техника уменьшения страха, открытого и продуктивного обсуждения его

Техника
самоуспокоения и успокоения других людей

Рассмотрение
реальных нужд и желаний

Техника преодоления
непонимания посредством улучшения общения.

Техника определения
ответственной стороны и выработка соглашения о принятии ответственности

что кто-то не берет на себя ответственность за какие-то
действия?

V. Какой из стилей
проведения был бы лучшим в данной конфликтной ситуации?

VI. Имеются ли
особые личностные факторы, которые должны быть учтены при решении конфликта?

VII. Какого рода
альтернативы и решения возможны?

Оценка подходящих
стилей и выбор наилучшего

Техника эффективного
выражения своих нужд. Использование техники общения с особо трудными людьми

Выработка
собственных идей или побуждение других сторон к выдвижению предположений. а).
Метод мозговой атаки и творческой визуализации для генерирования идей б).
Установление приоритетов среди разных возможностей

Далее рассмотрим
подробнее, как и когда применять каждую из этих стратегий. б). Принципиальные
переговоры .Нельзя забывать о таком механизме
человеческого общения, как переговоры. . В наше время все чаще приходится
прибегать к переговорам. Но стандартная переговорная стратегия перестала
удовлетворять людей. Они видят лишь две возможности ведения переговоров — быть
подталкиваемыми или жесткими. Мягкий по характеру человек желает избежать
личного конфликта и ради достижения соглашения с готовностью идет на уступки.
Жесткий участник переговоров рассматривает любую ситуацию как состязание воли.
Он хочет победить, однако часто кончает тем, что вызывает такую же жесткую
реакцию, и портит свои отношения с другой стороной. .
Существует ли альтернатива позиционному подходу? . В Гарвардском проекте по
переговорам американскими учеными разработан метод переговоров, который
предназначен для эффективного и дружественного достижения разумного результата.
Этот метод назван принципиальными переговорами или переговорами по существу. . Он состоит в том, чтобы решать проблемы на основе их
качественных свойств, то есть исходя из сути дела, а не торговаться по поводу
того, на что может пойти или нет каждая из сторон. Этот метод предполагает
стремление к нахождению взаимной выгоды там, где только возможно, а там, где
интересы не совпадают, настаивание на таком результате, который был бы основан
какими-то справедливыми нормами независимо от воли каждой из сторон. Метод
принципиальных переговоров означает жесткий подход к рассмотрению существа
дела, но предусматривает мягкий подход к отношениям между участниками
переговоров. Этот метод дает возможность быть справедливым, одновременно
предохраняя от тех, кто мог воспользоваться честностью другой стороны. .Метод принципиальных переговоров может быть сведен к
четырем пунктам: . Первый пункт учитывает тот факт, что все люди обладают
эмоциями, поэтому каждому трудно общаться друг с другом. Отсюда следует, прежде
чем начать работать над существом проблемы, необходимо отделить “проблему
людей” и разобраться с ней отдельно. Если не прямо, то косвенно участники
переговоров должны прийти к пониманию того, что им необходимо работать бок о
бок и разбираться с проблемой, а не друг с другом. Отсюда следует первая
рекомендация:

Сделайте
разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров

Сделайте разграничение
между участниками переговоров и предметом переговоров .
Второй пункт нацелен на преодоление недостатков, которые проистекают из
концентрации внимания на позициях, заявленных участниками, в то время как цель
переговоров стоит в удовлетворении подспудных интересов. Второй базовый элемент
данного метода гласит:

Сосредоточьтесь на
интересах, а не на позициях

. Третий пункт
касается трудностей, возникающих при выработке оптимальных решений под
давлением. Попытки принять решение в присутствии другого сужает поле зрения
переговорщиков. Когда многое поставлено на карту, способность к созиданию
ограничена. Отсюда вытекает третий базисный пункт:

Разработайте
взаимовыгодные варианты

.Соглашение должно
отображать какие-то справедливые нормы, а не зависеть от голой воли каждого из
сторон (наличие каких-то справедливых критериев). Обсуждая такие критерии, обе
стороны могут надеяться на справедливое решение. Отсюда четвертый базисный
пункт:

Настаивайте на
использование объективных критериев . Итак,
принципиальный метод позволяет более эффективно достичь постепенного консенсуса
относительно совместного решения, без всяких потерь. А разграничение между
отношениями людей и существом проблемы позволяет иметь дело друг с другом
просто и с пониманием, что ведет к дружескому соглашению. Кроме того, этот
метод менее зависим от человеческих отношений.

Расскажите друзьям:

Похожие материалы
remove adware from browser