info@syntone.ru   +7 (495) 507-8793

«СОЗНАНИЕ. СУЩНОСТЬ, ФЕНОМЕН И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ»

Сознание и психические процессы

С глубокой древности философы и мыслителинапряженно искали разгадку сознания. На протяжении многих веков ведутся спорывокруг сущности сознания и возможностей его познания.

Для познания окружающего мира необходимо егоосознание, с этим положением вряд ли кто станет сейчас спорить. Безсознания — написав эти слова, я сразу представила себя в подобномсостоянии, когда я теряю сознание от духоты, а, очнувшись после этого, не сразумогу разобраться в произошедшем и окружающем.

Без сознания не может быть никакого внимания,памяти, мышления, жизнь продолжается, но это жизнь чисто физическая, даже нежизнь животного, а возможно и растения. Это жизнь, о которой можно сказать, чтоее скорее нет, чем она есть.

В сознании задействованы все психическиепроцессы, состояния и свойства человека, сознание — это единство всех формпознания и переживаний человека и его отношение к осознанному. Рассмотрениевнимания в когнитивной психологии без учета сознания, влияющего на психическиепроцессы просто невозможно.

 

Теоретическиеосновы сознания

Современный психолог И. Тульвинг изучил ипредставил теоретические основы сознания:

1.Аноэтичноесознание (процедурная память) — этосостояние, когда мы не сознаем ничего, но регистрируем сигналы окружающей средыи реагируем на них.

2.Ноэтичноесознание (семантическая память) — этосостояние, когда мы сознаем что-то, не входящее в имеющееся окружение, как бысимволическое сознание.

3.Автоноэтичноесознание (эпизодическая память) — это то,что мы знаем о себе самом, память о событиях личной жизни.

Ранее изучением сознания занимались философыи психоаналитики, Тульвинг же научно обосновал свою классификацию иэкспериментально подтвердил ее.

Исследованиемозга, функциональная асимметрия

Следующий этап в изучении сознания —исследование мозга. Рассмотрим, например, какой вклад в работу нервныхмеханизмов зрения, играющего немаловажную роль в процессах внимания, вноситфункциональная асимметрия мозга. Левое и правое полушария играют различную рольв восприятии и формировании образа.

Для правого полушария свойственна высокаяскорость работы по опознанию, его точность и четкость. Оно, скорее всего,производит сличение образа с некоторыми имеющимся в памяти эталонами на основевыделения в воспринимаемом объекте схожих информативных признаков.

Левое же полушарие осуществляет в основноманалитический подход к формированию образа, связанный с последовательнымперебором его элементов по определенной программе. Однако если левое полушариебудет работать изолированно, то оно не в состоянии будет интегрироватьвоспринятые и выделенные элементы в целостный образ. С его помощьюклассифицируются явления и относятся к определенной категории через обозначениесловом. Таким образом, в любом психологическом процессе одновременно принимаютучастие оба полушария головного мозга.

Функциональная асимметрия мозга наводилаученых на мысль о существовании двух видов сознания: пространственноезнание — в правом полушарии, а знание языка — в левом. Этопредположение привело к большому количеству исследований и классификацийуровней сознания.

У каждой сенсорной модальности свои уровнисознания. Ощущения с каждого уровня приходят в когнитивную систему, но мы их несознаем, пока не направим свое внимание на них.

Из этого можно сделать вывод, что мы легкоможем управлять своим сознанием, но, увы, из-за того, что оно действует наразных уровнях, это сделать не просто. Существует как бы два уровня доступностиинформации: легко- и труднодоступная.

Легкодоступная информация быстроперебрасывается из предсознательной памяти в сознательную, а труднодоступнаяинформация, находясь в подсознательной памяти, может и не перейти всознательную. Возможно, что такой подход достаточно спорен, но ясно одно, чтоизучение сознания очень важно для изучения внимания и памяти.

Феноменсознания

В чем же состоит тайна феномена сознания?Сознание современного человека — это продукт истории всего человечества,итог развития бесконечной череды поколений людей. Прежде чем понять егосущность, необходимо выяснить, как оно зародилось. Сознание развивалось вместес эволюцией психики животных. На протяжении миллионов лет создавались условиядля возникновения разумного человека, без этого появление человеческогосознания стало бы вряд ли возможным.

Вначале у живых организмов появиласьпервоначальная основа психики — отражение. Отражение воспроизводитпризнаки, свойства и отношения отражаемого объекта. Живой организм обладаетраздражимостью и чувствительностью, специфическими свойствами отражения.

Отражение является информационнымвзаимодействием, одно оставляет о себе память в другом. Информацией для живогоорганизма является все, с чем этот организм взаимодействует.

Все в мире находится в непосредственном илиудаляющемся в бесконечность опосредованном взаимодействии всего со всем —все несет информацию обо всем. Это предполагает универсальное информационноеполе мироздания, которое является всеобщей формой связи формой универсальноговзаимодействия и тем самым единства мира: ведь все в мире «помнит»обо всем! Это вытекает из принципа отражения как всеобщего свойства материи.

Развитиесознания

У простейших организмов, а также растенийсформировалась способность «отвечать» на воздействие внешней среды,эта форма отражения называется раздражимостью. Раздражимость характеризуетсяопределенной избирательностью — простейший организм, растение, животноеприспосабливается к окружающей среде. Эту стадию психики можно назватьсенсорной.

Через многие миллионы лет организмыприобрели способность ощущения, с помощью которого уже более высокоорганизованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха,зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойстваобъектов — цвет, форму, температуру и т.п.

Это сделалось возможным потому, что уживотных появилась нервная система, которая дала возможность активизироватьотношения с окружающей средой. Это персептивная стадия развития.

Наивысшей формой отражения в животном миреявляется восприятие, которое позволяет представить объект целиком и полностью.Психика, как результат взаимодействия мозга с внешним миром и психическаядеятельность дали возможность животным не только приспособиться к окружающейсреде, но и в определенной мере проявить внутреннюю активность по отношению кней и даже изменять среду.

У высших млекопитающих уже появляетсяэлементарное мышление. Так, например, обезьянам присуща психическаядеятельность сложнее, чем у других животных. Эту стадию психики называютстадией интеллекта.

Объединив все перечисленные стадии психикичеловек «добавил» чувства, волю, а на основе механической памятиживотных у него развивается логическая, смысловая память, таким образом, всеформы психического отражения у него объединились в единое целое. Этой единой,сложной, высшей формой отражения в эволюции природы и является сознание.

Понятиесознания

Итак, сознание — это высшая формаотражения действительного мира, свойственна только людям и связана с речьюфункция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности,в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, вразумном регулировании и само-контролировании поведения человека.

Стержнем сознания, способом егосуществования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а неокружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека являетсявесь мир, все его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можноохарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Сознание не добавление к психике человека, асама субъективная сторона психики, осознание ближайшей чувственновоспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами,находящимися вне начинающего сознавать себя человека, и одновременно осознаниеприроды.

Критериисознательного поведения

Человек, в отличие от животных сам себяпознает и сознает, он способен совершенствоваться. Его сознанию присущи такиестороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. Их формированиепроисходит, когда человек выделяет себя из окружающей среды.Самосознание — самое важное отличие психики человека от психики самыхразвитых животных.

Сознание не просто психическое состояние, авысшая человеческая форма отражения действительности. Сознание человекаструктурно организовано и является целостной системой, состоящей из различныхэлементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуресознания важно выделить осознание предметов и переживание, т.е. отношение ксодержанию того, что отражается.

Развитие сознания возможно только припополнении его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание,осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект истепень ясности понимания.

Мозг современного человека сформировался врезультате длительной эволюции и представляет собой сложноорганизованный орган.Уровень сознания зависит от степени организации мозга и подтверждается это тем,что сознание ребенка формируется с развитием его мозга, а когда мозг глубокогостарика дряхлеет, угасают и функции сознания.

Связьсознания с протекающими в мозгу процессами

Сознание всегда связано с этими протекающимив мозгу процессами и не существует помимо них.

Сознание является высшей формой отражения мира и связано с членораздельной речью, логическими обобщениями,абстрактными понятиями, что присуще только человеку.

  • Стержнем сознания, способом его существования является знание.
  • Труд развивает сознание.
  • Речь (язык) формируют сознание.
  • Сознание является функцией мозга.
  • Сознание многокомпонентное, но составляет единое целое.
  • Сознание активно и обладает возможностью воздействовать на окружающую действительность.

Следовательно, за особенности высшей формыжизни, сознание, нужно благодарить общественно-исторический опыт поколений,труд, язык и знания.

Расскажите друзьям:

Похожие материалы
remove adware from browser