Заказать звонок

Сознание. Сущность, феномен и развитие сознания

Сознание и психические процессы

С глубокой древности философы и мыслители
напряженно искали разгадку сознания. На протяжении многих веков ведутся споры
вокруг сущности сознания и возможностей его познания.

Для познания окружающего мира необходимо его
осознание, с этим положением вряд ли кто станет сейчас спорить. Без
сознания — написав эти слова, я сразу представила себя в подобном
состоянии, когда я теряю сознание от духоты, а, очнувшись после этого, не сразу
могу разобраться в произошедшем и окружающем.

Без сознания не может быть никакого внимания,
памяти, мышления, жизнь продолжается, но это жизнь чисто физическая, даже не
жизнь животного, а возможно и растения. Это жизнь, о которой можно сказать, что
ее скорее нет, чем она есть.

В сознании задействованы все психические
процессы, состояния и свойства человека, сознание — это единство всех форм
познания и переживаний человека и его отношение к осознанному. Рассмотрение
внимания в когнитивной психологии без учета сознания, влияющего на психические
процессы просто невозможно.

 

Теоретические
основы сознания

Современный психолог И. Тульвинг изучил и
представил теоретические основы сознания:

1.Аноэтичное
сознание
(процедурная память) — это
состояние, когда мы не сознаем ничего, но регистрируем сигналы окружающей среды
и реагируем на них.

2.Ноэтичное
сознание
(семантическая память) — это
состояние, когда мы сознаем что-то, не входящее в имеющееся окружение, как бы
символическое сознание.

3.Автоноэтичное
сознание
(эпизодическая память) — это то,
что мы знаем о себе самом, память о событиях личной жизни.

Ранее изучением сознания занимались философы
и психоаналитики, Тульвинг же научно обосновал свою классификацию и
экспериментально подтвердил ее.

Исследование
мозга, функциональная асимметрия

Следующий этап в изучении сознания —
исследование мозга. Рассмотрим, например, какой вклад в работу нервных
механизмов зрения, играющего немаловажную роль в процессах внимания, вносит
функциональная асимметрия мозга. Левое и правое полушария играют различную роль
в восприятии и формировании образа.

Для правого полушария свойственна высокая
скорость работы по опознанию, его точность и четкость. Оно, скорее всего,
производит сличение образа с некоторыми имеющимся в памяти эталонами на основе
выделения в воспринимаемом объекте схожих информативных признаков.

Левое же полушарие осуществляет в основном
аналитический подход к формированию образа, связанный с последовательным
перебором его элементов по определенной программе. Однако если левое полушарие
будет работать изолированно, то оно не в состоянии будет интегрировать
воспринятые и выделенные элементы в целостный образ. С его помощью
классифицируются явления и относятся к определенной категории через обозначение
словом. Таким образом, в любом психологическом процессе одновременно принимают
участие оба полушария головного мозга.

Функциональная асимметрия мозга наводила
ученых на мысль о существовании двух видов сознания: пространственное
знание — в правом полушарии, а знание языка — в левом. Это
предположение привело к большому количеству исследований и классификаций
уровней сознания.

У каждой сенсорной модальности свои уровни
сознания. Ощущения с каждого уровня приходят в когнитивную систему, но мы их не
сознаем, пока не направим свое внимание на них.

Из этого можно сделать вывод, что мы легко
можем управлять своим сознанием, но, увы, из-за того, что оно действует на
разных уровнях, это сделать не просто. Существует как бы два уровня доступности
информации: легко- и труднодоступная.

Легкодоступная информация быстро
перебрасывается из предсознательной памяти в сознательную, а труднодоступная
информация, находясь в подсознательной памяти, может и не перейти в
сознательную. Возможно, что такой подход достаточно спорен, но ясно одно, что
изучение сознания очень важно для изучения внимания и памяти.

Феномен
сознания

В чем же состоит тайна феномена сознания?
Сознание современного человека — это продукт истории всего человечества,
итог развития бесконечной череды поколений людей. Прежде чем понять его
сущность, необходимо выяснить, как оно зародилось. Сознание развивалось вместе
с эволюцией психики животных. На протяжении миллионов лет создавались условия
для возникновения разумного человека, без этого появление человеческого
сознания стало бы вряд ли возможным.

Вначале у живых организмов появилась
первоначальная основа психики — отражение. Отражение воспроизводит
признаки, свойства и отношения отражаемого объекта. Живой организм обладает
раздражимостью и чувствительностью, специфическими свойствами отражения.

Отражение является информационным
взаимодействием, одно оставляет о себе память в другом. Информацией для живого
организма является все, с чем этот организм взаимодействует.

Все в мире находится в непосредственном или
удаляющемся в бесконечность опосредованном взаимодействии всего со всем —
все несет информацию обо всем. Это предполагает универсальное информационное
поле мироздания, которое является всеобщей формой связи формой универсального
взаимодействия и тем самым единства мира: ведь все в мире "помнит"
обо всем! Это вытекает из принципа отражения как всеобщего свойства материи.

Развитие
сознания

У простейших организмов, а также растений
сформировалась способность "отвечать" на воздействие внешней среды,
эта форма отражения называется раздражимостью. Раздражимость характеризуется
определенной избирательностью — простейший организм, растение, животное
приспосабливается к окружающей среде. Эту стадию психики можно назвать
сенсорной.

Через многие миллионы лет организмы
приобрели способность ощущения, с помощью которого уже более высоко
организованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха,
зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойства
объектов — цвет, форму, температуру и т.п.

Это сделалось возможным потому, что у
животных появилась нервная система, которая дала возможность активизировать
отношения с окружающей средой. Это персептивная стадия развития.

Наивысшей формой отражения в животном мире
является восприятие, которое позволяет представить объект целиком и полностью.
Психика, как результат взаимодействия мозга с внешним миром и психическая
деятельность дали возможность животным не только приспособиться к окружающей
среде, но и в определенной мере проявить внутреннюю активность по отношению к
ней и даже изменять среду.

У высших млекопитающих уже появляется
элементарное мышление. Так, например, обезьянам присуща психическая
деятельность сложнее, чем у других животных. Эту стадию психики называют
стадией интеллекта.

Объединив все перечисленные стадии психики
человек "добавил" чувства, волю, а на основе механической памяти
животных у него развивается логическая, смысловая память, таким образом, все
формы психического отражения у него объединились в единое целое. Этой единой,
сложной, высшей формой отражения в эволюции природы и является сознание.

Понятие
сознания

Итак, сознание — это высшая форма
отражения действительного мира, свойственна только людям и связана с речью
функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности,
в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в
разумном регулировании и само-контролировании поведения человека.

Стержнем сознания, способом его
существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не
окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является
весь мир, все его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно
охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Сознание не добавление к психике человека, а
сама субъективная сторона психики, осознание ближайшей чувственно
воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами,
находящимися вне начинающего сознавать себя человека, и одновременно осознание
природы.

Критерии
сознательного поведения

Человек, в отличие от животных сам себя
познает и сознает, он способен совершенствоваться. Его сознанию присущи такие
стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. Их формирование
происходит, когда человек выделяет себя из окружающей среды.
Самосознание — самое важное отличие психики человека от психики самых
развитых животных.

Сознание не просто психическое состояние, а
высшая человеческая форма отражения действительности. Сознание человека
структурно организовано и является целостной системой, состоящей из различных
элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре
сознания важно выделить осознание предметов и переживание, т.е. отношение к
содержанию того, что отражается.

Развитие сознания возможно только при
пополнении его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание,
осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и
степень ясности понимания.

Мозг современного человека сформировался в
результате длительной эволюции и представляет собой сложноорганизованный орган.
Уровень сознания зависит от степени организации мозга и подтверждается это тем,
что сознание ребенка формируется с развитием его мозга, а когда мозг глубокого
старика дряхлеет, угасают и функции сознания.

Связь
сознания с протекающими в мозгу процессами

Сознание всегда связано с этими протекающими
в мозгу процессами и не существует помимо них.

Сознание является высшей формой отражения мира и связано с членораздельной речью, логическими обобщениями,
абстрактными понятиями, что присуще только человеку.

  • Стержнем сознания, способом его существования является знание.

  • Труд развивает сознание.

  • Речь (язык) формируют сознание.

  • Сознание является функцией мозга.

  • Сознание многокомпонентное, но составляет единое целое.

  • Сознание активно и обладает возможностью воздействовать на окружающую действительность.

Следовательно, за особенности высшей формы
жизни, сознание, нужно благодарить общественно-исторический опыт поколений,
труд, язык и знания.