Заказать звонок

Работа с информацией

Основатель «Синтона», доктор науки в психологии, профессор, к.филос.н. Автор 8 первых книг-бестселлеров по психологии.

Kак быстро извлечь пользу из любого текста
В мире написаны тысячи книг
А может миллионы, а может триллионы
Их прочитаешь — и ты уж старик:
Дряхлый старик, сединою беленый.
Устами младенца глаголет истина

Нас всех окружают тексты: мы читаем книги, форумы, интернет-рассылки, журналы… Наше желание читать быстрее понятно: мы хотим за меньшее количество времени получить большее количество пользы. Часто нас спрашивают: а правда ли, что курс Логический анализ текста научит быстрочтению? Мы всегда в некотором замешательстве, что ответить. Быстрочтению логический анализ текста не учит, но участники тренинга начинают читать в два-три, а то и в десять раз быстрее.

За счет чего?

Анализировать текст вдумчиво всегда долго. С каким бы совершенством вы ни отработали свой навык, на интересный абзац у вас все равно будет уходить до 10 минут времени, а иногда и больше.

Чтобы в таком режиме прочитать книгу в 240 страниц — вам придется отложить все дела, включая сон и еду, и непрерывно читать 10 полных суток. Такой вариант нам определенно не подходит. Что же делать?

Решение есть, это — выборочное чтение. Чтобы найти время на разбор текста, не читайте книгу сплошняком, а выбирайте именно те места, в которых содержится нужное вам.

Анализировать в книге каждый абзац это все равно, как заходить в каждый встреченный по дороге магазин: времени потратите много, а то, что искали, скорее всего, не найдете.

Именно поэтому, одна из центральных идей тренинга: не читать не нужного. Скорость чтения останется прежней — это верно. Но вы научитесь быстро и искать именно то, что нужно вам. Но вы научитесь быстро и искать именно то, что нужно вам, не читать того, что вам не нужно и на этом экономить значительную часть своего времени.

Дадим пару советов, как это можно сделать:

Перед чтением составьте список слов-»маячков», которые помогут вам найти нужное.

Перед тем, как открыть книгу, продумайте, какие слова помогут вам определить, содержится ли в книге или главе нужное вам или нет. Такие слова мы называем «маячками». Подберите 5–10 маячков и выпишите их.

Если вы ищите информацию о здоровом питании — вам стоит обращать внимание на слова организация питания, здоровое питание, правильное питание, рацион, диета и прочие, которые могут быть связаны с вашей целью.

В оглавлении найдите нужные главы

Открыв книгу, найдите оглавление. В оглавлении найдите те главы, которые могут быть вам полезны. Если оглавление большое, просматривайте его расфокусированным (широко смотрящим) взглядом. Ищите слова-маячки или созвучные им названия глав. Отметьте то, что кажется вам полезным.

Снова возвращаемся к правильному питанию. Допустим, вас интересует, как питаться так, чтобы не набирать лишний вес. Вы смотрите оглавление:

Общие принципы правильного питания…
Едва ли там будет нужная вам информация, общие принципы вы и так знаете.

Рецепты для детей…
Снова спорно. То есть в принципе интересно, но сейчас вам не нужно.

Снижаем калорийность рациона…
А вот здесь с высокой вероятностью будет то, что вам нужно. Значит, открываем именно эту главу.

Открыв главу, убедитесь, что она вам действительно нужна

Открыв главу, не начинайте читать ее сразу, даже если ее название созвучно с вашими целями. Текст может содержать то, что вы уже знаете, или то, что вам не вполне нужно. Чтобы удостовериться, содержится ли в главе нужная вам информация, прочитайте бегло введение: обычно это первые несколько абзацев текста. Не зависайте на введении дольше двух-трех минут: этого времени вполне достаточно, чтобы понять, о чем текст.

Пример работы с введением: «Завершено трудное дело, сотрудники вздохнули с облегчением и радостью, а вот перед руководителем стоит последняя важная задача — провести разбор полетов так, чтобы все остались довольны собой, но при этом ошибки свои учли и в будущем их не повторяли. Как это сделать?»

Извлекаем информацию, которая нам нужна:

Кому пишет автор: руководителям.

О чем: о том, как провести разбор полетов.

Как завершить: так, чтобы все остались довольны и учли ошибки на будущее.

Возможно, какие-то главы окажутся вам не нужны, их вы читать не будете. На этом вы сэкономите значительное количество времени. Но когда-то вы примите решение: читаю. И тогда начинается самое интересное…

Авторы: Козлов Н. И., Струкова А.
Размещено на сайте http://www.syntone.ru. При публикации статьи ссылка на сайт обязательна.