Заказать звонок

Ответ Ане

Предлагаемая вашему вниманию статья прислана нам из Новосибирска Евгением Шубиным. Нам показалась интересной тема, поднятая в письме.

Здравствуйте, Николай Иванович. Сижу и в очередной раз перечитываю Вашу книгу «Философские сказки» (признаюсь, с глубоким восхищением книгой, да и, не скрою, автором тоже). Спасибо большое за Ваши книги, очень они у Вас здорово получились, хотя кое-где хочется, и не согласится, и поспорить. Но двигаться куда-то вверх они побуждают и помогают. Кстати, о спорах: думаю (вернее, надеюсь) Вам будет небезынтересно мое критическое бурчание на тему «Аниной любви».

Собственно критическое бурчание:

«Письмо Ани» и мой ответ

«Как-то я услышала замечательную фразу в свой адрес: „У тебя удивительная душа — ты можешь любить и одного и другого, и всех сразу. Другие девушки так не могут“.

Обратим внимание на загадочно-двусмысленное всех сразу, так, все-таки ударение на всех или на сразу? Кстати о девушках, наверняка это сказал мужчина, ведь так? Это правда. А мне кажется что это правда — вовсе не правда. Почему? Об этом дальше.

»..но для меня было странно, я побаивалась произносить тогда направо и налево слово «любовь»«.

Тогда побаивалась, а сейчас не боишься? Молодец! Казалось, это должно быть такое чувство, такое… ну в общем какое-то необыкновенное. чтоб называться любовью (сказывалось все-таки мамино воспитание). А может быть в этом мама была права? Ведь ЛЮБОВЬ это действительно неОБЫКНОВЕННОЕ чувство, оно необыкновенно (то есть, отлично от остальных) хотя бы тем, что это САМОЕ ЛУЧШЕЕ ЧУВСТВО В МИРЕ! Или ты, Ань, со мной не согласна? Если не согласна, то совершенно зря. А, почему, собственно, должно быть „такое“? Да не должно оно быть „такое“, оно есть такое, вот ТАКОЕ, И ДАЖЕ БОЛЬШЕ!

„Да, я люблю каждого встречного, каждого мальчика к которому сажусь на колени“.

Такое широкое и всеобъемлющее (всеобнимающее) каждого встречного, вдруг сжалось в такую узкую конкретику (обидно!). А, девочку, Ань, а девочку уже не любишь? А дедушку, а бабушку? А почему? Может быть не хватает что-то в душе? Надеюсь я не прав, и твоя душа полна и щедра.

„Люблю всерьез и очень искренне. Люблю. Но лишь на то время, пока сижу рядом. А как уйду, так вполне логично и нормально могу перестать любить“.

ЗАЧЕМ!?! Зачем перестать? И где тут логика и какая? И что это за норма переставать любить? И зачем она такая нужно, ненормальная норма? И главное кому она такая норма нужна?

„И даже нормально перестать, чем продолжать, чтобы…“

Чтобы — значит цель. Давай, Аня посмотрим какой цели ты хочешь добиться,
переставая любить.

„…чтобы любить его каждый раз начисто и вновь, чтобы когда я встречусь с ним снова, память о нем (конечно, уже приукрашенная) не мешала любить его — реального и всегда нового“.

Любить его… начисто и вновь.. всегда нового. Хорошая цель, достойная, красивая, но что мешает тебя, Аня, любить его так всегда, даже когда его нет рядом? Что?

»Раньше, расставаясь, я продолжала жить воспоминаниями о нем. Это было просто и приятно — создать себе красивый образ, напихать внутрь всего-всего самого лучшего и «любить» этот мираж с чертами реального
человека. А потом он приходил и оказывался не всегда таким, каким жил в моей душе. Он — реальный мешал моей «прекрасной любви». И вот обиды, и претензии, и слезы«.

Вот что мешает тебе любить его всегда, и даже когда он не рядом. Обиды, претензии, слезы. Обиды на человека, за то что он не соответствует твоим красивым образам. Претензии, что он живой, а не идеальный. Слезы о потерянном фантоме. Ты обвешивала человека пестрыми тряпочками своих привязчивых фантазий, а когда он появлялся и сбрасывал навязанные ему одежды, ты вопила от боли. Кто доставлял тебе боль? Только ты сама, только твои нервозы. Твоя душа была нездорова. Сейчас, я надеюсь, это не так.

»Но вот когда научиваешься любить всех и всегда, и забывать тут же, когда уходит объект любви,..«

Постой. А причем тут умение любить всех и всегда? Разве, научившись любить, ты перестала ощущать свою боль? Ведь ты умела любить и раньше. Забывать, ты научилась забывать. Когда человек обвешивает памятный ему образ любимого своими фантазиями, а затем страдает от этого, то, на мой взгляд, существует три выхода: перестать любить, перестать помнить и перестать запихивать человека в рамки своих, пусть красивых, но
ограниченных фантазий, то есть выздороветь душой, перестать тешить свои идеалистические нервозы, избавиться от них. Я уверен, что третий путь лучше, шире и добрее.

Или я не прав, а Аня? Я никогда не видел тебя и мы не знакомы, но я ЛЮБЛЮ тебя. Я не знаком с Н.И., но я ЛЮБЛЮ и его тоже, и еще множество хороших, но незнакомых (и знакомых) мне людей. И если вдруг мы встретимся, и кто-то не будет соответствовать моему представлению о нем, я скажу себе: «Я любил придуманный мной образ, и он
оказался не похож на реального человека. Вот передо мной теперь сам человек, я могу любить его самого! Ура!» А образ, его можно даже оставить, так, для коллекции, если это не мешает. Мне не нужно было забывать его раньше, потому что я его не знал. И мне незачем забывать его сейчас, просто НЕ ЗАЧЕМ. Ты научилась забывать, возможно, это легче, чем, что-либо другое, но правильнее ли это?

«…прощаться с ним всегда — навсегда, то никаких проблем не возникает».

Проблем не возникает, но они ушли или просто спрятаны? Любишь всех, кто бы ни пришел, и одного человека любишь каждый раз как разных, не предъявляя претензий к тому, что он меняется, а любить одного человека, как одного человека, всегда и без забывчивостей, и тем ни менее не предъявлять к нему претензий, слабо? И
вообще не предъявлять необоснованных претензий, так ты можешь?

«…не мешая ему расти ( так как рост — это и есть изменение).»

Так твои провалы памяти — это средство для духовного роста людей? (Извини, Ань, издеваюсь.)

«Кайф-то какой! Нет проблем. Никаких, понимаете?»

Я тебя понимаю, Аня, но я уверен что для решения твоих проблем есть способ лучше, добрее, красивее. И без амнезии.

13.01.99
С уважением и любовью из Новосибирска, Шубин Евгений, студент