Заказать звонок

Николай Иванович Козлов: Чем, на ваш взгляд, современное поколение отличается от предыдущих?

Всё взаимосвязано. Вот в 90-ые годы росло, так называемое, «потерянное поколение» — им тогда было от 1 до 10 лет, они не получали нормального образования, школы и система обучения разрушались. Воспитания не было, родители были в разъездах, бродили туда-сюда «челноками». Частично это потерянное, разодранное поколение спасалось в приличных семьях. А остальные… Нет ясных ценностей, нет хороших жизненных перспектив, многое потеряно. И получилась демографическая выжженная полоса, «дырка».

Следующая, не очень долгая полоса — поколение голодное по «дикому» капитализму, поколение «Pepsi», живущее под лозунгом «Бери от жизни все!», голодные потребители. Как показатель жизненного успеха — крутая машина, мобильный телефон, видик и т. п. И только. А сейчас время спокойных потребителей. Для них по-прежнему дороги айпады, айфоны, престижные тусовки. Им обязательно нужно знать, кто в какой группе играет, и кто в каком фильме снимается, быть одетым не хуже других, иметь приличную машину и отдыхать за рубежом. Это уже считается некоторой нормой. Но, к этому прибавляется уже и некоторая культурная составляющая. Современное поколение смотрит уже не только на внешнюю атрибутику, но и на то, что за человек стоит за этим фасадом.

«Новые русские» с распальцовкой исчезли из анекдотов и из жизни. Сегодня экономическая, социальная успешность является само собой разумеющейся нормой. Молодёжь начала внимательно отслеживать, что за культура у людей вокруг, есть ли у них ценности, есть ли жизненные перспективы. При этом это поколение так и остаётся поколением потребителей.

Нет у нас ещё тех ценностей, которые имело, например, американское общество еще 100 лет назад, когда уже стало нормой волонтёрство, благотворительное движение. Американцы на уровне национального самосознания считают абсолютной нормой, что 10% времени и сил нужно отдать на благотворительность. Помощь другим людям и на улице, и между соседями считается абсолютно естественной. В России, при всех разговорах о соборности, это не так. Мы еще только приближаемся к тому, что не все к потребительству сводится.