info@syntone.ru   +7 (495) 507-8793

Манипулятивное влияние и защита.

Что такое манипуляция? Каковы эффективныеметоды скрытого влияния на людей? Как защищаться от влияния? Манипуляция — хорошоэто или плохо? Надо ли опасаться манипуляции? Множество людей, интересующихсяпрактической психологией, заинтересовано улучшить свой психологическийинструментарий и мастерство влияния на других. Однако с этими вопросами еще неразобрались даже специалисты-психологи, не говоря уж о просто заинтересованныхлюдях. Если посмотреть исследования на тему манипуляций, мы обнаружим: сколькоавторов и школ, столько и мнений. В результате, существует абсолютная путаницав концепциях, подходах и даже определении самого понятия «манипуляция», неговоря уже о неоднозначности нравственных оценок (хорошо это или плохо) этогопонятия. Многие определения манипуляции либо слишком упрощены, либо излишнетеоретизированы и перегружены терминами и не представляют практическойценности, либо сами состоят из многозначных понятий, в свою очередь требующихтакого же предварительного раскрытия.

Этот материал призван:
Внести ясность в понятие «манипуляции» и «скрытое влияние».
Дать доступный, четкий и эффективный инструментарий к использованиюскрытого влияния в общении.Обучить методампсихологической защиты от манипулятивного влияния.

При этомавтор в своей деятельности часто сталкивался с тем, что у части людей присловах «использование скрытого влияния» сразу возникает протест и возмущениепротив обучения таким приемам. Ответ следующий. Во-первых, тогда надо закрытьвсе спортивные секции каратэ, бокса, дзю-до и самбо, поскольку там тоже обучаютмастерству воздействия. Во-вторых, чтобы научиться защищаться, надо познать иметоды нападения. Невозможно обучаться только блокам и только защите. Толькокогда Вы овладели мастерством и нападения, и защиты во ВСЕЙ их цельности, выможете стать защищенными от воздействия. Однобокое мастерство неполноценно ислабо по определению. В-третьих, КАК будет человек использовать его знания -это его нравственный выбор и его личная ответственность, при этом автор нескрывает (в материалах и на тренингах) своих личных нравственных предпочтений,но оставляет право выбирать каждому, ориентируясь на свои собственные.

Что такое манипуляция?
Сначала разберемся «по понятиям». Справедливости ради надо сказать, что датьисчерпывающее определение любому понятию задача непростая. Ведь это описаниепонятия должно точно определять этот и только этот предмет, то есть бытьоднозначно понимаемым, и под это определение не должно подходить ничего, кромеэтого предмета. Попробуйте дать такое исчерпывающее определение понятию «стул»?«Деревянный предмет для сидения», — скажете вы? Неточно, отвечу я. Сюда непопадают металлические или пластмассовые стулья. И подходят под это определениене только стулья, но и ящики с овощами, пеньки, табуретки, пуфики и дажесадовые скамейки.

«Конструкциядля сидения, состоящая из собственно сидения, четырех ножек и спинки» -следующий вариант. Лучше, но под это определение не подходят стулья с тремя илипятью ножками, которые тоже встречаются в природе. «Конструкция для сидения,состоящая из собственно сидения, нескольких ножек и спинки», — очень хорошо, нопод это определение подходит также и кресло. «Конструкция для сидения,состоящая из собственно сидения, нескольких ножек и относительно жесткой прямойспинки», — теперь будем считать, что, наконец, дать понятие этому предметуполучилось.

Теперьвернемся к понятию «манипуляции». Интуитивно, конечно, мы с вами догадываемся осути этого понятия, но этого интуитивного понимания недостаточно для болееглубокого изучения. Владимир Даль определяет понятие манипуляции как некиеручные приемы. К сожалению, это бытовое определение, для психологиинеподходящее. Словарь Брокгауза и Эфрона определяет манипуляцию уже как«искусные приемы», называя, как пример манипуляции, массаж – и это тожеотносится к физическому плану и для аналогии в психологическом смысле неподходит.

Естьнесколько противоречивых психологических определений понятия манипуляции,поэтому возьмем, как аксиомы, то, на чем все-таки сходятся все специалисты ипсихологи. А именно, это следующие позиции:

Манипуляция –это какое-то управление. Манипуляция –это нечто скрытое.

Добавим сюдаличный и профессиональный опыт автора и зафиксируем следующее определение:

Манипуляция– это скрытое психологическое воздействие, с использованием эмоций, чувств,состояний партнера по общению, с целью получения выгоды для автора манипуляции.

В этом определении есть три ключевых слова, выделенные шрифтом:

Скрытоевоздействие. То есть воздействие неочевидное, скрываемоеманипулятором, со спрятанным смыслом. И, если скрытость воздействия пропадет исмысл действий является понятным, то манипуляция не будет иметь силы, да ивообще это будет уже не манипуляция.

Использованиеэмоций, чувств, состояний. Хотя между этими понятиями и естьнекоторая разница, но для нас она не имеет значения, поэтому для простоты будемсчитать эти понятия синонимами и применять любое из них. Чувства – инструментманипуляции! Подразумевается, что манипулятор намеренно внушает какое-либочувство (эмоцию, состояние) для того, чтобы подвести другого человека квыгодному для себя действию, поступку. Эмоция (положительная или негативная) –один из двигателей поступков. «Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше».Человек стремиться сохранить и приумножить приятную эмоцию, и одновременноизбежать, уйти от неприятных переживаний, восстановить психологический комфорт.Этот принцип и используется при манипуляции. Долго держать дискомфортноесостояния тяжело, человеческая личность неосознанно (или осознанно) начинаетискать выход и, если манипуляция удалась, выбирает поступок или поведение,выгодное манипулятору. В манипуляции затрагиваются и намеренно усиливаютсячувства другого для достижения своего результата. Если затрагивается толькоразум, а чувства нет — то это уже не манипуляция, а просто убеждение — чтоболее честно по отношению к партнеру.

Выгодадля манипулятора. Выгода может быть не только материальная (например, получениеденег в долг в результате манипуляции), но и психологическая: к примеру,унижение другого человека в глазах других людей с целью получения болеевысокого собственного статуса и уважения в обществе по сравнению с другими. Вданном примере, подведением к выгодному поступку будет то, что «жертва»манипуляции, образно выражаясь, «съест» собственное унижение и невольноподыграет манипулятору.

Обращаю вашевнимание, что в определении манипуляции не исключается получение выгоды дляобъекта манипуляции. Так, например, родители, воспитывая ребенка, зачастуюиспользуют манипуляции в общении со своим чадом. Они подводят его к социальноодобряемому поведению, заставляют говорить «здравствуйте» взрослым, хорошоучиться, делать зарядку, обливаться холодной водой – и делают это не толькоради себя, но и ради будущей выгоды для своего ребенка, справедливо (илинаивно) полагая, что далее он оценит их старания.

Теперь,держа перед внутренним взором определение манипуляции, исследуем наиболее частовстречающиеся виды манипуляций. Хорошо, если в процессе этого у вас будутпоявляться свои примеры или даже открываться глаза на некоторые события в вашейжизни.

Виды манипуляций
Манипуляция на беспокойстве, тревоге, страхе
Беспокойство,тревога, страх – суть одно и то же чувство. Разница только в силе, степениэтого чувства. Беспокойство легко может переходить в тревогу, тревога в страх,и наоборот. Этот вид манипуляции подразумевает внушение одного из этих чувств иналичие угрозы или угрожающей ситуации по принципу «если вот это не сделаешь –то я тебе…!!!».

Страх — одна из сильнейших эмоций человечества. За избавление от собственного страхалюди готовы выложить немалые денежки. Так называемый цыганский гипноз построен начувстве страха перед полумистическими силами, воплощением которых являютсяцыганки с их странным образом жизни, одеяниями, поведением и зловещимипредвидениями при гадании на руке. Этот же вид манипуляций используют страховыекомпании, торгующие чувством уверенности с чистой прибылью в 90 %.

Телевизионнаяреклама успешно эксплуатирует чувство легкого беспокойства зрителя по поводуперхоти, кариеса или белой юбки с пятном, а потом уже предоставляет правильныйответ, как справиться с этой проблемой — покупать правильный шампунь, зубнуюпасту или прокладки.

— Давайте-капроверим ваши зубки? – говорит улыбчивый стоматолог на телеэкране, О-о-о…!!! Дау Вас только два фактора здоровых зубов из семи. Какой пастой вы пользуетесь?Ну-у-у, тогда понятно… Только «Колгейт», батенька, спасет Вас от моего кабинетаи моей бормашины! А то ведь я только с виду такой добрый!!!

Манипуляцию на страхе используют бандиты и рэкетиры, которыевсем своим видом: бычьей шеей, массивной цепью, лысым черепом (ассоциация суголовным миром), тупым лицом без признаков интеллекта, хамским поведениемдолжны внушать чувство тревоги клиенту. Перефразируем известную фразу: Жажданичто, имидж все!

Как ни печально это осознавать, но и святая церковь манипулирует на страхе. Будешьгрешить – попадешь в ад. Будешь вести праведную жизнь – попадешь в рай. Поэтомув любой хорошо оформленной церкви посетитель встречается с картинами СтрашногоСуда на выходе – для напоминания. Поэтому большинство людей сейчас началиверить – на всякий случай, вдруг и правда сковородка по мне там, за последнейчертой, плачет…?

Помнится, есть метод лечения алкоголизма, называется «торпеда». Эта самая «торпеда»,представляющая из себя капсулу с неизвестным веществом, зашивается алкоголикамв вену, одновременно с декларацией тезиса: Если выпьешь – умрешь! На внушаемыхнатур действует убедительно, страх смерти побеждает желание выпить и человеквыходит из запоя. Правда, метод действовал не на всех пациентов, у некоторых вэтой битве побеждал зеленый змий — они срывались и продолжали пить. Однакослучаев смертей от «торпеды» наука не зарегистрировала, что и понятно — какомуврачу охота провести остаток своих дней за решеткой?

Как манипуляция на беспокойстве, тревоге, страхе может выглядеть в нашемповседневном общении? Проиллюстрируем эпизодом из фильма («Чужая Белая иРябой»). Разговор двух мужчин:

— Слушай, Иван, вернись обратно к Ксении…

— Это невозможно.

— Она пропадает без тебя, ты поступаешь нехорошо!

— Иногда остаться хорошим хуже, чем поступить плохо.

— Ты знаешь, Иван, врачи называют мою контузию волнообразной. Я тихий, тихий, а потом иЗАОРАТЬ МОГУ! И даже УБИТЬ кого-нибудь!!! — Да ты не бойся. Ничего этого покане должно произойти. Вернись к Ксении…

Стук закрывающейся двери. Тяжелые раздумья Ивана.

Продолжение материала начнем с психологического практикума. Определите –это манипуляция? Если да, то почему это является манипуляцией (подходит ли подопределение манипуляции)? Если «да» и поняли, почему это является манипуляцией,то какой вид манипуляции здесь используется, на каком чувстве пытается сыгратьглавный персонаж Г. Остера? Читаем стих:

Если вы, не спросив разрешенья войти,
В середине урока вбегаете в класс,
Не забудьте учителю строго сказать
Что сегодня опять недовольны вы им,
Пусть родителям он престарелым своим,
Передаст, чтобы завтра же в школу пришли
Будет с ними серьезный у вас разговор,
Потому что уже невозможно прощать
Безобразные выходки эти его.
Почему он без вас начинает урок?
Неужели не может хоть раз подождать?

Конечно, Выможете и сразу заглянуть в правильный ответ, но лучше, если сначала родите свойсобственный. Помнится, в детских и недетских журналах ответы на загадки икроссворды печатались вверх ногами – вы подсматривали или думали сами? Автор нестоль жесток к читателям, и поэтому правильный ответ приводится вниз ногами.Главный персонаж, он же нерадивый ученик, пытается сыграть на чувствевины учителя по принципу «лучшая защита – это нападение».

Манипуляция на чувстве вины
Но поначалу на чувстве вины играют взрослые:
— Ты почему маму не слушаешься?
— Почему ты кашу не ешь?
— Ты знаешь, что так поступают только плохие дети?
— Когда ты, наконец, будешь слушаться маму?
— Ты почему уроки не хочешь учить?
— Опять двойку принес, бестолочь?
— Говорила, не связывайся с этим Сережкой!

Когда детеныш только что родился, у негов психике заложены только базовые чувства и ощущения, непосредственно связанныес выживанием: комфорт, дискомфорт, приятно, неприятно, радостно, грустно. Нодалее взрослые успешно прививают своим чадам уже более сложные переживания, вчастности, комплексы вины, поскольку с его помощью легко управлять маленькимчеловечком. Понятно, что и сам ребенок, когда повзрослеет, интуитивно начинаетпользоваться теми же способами, что и родители.

Чувство виныпсихологически крайне некомфортно, поскольку оно подразумевает не толькоснижение самооценки («ты плохой»), но и наказание за какой-либо проступок.Поэтому, чувство вины — это смешанное чувство собственной неполноценности истраха за возможное наказание.

Какова технологияманипуляции на чувстве вины? Сначала оно создается фразами,подобным вышесказанным и с помощью особо жестких интонаций. Далее необходимодать его прочувствовать объекту, дать «насладиться» этим чувством. И когдаобъект созрел, дать понять, что надо сделать, чтобы от него избавиться.Подвести или дать самому догадаться, что надо сделать, чтобы облегчить этопереживание собственной вины. И виновный бросается эту вину заглаживать, делаетто, что выгодно манипулятору. Тот же принцип, уже упомянутый нами: «Рыба ищет,где глубже, а человек, где лучше…»

Обида- это типичный и самый распространенный пример попытки привить близкомучеловеку чувство вины. Признайтесь, поигрываете в эту игру? Ну, понятно, изблагих побуждений. Или не в силах сдержать праведное негодование. Да и вообще,как с таким негодяем поступать? Лучше всего замолчать, отдалиться, всем своимвидом показать, как вам плохо он сделал, и каков он, если стал причиной такоговашего состояния! И негодяй, конечно, вида не показывает, но все равноиспытывает глубокие нравственные страдания и воспитательный процесс идет поплану — все в порядке. И чем дальше, тем больше растет чувство вины у этого негодяйскогосущества. Ведь он же понимает, что «это же я, сволочь, причина этого охлаждениямежду нами и того, как плохо другому человеку». И когда чаша этого переживанияпереполняется, он падает в ноги и умоляет его простить. Ну, или не умоляет, апросто намекает, что готов повиниться, раскаяться, просить амнистии, признатьсвою ошибку, лежачего не бьют… Что, собственно и надо автору манипуляции, аименно восстановления чувства собственного превосходства, психологическогоудовлетворения и чтобы впредь знал, как себя вести, а как не надо себя вести…

Выразительныйпример из замечательного советского трехсерийного фильма просвежевыструганного итальянского мальчика. Алиса и Кот Базилио после того, какнезаконнорожденный сын Папы Карло перестал поддаваться на уговоры правильнораспорядиться пятью золотыми:

— Пойдем отсюда, Базилио!
— Пойдем отсюда, Алиса!
— Нас здесь не поняли, Базилио!
— Нас здесь не поняли, Алиса!
— Что мы здесь делаем с этим невоспитанным мальчишкой!
— Да, Алиса! Что мы здесь вообще делаем!

Ясно, что у Буратино нервы не стальные, а деревянные:
— Ну, ладно, ладно, подождите…!

Еще красивая иллюстрацияпопытки манипуляции из киножурнала «Ералаш». В школьном коридоре на переменестоят у окна два пацана. Толстый здоровяк смачно жует огромный сочный апельсин,неспешно отправляя в рот спелые дольки. Худенький одноклассник с нескрываемойзавистью смотрит на него и, наконец, решается обратиться к нему:

— Вот если быу меня был апельсин, я бы обязательно с тобой поделился…

На каком чувстве эта манипуляция? На попытке создать у толстого чувство вины, что естодин, что ведет себя не по-товарищески и что захочет эту вину загладить.Однако, как вы помните, манипуляция не прошла:

— Да, жаль,что у тебя нет апельсина! – дожевывая очередную дольку, соглашается толстый.

Зарисовкииз семейной жизни:

Мама – своей взрослой дочери:
— Если ты не позвонишь мне, то 3 года жизни уменя заберешь!… А если позвонишь – 5 лет жизни подаришь!!!

И как, спрашивается, дочери поступать после этого? Особенно если мама в возрасте ивремя от времени заболевает? Звонит, как телефонистка Ленину, когда может икогда нет.

Тринадцатилетняя дочь своим родителям:
— Вы любите его (сына) больше меня…!

И после этого родители пытаются загладить вину вниманием и подарками.

Еще одна семейная драма. Девушка Лида находится несколько месяцев вугнетенном и даже депрессивном состоянии. Причина следующая. Она живет четырегода со своим мужчиной в одной квартире. И постепенно поняла, что хочет с нимрасстаться, поскольку отношения с ним ее не устраивают. Но когда он это понял,стал угрожать убить себя, начал принимать наркотики. И твердо обещает убитьсебя, если у нее кто-то появится или если она его бросит окончательно.Постоянно твердит, что он без нее не сможет жить. Она делала пару попыток уйтиот него и переселиться в другую квартиру, но каждый раз возвращалась,поддаваясь на его уговоры. Причина в создании и культивировании у неежесточайшего чувства вины, ведь если с ним что-то случиться, это чувство винысгложет ее заживо.

Беременность.Дело святое. Но и беременность может стать способом манипуляции со стороныженщины, если она больше заинтересована в мужчине, чем он в ней. Это хорошийспособ привязать к себе мужчину за счет чувства вины, ведь бросить ребенка онтеперь не посмеет, иначе в сознании у него будут сидеть фразы:
— Как!!! Он бросил своего ребенка??? Не может быть!!! Каков негодяй!? Как онтолько посмел??? Вот он какой, оказывается???

На этом месте автор заявляет, что он вовсе не призывает бросать детей. А призывает лишьтрезво рассмотреть механизм манипуляции, который здесь может работать, икоторым действительно пользуются (иногда) женщины, даже если они в этом никомуне признаются.

Любимый прием некоторых мужчин. Когда есть желание прервать отношения сженщиной (любовь прошла, устал, надоело, появилась другая) — но сделать этотрудно. Почему трудно? Потому что возникнет то же чувство вины, что она будетпереживать и ей, покинутой, будет плохо, а он будет виноватым. Тогдасрабатывает следующая тактика. Стать «плохим», сделать что-то, что ей непонравится – и спровоцировать ее раздражение, гнев, повышение голоса, а потомобидеться на нее за это. И под этим предлогом прекратить отношения. И виноват вэтом разладе уже кто? Не он, конечно. Ведь это она на него так наорала. И пустьей будет так же плохо, но с ответственность уже не на нем, а на ней — а с негои взятки гладки. Главное, потом уже не провоцироваться на встречные шаги иделать вид, что у тебя в сердце смертельная рана, нанесенная жестокойобидчицей…

Могу подарить читателям мою маленькую и невинную любимую манипуляцию, когдасо мною не хотят чем-то делиться и что-то рассказать сокровенное. Особеннохорошо это может работать с близкими людьми. Надо с растерянностью и дажелегкой обреченностью в голосе сказать: — Ты что, мне не доверяешь…???

И удивленным взглядом смотреть прямо в глаза этому человеку. И только самое каменное сердцене дрогнет и не выдаст эту свою тайну.

Думается, читатели без труда опознают следующий вид манипуляции, которымпронизан следующий текст. Более того, возможно, к кому-то этот текст ужеприходил или еще придет по электронной почте:

-Здравствуйте! Меня зовут Павел, сейчас я уже учусь в Институте и помогаю дому,в котором я вырос, своих родителей я не знаю. Меня воспитала НатальяГригорьевна, которая для меня стала всем. Сейчас она ушла на пенсию, а у неепроживает 7 детей, многие люди в поселке об этом знают и помогают ей. Машенька,ей 7 лет, родители пьют, и сильно избивают её, и она ушла из дому. Самыйстарший это Сергей 13 лет, помогает зарабатывать, работая заправочной станциипо 16 часов в сутки. Я не могу передать Вам все, что происходит в этом доме, ио чем мечтают дети, я решил обратиться к Вам за помощью. Помогите нам, я верю,что в мире есть добрые люди, которые могут помочь! С помощью интернета я смоготкрыть интернет кошелек Webmoney, на который можно перевести нам несколькорублей. Вот реквизиты: 223-322-223.

Похожее чувство возникает, когда перечитываешь на ночь знаменитого чеховского «ВанькуЖукова»:

— Дорогой дедушка, забери меня отседова, а то я сам убегу… Работаю от зари до зари…Мерзну… Терплю побои… Сплю со свиньями в хлеву… А недавно стал я селедкучистить с хвоста, а хозяин взял и ейной харей стал мне в рожу тыкать…

И каково воздействие этого шедевра! Помню, в школе мы всем классом рыдали, заливая партупотоками слез. Не говоря уж о том, что классик научил целое поколение людейправильно обрабатывать рыбу! И Чехов, и Павел из интернет-деревни рождают однои то же чувство, на котором и строится этот вид манипуляции:

МАНИПУЛЯЦИЯ НА СОЧУВСТВИИ, ЖАЛОСТИ
Случай из церковной жизни. Одного сельского священника всем миром, инеоднократно, посылали на «курсы повышения квалификации» в Московскую епархию.Но каждый раз он на выходе из церкви раздавал многочисленным нищим всесобранные прихожанами на дорогу деньги со словами:

— И тебе денежки нужны, сын мой…
— И тебе тоже, раба божья…
— И тебе нужна помощь божья, человече…

Так и не случилось сельской церкви заполучить образованного батюшку.

Человек подвержен жалости. И одновременно умение сопереживать — это его сильная черта,отличающая от других биологических видов. Этот вид манипуляции построен именнона свойстве любого нормального человека сочувствовать людям, сопереживать,проникаться состоянием другого человека. На языке психологии это свойствоназывается «эмпатия» – умение эмоционально перевоплощаться в другого ичувствовать то, что чувствует он. Когда мы сопереживаем другому человеку, мы, внекоторой степени, идентифицируемся (сливаемся) с ним. И возникшее остроечувство как раз и используется в целях управления и провоцирует нас натребуемый поступок.

Нищиевполне успешно эксплуатируют этот вид манипуляции. Когда видишь оборванного,жалкого, голодного, заглядывающего с надеждой в глаза человека… Или инвалида, вколяске, без ног и рук, просящего денег на протез с достоинством обреченного…Или бабулю, просящую на хлеб среди равнодушной толпы… Или детей, поющихжалостливые беспризорные песни под гармонику… Сердце разрывается от боли и сочувствия,а ум поддакивает – что тебе же несколько рублей ничего не стоит отдать…?

Такдействительно, давать или не давать? Разумеется, это ваш личный нравственныйвыбор и правильного ответа здесь нет. В свое время Лев Николаевич Толстой былозабочен спасением нищих, стоящих на паперти и выпрашивающих у прихожанкопеечку. Он не только им помогал деньгами, но и пытался повлиять на судьбунекоторых из них – устраивал на посильную работу, колоть дрова, топить печь,убирать и т.д. Однако через некоторое время граф с удивлением обнаруживалпристроенного им человека вновь на паперти просящим милостыню. И Лев Николаевичвскоре осознал, что дело не в том, что этому человеку нужна помощь, а в том,что это уже его образ жизни и его выбор! И перестал заниматься этим сизифовымтрудом.

Длявзвешенного личного решения «давать или не давать» хорошо бы иметь ещедополнительную информацию о том, что нищенство – это тоже бизнес. И что всятерритория поделена на зоны, нарушать которые опасно. И что самим исполнителямдостается только меньшая часть. Большая же часть денег расходится ручейками накрышу, милицию и другие откупные.

Самыйзнаменитые попрошайки это, пожалуй, Шура Балаганов и Паниковский. Онииспользовали тот же принцип, воздействие на жалость, только под видом сыновейлейтенанта Шмидта. Кто забыл — это был герой подавленного восстания,легендарная личность послереволюционных лет, и тактически грамотно былоиспользовать его имя для большей эффективности этого сравнительно честногоотъема денег.

Но успешнеевсего в этом виде манипуляции, несомненно, дети. Они так натурально и слезнопросят новую игрушку, что сердце у родителей разрывается, а кошелекоткрывается. Или же просто горько плачут, когда не хотят есть надоевшую кашу имама говорит:

— Ну, ладно,ладно… Съешь хотя бы мандарин…

Интересныйслучай манипуляции, приведенный участницей Ольгой на одном изтренингов. Она работает начальником отдела в крупной фирме. Однажды руководствоприслало ей для прохождения испытательного срока молодую сотрудницу. Сотрудницакак сотрудница, начала работать и между делом рассказывать о себе. И постепенноОльга и весь отдел узнали, что сама она из-под Рязани и приехала в Москву научебу и работу. Еще узнали о дедушке, который болен и уже не встает. О слепойтетке, которой требуется уход. О безденежье и нищете в этой российскойглубинке. О деревенской родне, которая собирала ей деньги буквально по копеечкена учебу. И что это ее последний шанс выбиться в люди и не пропасть, какпропадают многие в этой беспросветной ситуации…

Но самоепечальное, через месяц Ольга, как начальник отдела, отчетливо поняла, что новаясотрудница абсолютно не приспособлена для офисной работы, не может справиться сэлементарными заданиями, бездарна для обучения, и что легче самой делать всю работуза нее, чем поручать и отдавать распоряжения. И вот сидя за написанием поитогам месяца докладной руководству об итогах испытательного срока, Ольгинарука так и не поднялась написать горькую правду, которая просилась на столначальнику. И перед глазами у Ольги стояла вся родня, парализованный дедушка,слепая тетка, деревенская нищая родня и новая сотрудница с большимижалостливыми глазами…

Красивыйпример из фильма «Мыс страха» с Де Ниро в главной роли. Его геройследит за своим врагом – адвокатом, которому Де Ниро хочет отомстить за плохуюзащиту на суде. Адвокат, когда ситуация для него стала опасной, пытаетсяскрыться, запутывает следы, выезжает в аэропорт. Картина такая: Де Ниронеобходимо узнать, улетел ли его враг. И после посадки на рейс он подходит сзаклеенным лицом (после драки с подосланными к нему убийцами) к сотрудницеаэропорта за компьютером:

— Скажите, рейс 219 уже улетел?
— Да, сэр.
— (вежливо) Подскажите, мистер Билл должен был лететь на этом рейсе, он сел наэтот рейс?
— (строго) Мы не имеем права давать такую информацию.
— (с мольбой в голосе) Понимаете, мистер Билл мой адвокат. Мы с женой попали ваварию, нам очень нужно знать, когда он вернется.
— (менее строго) Мы не имеем права, сэр.
— (плачет, размазывает слезы по исцарапанному лицу) Мы потеряли нашу малышку,была авария, теперь этот процесс, нам очень важно знать, когда вернется мистерБилл.
— (преодолевая чувство долга) Он сел на рейс и вернется послезавтра, рейсом315.
Де Ниро добился своего, разведя сотрудницу аэропорта на жалость.

Вопрос.А что же, простая просьба – является ли она манипуляцией или нет? Ведь мыобращаемся с просьбами к другим людям чуть ли не ежедневно и даже по много разна дню. Мы что, в роли манипулятора? Как ни удивительно будет осознать, ноэлемент манипуляции изначально содержится в любой личной просьбе. Посколькулюбое подобное обращение к человеку подразумевает затрагивание его чувств, аименно, сочувствия. Конечно, если это просьба, как в вышеприведенном примере,это 100% манипуляция. Если это обычная нейтральная просьба без явных признаковпобоев на лице – там только небольшой элемент манипуляции, но он все же тожеесть! Поскольку в личном общении с вами другим человеком в некоторой степенибудет двигать не только разум и логика, но и хотя бы небольшая эмоциональнаясоставляющая. Единственная абсолютно неманипулятивная просьба – это просьба,выраженная на бумаге деловым официальным текстом:

«Не будет ли так любезен многоуважаемый джинн выдать подателю сего документажар-птицу в количестве одного экземпляра для услаждения слуха подателя и егоприближенных, а так же для использования в хозяйстве и других личных нужд.Заранее благодарен, Барон Мюнхгаузен.»

И тогда эмоциональная составляющая такой просьбы равна нулю и «джинн» приметрешение, опираясь исключительно на собственный разум, логику и сознание, безвлияния чувства жалости.

Не к ночи будь сказано, но вспомним самого знаменитого в нашей стране грека подименем Мавроди. Не счесть, сколько народу принесли денежки в его пирамиду подназванием МММ. И ведь неглупых людей, среди которых немало уважаемых и дажеочень известных! Очевидно, что это была массовая манипуляция сознаниеммиллионов людей, причем отлично спланированная и проведенная. Пожалуй, вистории человечества это пока самая денежная манипуляция. На чем она работала?Ответ следующий. Это:

МАНИПУЛЯЦИЯ НА ЖАДНОСТИ, ВЫГОДЕ
— Эй, мальчик! Хочешь получить пакетик леденцов и прокатиться в повозке?
«Вождь краснокожих»

Жадность этоне только холодный расчет. Это еще и сильное чувство. Не зря жадностьсвязывается в нашей культуре с жаждой, со страстью, с желанием. Есть такаяпоговорка «жаба душит» — что за жаба такая? Как раз вот это самое чувство иесть. И ведь душит, регулярно душит чуть ли не каждого! В примере про Мавродивкладчиков двигало жгучее желание получить выгоду минимальными усилиями и оноже было эффективно использовано мудрым греком, очевидно, хорошо разбирающимся вчеловеческих слабостях.
Желание получить выгоду может быть связано с материальными ценностями (деньги,вещи, квартиры, автомобили), а может выгодой и нематериальной (внимание,отношение, время, знания, приятные эмоции). Это может быть удобство, комфорт,что-то полезное для здоровья, похудание, пополнение и любые другие ресурсы.

Жадность –это не только порок, это еще и мощнейший двигатель человека и человечества вцелом. Если бы не желание получить выгоду, не было бы механизмов, открытий,изобретений, машин и прочих благ цивилизации. Все это придумано и созданолюдьми, желающими материальных благ, славы, престижа и всего того, что это моглоим дать. Даже так называемый альтруизм дает этой личности нечто. Что, спроситевы? Ответ: чувство собственного величия и значимости. Так что в любом случаечеловеком, создающим ценности нашего мира, двигает некая будущая выгода.

Пример манипуляции на жадности, выгоде в бизнесе. В офискоммерческой фирмы «N» приходит представитель другой торговой фирмы, назовем ее«M», и ищет возможности для сотрудничества. С руководством обсуждаются разныеварианты и разные темы и, кроме прочего, этой коммерческой фирме «M» срочнонужна оптовая партия пряжек для ремней по такой-то цене, у них есть выгодныйзаказ на большую партию готовых изделий. Ладно, поговорили и разошлись, пока ненайдя конкретных точек соприкосновения. Через пару дней в эту же фирму «N»приходит еще один представитель совершенно другой компании и между деломвыясняется, что у него есть большая партия именно таких пряжек для ремней,которые нужны позавчерашней фирме. И даже по не очень дорогой цене! По крайнеймере, гораздо меньше, чем искала фирма «M»! С трудом сдерживая ту самую жабу,радостно квакавшую о своем жабьем счастье, руководитель срочно заключаетконтракт, настаивая на его немедленном исполнении. Ведь дело то срочное! Уже вэтот день контракт оплачен наличными и огромная партия блестящих, но немодныхпряжек выгружена на складе уважаемой фирмы «N». Как вы понимаете, теперь весьофис и все сотрудники ходят в этих самых пряжках по уши и даже правнукам этихсотрудников их носить — не переносить, даже если они будут менять их каждыйдень. Директора развели на желании нагреть руки на столь неслыханной удаче.

Примеры из повседневной торговли. По сути, весь процесснепосредственной продажи представляет собой попытку сконцентрировать вниманиепокупателя на выгодных сторонах товара, и увести внимание со слабых иневыгодных сторон. И успешный продавец это тот, кто покупателю эту выгодуубедительнее и правдоподобнее представит.

С попыткой манипуляции на жадности, выгоде мы встречаемся каждый раз, когда вмагазине или на рынке слышим о скидке в нашу честь. Такой манипулятивный приемиспользует торговля, эксплуатируя именно эти чувства. Скидки-то, и даже весьмасущественные, действительно есть — но какая же тогда наценка? Из года в годпотенциальные покупатели попадаются на фразы:

— Торопитесь! Количество мест ограничено!
— Предложение действует только до 12 мая!
— С января повышаются цены!

Эта попытка актуализировать чувство жадности у покупателей проходит спеременным успехом. И ведь придраться к этим лозунгам нельзя. Ведь любоеколичество мест или товара по-определению ограничено…

Торговые жеакулы придумали систему дисконтных карт, купив которую вы автоматическиполучаете скидку в два процента, например. Хорошее дело для покупатели?Несомненно. Только умалчивается тот факт, что покупателю психологически ужегораздо сложнее купить даже мелочевку в другом магазине, ведь он уже на игле.Точнее на жабе, которая в другом магазине непременно высунется из своего болотаи заверещит:
— Ты что, хозяин! Нам же в другом магазине скидка положена!! Я тебе не позволютратить народные деньги!!!

В итогехозяин, еле волоча ноги после работы, плетется именно в тот магазин. Он,выиграв два процента, проигрывает свободу выбора, обменяв ее на психологическийкомфорт для своей пупырчатой подруги.

Чистосердечноепризнание смягчает вину. Известная формула следователей и прокуроров.И одновременно типичная манипуляция на выгоде. Подследственный проникается этойвыгодой, признается, берет вину на себя и рассказывает подробности. Ведь всеравно от ответственности не уйти, подсказывает ему разум. И, может быть,послабление сделают — ноет внутри душа? А следователи готовы обещать все, чтоугодно, за чистосердечное признание. Оно и понятно, дело раскрывается изакрывается, процесс двигается, премиальные получаются. При частном разговореодин из друзей-следователей мне откровенно сказал, если что – не бери вину насебя НИКОГДА! Потому что обещанного три года ждут. Или не три, а сколько дастсуд. Успокаивает только то, что пока мы с вами, дорогие читатели, чтимуголовный кодекс.

На правоохранительнуютему вспоминается еще эпизод из знаменитого фильма «Молчание ягнят».Женщина-следователь Кларис разговаривает через железную решетку с осужденным напожизненное заключение страшным людоедом под кличкой Лектор. Только он,каннибал Лектор, как специалист в вопросе извращенцев и живодеров, может помочьследствию найти другого маньяка, похитившего дочку губернатора штата. Может-томожет, но этот ироничный упырь абсолютно не настроен помогать следствию итолько глумится над беспомощностью сыщиков в лице обаятельной Кларис. И тогдаона применяет следующий ход:

— Посмотритесюда. Это план острова, где расположена другая тюрьма. Остров южный, утопает взелени, птицы порхают как в раю, а море бьется прямо о стены тюрьмы. Посмотритефотографию. Окна вашей камеры будут выходить на берег. Уже есть договоренностьс начальством о прогулках — два раза в неделю по побережью, с охраной, конечно,но все-таки это лучше, чем эта тюрьма для убийц, где вы находитесь… Помогитенам. Скажите, где его искать?

Интриги другихсотрудников, раскрывших эту манипуляцию на выгоде, помешали хитрой женщиневоплотить этот план в жизнь. Но сама идея…!

И еще одна женская манипуляция:
Супружеская пара. Выходной день:
— Милый, ты хочешь сходить со мной в театр на премьеру твоего любимогорежиссера?
— Конечно, прелесть моя!
— Тогда надо подготовиться, все-таки там будет весь свет. Я позабочусь охороших местах. Я почищу тебе костюм. И тебе обязательно надо подобрать новыйгалстук, собирайся, пойдем за ним прямо сейчас.
В магазине:
— А ты знаешь, что мне нечего надеть в театр и мне срочно нужно новое платье?Вот смотри, как раз такое мне очень подойдет!

На чемпостроена здесь манипуляция? Супругой красиво создаются условия для покупкиновой вещи для себя. Ею изящно подана выгода для мужа, а когда он в ней ужеубедился, деваться ему уже некуда, умная женщина реализует свой интерес. Пошелза галстуком для театра, а купил платье от Кардена.

Интернет-манипуляция.Еще один способ воздействия на чувства обладателей почтовых ящиков. На этот разна чувство выгоды. И даже упущенной выгоды. Приводим текст послания дословно:

-Поздравляем!!! Вы стали победителем конкурса e-mail адресов. Конкурс проводилсяна основе произвольного выбора из базы e-mail адресов абонента и присвоение емутитула «Победитель». Всего выигравших абонентов 845. Сумма выигрышадля всех составила 25000 долларов. Розыгрыш проводился при содействии всехкрупных владельцев E-mail серверов. Для получения выигрыша оплатите госпошлину.Требуется для оформления документов и открытия счета. Сумма оплаты составляет194 рубля. Оплаченная сумма автоматически зачислится как уплаченный вами налог.В течении 48 часов после оплаты вам придет инструкция, излагающая в себе весьпроцесс получения выигрыша. Платеж можно осуществить в любом отделенииСбербанка РФ, через кассу оплаты коммунальных услуг и операторов сотовой связии так же через любой коммерческий банк. Реквизиты прилагаются.

Только самаядохлая жаба не зашевелится от такой удачи:

— Хозяин! Мывыиграли!! Я же говорила!!! Я верила в нашу с тобой звезду!!!! – заходится врадостной истерике зеленое создание.

И только еслиспуститься с небес на землю, и несколько раз перечитать это письмо, становитсяпонятно, что оно очень хитро составлено. Потому что понимать его можнопо-разному. И с ходу его можно понять так, как хочется верить любому живомучеловеку – халява, сэр! Почти халява! И ведь как точно подсчитано – удивляемсямы, именно 194 рубли на налоги! Все у них как в аптеке! И крупные серверысодействовали. Ну, значит, без обмана!

Однако, еслиотрезвить себя, то можно увидеть еще и другое понимание этого текста. А именно.Вы, кончено, выиграли. Только не только вы. А еще 845 абонентов. Сумма 25000долларов? Правильно. На всех. Абонентов. Но не на каждого. А на всех. То естьделить надо как-то. По-честному, разумеется. Розыгрыш будем проводить. Ипроведем! И поучаствуем! И получим результаты по почте. Сами догадайтесь,какие? Правильно – как в лотерее «спринт». И претензии не принимаются. И дажеобмана не было. И крупные сервера действительно задействованы – электроннаяпочта ведь на разные адреса посылалась, которые ими поддерживаются, значит, этисервера нашей лотерее содействовали! И то, что вы поняли вы это письмо так, каксами хотели понять, а не так, как правильно – так это чья проблема? Так что,сам дурак, родной. Читать учись внимательнее!

Для продолжения темы разберем одно из интересных писемчитателей, пришедших по мотивам предыдущих выпусков. Читательница Юлия пишет:

— Разрешитезадать вопрос. Цитирую Ваш абзац: «Чувство вины — это смешанное чувствособственной неполноценности и страха за возможное наказание.» Почему женужно каким угодно способом уйти от этого чувства «некомфортности»,почему надо бежать от собственной неполноценности и почему, наконец, обязательнострах за возможное наказание??? Чувство вины — это голос совести в человеке. Иесли совесть не чиста, то почему возможное наказание не принять, каксправедливое возмездие за содеянный поступок? И почему чувство собственнойнеполноценности не принять, как реальность, соответствующую сегодняшнему дню.

И почему всеэти чувства не толкают к позитиву, к самореализации, к конкретным действиям,направленным на то, чтобы стать более полноценным, принять ряд мер, чтобызагладить свою вину, а не бояться наказания??? Совесть, справедливость высшие инеобходимые понятия человека. А Вы предлагаете подмену, суррогат чувств в виде«комфортность» и «некомфортность». Ведь это очень низкий уровень человека,когда он руководствуется только чувством «комфортности». Именно это чувствостыда, вины толкает человека к благородным поступкам, к совершенству, поэтомуоно конструктивно, именно потому, что заставляет стать лучше. А если учить себялюбыми способами убегать от «некомфорта», то каким монстром человек в итогеокажется, и даже сможет ли такой человеком называться.

Защитой отвсяких манипуляций опять-таки, есть чистая совесть. Если я знаю, что невиноват, то ни какие инсинуации с чьей-либо стороны и на какое угодно чувствона меня не подействует. Подействуют, конечно, на нервы, но это уже другойвопрос.

Конец цитаты.

Хотя потоксознания у читательницы эмоциональный и слегка путаный, но зато она ставитинтересную тему. По сути, здесь несколько вопросов, поэтому разберемсяпо-частям:

Почемуже нужно каким угодно способом уйти от этого чувства»некомфортности», почему надо бежать от собственной неполноценности ипочему, наконец, обязательно страх за возможное наказание?????

Автор никогоне убеждал, что обязательно нужно. Стремление избежать дискомфорта — это всеголишь свойство человека и всей живой материи в целом. И даже свойство амебы,которая дрейфует именно в сторону более физиологичного для себя составажидкости. И даже свойство венца природы – человека, который всей своей историейи всем своим прогрессом стремится к новым ресурсам и, следовательно, кудовлетворению своих потребностей и еще большему физическому и психологическомукомфорту. Конечно, человек существо сложное и полностью его описать на уровневсего лишь двухполярных чувств невозможно. Однако в данном случае, для того,чтобы разобраться, необходимо смотреть более масштабно, укрупненно, и поэтомуавтор и ввел две основные полярные категории «комфортно – некомфортно», вкоторые можно вписать все человеческие чувства. А после можно вновь усложнить иуглубить, и более подробно исследовать человеческие переживания, чувства,состояния.

Именноэто чувство стыда, вины толкает человека к благородным поступкам, ксовершенству, поэтому оно конструктивно, именно потому, что заставляет статьлучше.

Совершенносогласен. Рад, что разделяете мою точку зрения. Желание избежать дискомфорта, аименно, вины, страха, неполноценности и прочего, приводят к тому, что человекстремиться стать совершеннее и выше и загладить свою вину и получитьиндульгенцию. За что мы этим чувствам вполне можем быть благодарны! Только вотя еще не встречал человека, который по доброй воле хотел бы испытывать этичувства и состояния, думаю, что и читательница Юлия в том числе себе этого нежелает…

Интересно,что даже самые благородные люди имеют одним из главных движущих мотивов своейдеятельности получение еще больше психологического комфорта от собственноговеличия и благородства. А также имеют мотив избегания дискомфортных чувств виныза собственное бездействие и жалости к страдающим. Вспомните хотя бы Мать Терезу,и решите сами, к высокому или низкому уровню человеческой личности вы ееотнесете.

Аесли учить себя любыми способами убегать от «некомфорта», то каким монстромчеловек в итоге окажется, и даже сможет ли такой человеком называться.

Если научитьсебя избегать дискомфорта, жить в психологическом комфорте (читай, счастливо) ине зависеть от манипулятивного воздействия других людей, то из этого вовсе неследует, что человек становится монстром. Более того, это есть обязательноусловие осознанности своих поступков. Поступков от собственного решения исознательного выбора, а не от избегания дискомфорта. Это и есть условиенастоящей нравственности, а не видимой, которая происходит от того, чтонаступили на хвост и прижали к стенке. Настоящий нравственный выбор начинаетсятам, где человек с ясным сознанием и незамутненными чувствами решает, какойпоступок он сейчас готов сделать.

При этомвнешне поступок может быть идентичным поступку человека под воздействием чувстви манипуляций, но внутренним содержанием существенно отличаться. Для примера:два бизнесмена, жертвующих деньги на детский дом. Только один это делаетпотому, что к нему в кабинет пришел и удачно поработал и накрутил ему щемящеечувство жалости к сиротам сотрудник фонда социальной поддержки, а другойпотому, что он хочет сделать мир лучше и добрее. Почувствуйте разницу.

Еще пример.Наемный убийца, которого святая церковь запугала наказанием за грехи и страшнымсудом и поэтому он, наконец, покаялся и завязал с мокрыми делами. И бывший боецгруппы Альфа, который может убить и рука не дрогнет, но одновременно имеющийпринципы, которыми не хочет поступиться, и поэтому отказывающийся убивать людейза деньги. Кто из них «монстр», решите сами.

Защитойот всяких манипуляций опять-таки, есть чистая совесть. Если я знаю, что невиноват, то никакие инсинуации с чьей-либо стороны и на какое угодно чувство наменя не подействует. Подействуют, конечно, на нервы, но это уже другой вопрос.

Вполне можетбыть, что вам удастся не зависеть от воздействия и не поддаться навешиваемымчувствам. Манипуляция действует далеко не каждый раз, да и не каждый раз онабывает изящной и качественной. И хорошо. Вот только на бытовом языке «нервы» -это и есть чувство на языке психологии. Чувство досады, раздражения, агрессии, желаниеотстоять справедливость и другие «нервы». И если кому-то удалось воздействоватьвам на нервы, это уже половина успешной манипуляции.

Чувствовины — это голос совести в человеке. И если совесть не чиста, то почемувозможное наказание не принять, как справедливое возмездие за содеянныйпоступок? Совесть, справедливость — высшие и необходимые понятия человека.

Юлия озвучилапонимание подавляющего большинства людей нашей цивилизации о понятии СОВЕСТЬ.И теперь мы, с чистой, так сказать, совестью, можем перейти к этому, главномувопросу в письме. Тем более, что это следующий вид манипуляции. А именно:

МАНИПУЛЯЦИЯ НА СТЫДЕ, СОВЕСТИ
-Что ты там прячешь?
— Не скажу, это секрет!
— У кого чистая совесть – у того нет секретов!
Диалог из мультфильма про ежика и поросенка.

Этот видманипуляции демонстрирует нам поросенок, который пытается воздействовать накнопки совести ежика. Надо сказать, что у него получилось — ежик раскололся исдал свой секрет.

На что похоже и как нами переживаетсячувство стыда и близкое к этому чувство совести? Это особо остроечувство собственной неполноценности, недостойности своей личности или своегопоступка. Такое сильное, что даже несовместимо с нахождением среди другихлюдей. Поэтому мы интуитивно в такие моменты стремимся избежать взглядов, лиц,и стремимся покинуть свидетелей нашего позора. И при невозможности это сделатьможет наступить даже физиологическая неконтролируемая реакция покраснения кожи.Где кроется причина реакции покраснения? Организм бы хотел физически убежать изэтой ситуации и готовится к этому мышечному движению всеми своими ресурсами:дыханием, сердцебиением, приливом крови, адреналином — но сознание егоостанавливает. Вот этот физиологический прилив крови и бросается человеку вголову, шею, плечи, но видимыми становятся только на лице. Сознанием этареакция почти не контролируется, поэтому мы имеем возможность сразу видетьнаиболее «совестливых» людей.

Какформируются механизмы воздействия на личность? Интересно, что поначалуу новорожденных детей нет ни стыда, ни совести. Ведь поначалу ребенок, как Адамс Евой в раю, не знает, что надо стыдиться обнаженного тела, прятаться, когдапереодеваешься или писаешь, вести себя прилично и здороваться, испытыватьчувство вины, когда говоришь неправду. Взрослые формируют все это в процессевоспитания. Есть даже такое педагогическое понятие «воспитание чувств». Каких,спрашивается, чувств? Тех самых, стыда и совести, в основном. Ведь без нихребенком будет практически невозможно управлять. Так и формируются кнопки управленияличностью, в которой начинают работать эти механизмы чувств с помощьювоспитанных взрослыми и культурой кнопок. Нажал – получил результат. И чемболее воспитан человек, тем более стабильный результат можно получить.

Еслипокопаться в памяти, можно найти технологию формирования этих кнопок. Социум влице родителей, учителей и других авторитетных взрослых с детства возлагает нанас ответственность плюс некую социальную роль:

— Ты же мальчик, ты долженуступать девочке…
— Ты же девочка, должна быть аккуратнее…
— Ты же старше, ты должен уступить…
— Ты же умный мальчик, что ты связываешься…
— Девочка не должна так себя вести, это неприлично…
— Мальчик, тебе же должно быть стыдно, это же некрасиво…
— Так поступать нехорошо, только плохие дети так делают…

И чем авторитетнее взрослый, тем лучше запечатлеваются и остаются в детскомподсознании его слова. Как «воспитывает» наши чувства культура? С помощьювоспитательных рассказов, например. Неизгладимое впечатление на ранимую детскуюпсихику таких рассказов можно сравнить разве что с первой влюбленностью.Помните?

Огурцы.Маленький мальчик бежал вечером домой и оказался на грядках с огурцами.Сообразив, что можно порадовать маму, он быстренько набрал полный подол огурцови, несмотря на вопли сторожа, вприпрыжку добежал до своей хаты.

— Мама!Смотри, что я принес! – искренне радовался маленький кормилец.
— Та-а-к… Рассказывай, где ты их нарвал!? – чуя неладное, расспросила егострогая мама.
Когда выяснилось, что огурцы колхозные, мама собрала их все до единого обратнов подол и отправила рыдающего мальчика в ночь, обратно на колхозное поле.
— Как же я их назад отнесу?! Ведь там же дяденька с двустволкой…!!! – плакалмальчик.
— Как нарвал, так и отнесешь! – непреклонно отвечала Макаренко в юбке. Делатьнечего. Всхлипывая и сопя, мальчик добрел до колхозных грядок и встретился тамсо сторожем.
— Ага! – недобро сверкнул глазом страж колхозного добра, — Вот Вас то мне инадо! Изволили Вы съесть колхозный огурец!
— Простите, дяденька, я больше не буду! – завел свою пластинку маленькийворишка. Возьмите Ваши огурцы… Тут они все, кроме одного, который я уже съел.Что теперь со мною будет?

Сердце старика-сторожа оказалось не камнем. Ипосле недолгих переговоров он провозгласил съеденный огурец подарком лично отсебя и этим облегчил морально-нравственные страдания мальчугана.

Вывод.Мальчик хотел-то как лучше. Накормить маму, угостить братьев и сестер, самомуподкормиться и окрепнуть. А вышло — натерпелся горя и мучений. Вот и разберисьпосле этого, что делать в этом взрослом мире? Но когда надо испытывать жуткийстыд за свои поступки мальчик, а вместе с ним и юный читатель, запомнили оченьхорошо.

Совесть.А это рассказ про то, как одна девочка не пошла в школу. Вернее, пошла, собравучебники и взяв свой завтрак, но не дошла, а стала бродить по солнечномувесеннему лесу, радуясь, как она умело обвела всех вокруг пальца. Но потомчто-то в ней внутри надорвалось. И обломалось. И разорвалось. Потому чтопроснулась совесть. А потом девочка сидела на пеньке и плакала, несмотря напогожий денек. И помочь ей не было никакой возможности, потому что в книжку незалезешь. И читательское детское сердце продолжает надрываться, переживая забедную девочку на пеньке.

Двойка.Продолжая эту душераздирающую тему, нельзя не вспомнить рассказ, как еще однашкольница подчистила двойку в классном журнале (Кстати, вы использовалиподобные технологии в собственном дневнике, еще помните или уже нет?) А дальшенаступило самое ужасное. Сначала страх за возможное обнаружение поступка. Потоммуки совести. Потом жгучий стыд, при представлении, как это все может бытьобнародовано. Наконец, несчастная девочка чуть не упала в обморок, когдаучительница раскрыла журнал и стала изучать его, недоуменно поднимая брови ихмуря лицо. Наконец, полуживая от всех этих мучений девочка на перемене подошлак учительнице и во всем призналась. Вы знаете, ей стало легче…

Теперь вы хорошо понимаете, что надо делать вподобных случаях?

Формирующиеи поучительные стихи. Это один из методов «воспитания чувств».Особенно хорошо это получалось у Маяковского:

Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха,
Что такое хорошо,
И что такое плохо?

Папаша, несомневайтесь, поведал не только сыну, но и всему поколению, поскольку оноподслушало этот разговор с помощь обязательной школьной программы.

Ни стыда, ни совести. Можно вспомнить, как родители совершают вклад вформирование стыда и одновременно добиваются правильного, с их точки зрения,поведения. Мама на диване смотрит телевизор, а ребенок рядом читает смешные рассказыДрагунского. В ключевой момент тележурналистского репортажа с места событийследует возмущенная мамина фраза:

— Тут дети умирают! А ты смеешься над веселойкнижкой! Ни стыда, ни совести!!!
Притихшему ребенку ответить, как вы понимаете, нечего. Но в какой моментположено стыдиться, у него уже отложилось.

Далее важнограмотно использовать сформированные кнопки, а то все труды пройдут зря.Хороший родитель, в данном случае мама, умеет ненавязчиво рассказыватьпоучительные истории типа такой:

— Вот когда я первый раз встречалась смальчиком, он плохо пахнул. Мне было противно, а ему, когда я сказала, сталостыдно. Так что обязательно надо мыться.
Будьте уверены, мальчик вырастет чистюлей.

Историческийпример манипуляции. В конце сталинградской битвы, в уже безнадежнойситуации генерал Паулюс был повышен Гитлером до фельдмаршала. Телеграмма обэтом пришла буквально за несколько часов до развязки. Что хотел Адольф добитьсяи на какое чувство он пытался воздействовать? На чем была манипуляция? Напрашиваетсяответ, что на чувстве долга. Однако, в данном случае все ресурсы чувства долгауже были исчерпаны, это уже не первый месяц отчаянной обороны. И однадополнительная деталь делает эту ситуацию более прозрачной.

Еще ни один фельдмаршал Германии не попадал в плен. И когда выбраться из плена маршалуПаулюсу уже не представлялось возможным, фюрер и попытался спровоцировать егона самоубийство. И именно на чувстве совести и стыда, а не долга. Гитлер как бысообщал своему новоиспеченному фельдмаршалу:

— Что, и ты с этим сможешь жить, как первый фельдмаршал великой Германии,взятый в позорный плен?

Попытка не прошла. Фельдмаршал смог. Еще и показания давал на Нюрнбергском процессе.

Такчто же делать с совестью, черт возьми? Это крик души одного изучастников тренинга. Мы дети наших родителей, нашей культуры и нашеговоспитания. И изменить это нельзя. Но повлиять на свои чувства мы можем. Как никрамольно это звучит, я предлагаю вам отказываться от стыда и совести, как быглубоко они не въелись в нашу душу. Эти чувства можно отслеживать,останавливать и контролировать. Иначе они начнут контролировать вас.

Заменяйтесовесть на собственные нравственные категории, на свой разум, своюнравственность. Ответственно скажите:

— У МЕНЯ НЕТ СОВЕСТИ. У МЕНЯ НЕТ СТЫДА. У МЕНЯ ЕСТЬ МОЙ ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР!

И это единственное, чему я предлагаю вам верить. Себе.

Расскажите друзьям:

Похожие материалы
remove adware from browser